Найти тему

Пусть ваш сын идет в сапожники, он больше ни на что не годен

Оглавление

- такие фразы настойчиво говорились отцу Альфреда Адлера.

Мальчик очень плохо учился, оставался на второй год, и учителя уговаривали забрать его из школы, отдать в ученики сапожнику.

Альфред А́длер, крупнейший психолог ХХ века, врач, психиатр, создатель индивидуальной психологии и термина "комплекс неполноценности". Ученик З. Фрейда, позже отошедший от Фрейдовского учения из-за несогласия с ключевыми положениями психоанализа.
Альфред А́длер, крупнейший психолог ХХ века, врач, психиатр, создатель индивидуальной психологии и термина "комплекс неполноценности". Ученик З. Фрейда, позже отошедший от Фрейдовского учения из-за несогласия с ключевыми положениями психоанализа.

А статья вообще не про учебу, а про то, чтобы понять себя. Вчера говорила про "образ Я", как он определяет наше отношение ко всему, что мы воспринимаем и планируем в жизни. Ссылка на вчерашнюю статью:

И одна из важных категорий в "образе Я" - это успехи или провалы в учебе. Пример комментария:

-2

Повторю текст, т.к. может быть мелко на телефонах:

"глупые дети, это, иногда, проявление глупости учителей и, не редко, предвзятого отношения к ученику. Моя классная в 8-м классе минимум раз в неделю приходила к родителям и твердила, что я тупой и д-ил, что мне лучше уходить из школы в ПТУ. Ну не любила она меня, а я её люто ненавидел. У меня были конфликты с химичкой, с физичкой, с учителями русского и математики. И родители поспособствовали тому, что я пошел учиться в техникум после 8-го класса. Где я стал отличником, профоргом группы, общественным деятелем. Классная, или как там говорили руководитель группы, во мне души не чаяла. Там я стал другим человеком. Потому что там совсем другая система отношений между учащимися и преподавателями. Там никто не довлеет над учащимися, там свобода. Никто не говорит тебе, что ты ни на что не способный, что ты глупый, что никем в жизни не станешь.

Как это делают большинство учителей школы.

Сначала надо глупых учителей искоренять."

Так человек, написавший коммент, - тупой или отличник???

Трудность в том, что наш "образ Я" начинают рисовать в нашей голове близкие взрослые, которые убедительно рассказывают маленькому ребёнку о его качествах. Он верит и начинает действовать из того, что ему рассказали.

А потом часто возникают несовпадения с реальностью:

  • могли рассказать, что "я король" и все окружающие обязаны вокруг меня бегать - а оказалось, что не король и никто не бегает;
  • могли рассказать, что "я тупой", и я боялся попросить от жизни новую должность, новую зарплату, не мог взять на себя дополнительную ответственность и т.д. - а оказалось, что не тупой, и при внимательном взгляде на жизнь могу перечислить много ситуаций, где был умницей, где отлично справлялся!

Кто Я? Какой Я? Что я МОГУ? Чего я НЕ могу, а может мне и не надо это мочь? -

сложные вопросы, в ответе на которые трудно быть объективным, потому что нигде нет "образца меня", с которым можно было бы сравнить моё мнение, моё описание себя самого и сказать "ах, вот оно что, вот где я ошибся!".

Мнение о себе мы складываем из описаний других людей - а это огромные искажения!

Об этом подробно писала в статье:

Оценки в школе - это комбинация как минимум 8-ми основных факторов:

  • отношения, которые сложились между учеником и учителем (клеймо "отличник"/ "двоечник" имеет ключевое значение);
  • отношения с родителями (способ работы психики очень влияет, потому что ребенок должен захотеть слышать то, что говорит взрослый, а 2-ой, 4-ый и 5-ый типы имеют серьезные нарушения слышимости по объективным причинам);
  • стабильность / тревожность в семье (если в семье проблемы и из-за них идет эмоциональная нагрузка на психику, если ребенку хочется спрятаться, закрыться, сбежать, то учебный процесс просто не сможет развернуться, на него не хватит психических сил и не будет готовности воспринимать новое);
  • стремления ребенка, его готовность вкладывать труд в учебу (управляющие убеждения - глупыми/умными рождаются, а труд не имеет значения; учеба в жизни важна и определяет моё будущее - или ерунда, с которой непонятно зачем пристают родители?; я могу постараться и изменить оценку или стараться бесполезно, потому что учительница всё равно найдет, к чему придраться?);
  • понимание конкретного предмета (можно было где-то пропустить стартовую тему и перестать понимать всё последующее);
  • возможности мозга конкретного ребенка (сильные и слабые отделы мозга);
  • уровень развития Высших Психических Функций (ВПФ) - какими бы прекрасными ни были данные от природы память, внимание, мышление, если ребенок не умеет ими управлять, если они не развиты до состояния ВПФ, хорошо учиться не получится (подробно об этом рассказываю на нашем сайте в разделе "Эмоции как ВПФ").
  • организация учебного процесса (ребенок справляется с нагрузкой? учебный процесс организован так, что ребенок успевает за требованиями взрослого?)

Дорасскажу историю А. Адлера

Альфред А́длер, крупнейший психолог ХХ века, врач, психиатр, создатель индивидуальной психологии. Ученик З. Фрейда, позже отошедший от Фрейдовского учения из-за несогласия с ключевыми положениями психоанализа.
Альфред А́длер, крупнейший психолог ХХ века, врач, психиатр, создатель индивидуальной психологии. Ученик З. Фрейда, позже отошедший от Фрейдовского учения из-за несогласия с ключевыми положениями психоанализа.

Отец Альфреда А́длера не согласился с выводом учителей о неспособности его сына к учебе. Началась упорная, напряженная работа, благодаря которой Адлер стал лучшим учеником в классе по математике.

Не потому ли центральное понятие теории Адлера - это "комплекс неполноценности"? И, соответственно, жизненная стратегия рассматривается Адлером как направленная на компенсацию этого комплекса неполноценности.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет. В то время это был лучший медицинский центр в Европе! Не плохо для того, кого педагоги хотели отдать в ученики к сапожнику? ))

В 1895 году Адлер получил медицинскую степень, специализировался по офтальмологии, имел практику по общей медицине, потом стал психиатром.

С 1902 по 1911 годы был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда, но потом покинул его из-за расхождения своих взглядов с позицией Фрейда.

Надо ли говорить, что любая психологическая теория зависит от убеждений и опыта жизни её автора, поэтому, для правильного понимания теории, нужно знать не только её выводы, но и биографию автора, как он пришел именно к таким мыслям.

На основании работы Адлера, к примеру, я писала статью:

Про то, как организация учебного процесса влияет на результат:

Если вам интересна эта тема, то можно разобрать каждый фактор подробно. И про отношения учителей, и про отношения с родителями, и про сильные и слабые отделы мозга.

Немного про организацию мозга писала в статье:

Общий вывод, который я хотела проиллюстрировать этой статьей - что наши мысли о себе, как об умном или глупом человеке могут быть очень далеки от реальности, если они основываются только на оценках в школе. Много вариантов, когда оценки эти не отражали реальное положение вещей и, возможно, стоит "обновить" данные о себе в "образе Я"?

И практические советы в комменте читательницы, которые хочется сохранить в статье:

-4
-5

И скажу, что многие советы, которые написала читательница, я использовала. Когда я поступила в МГУ получать второе высшее, первый семестр мне было прямо скажем "нехорошо" :) Я ничего не понимала! Я не понимала, ЧТО преподаватели говорят и я не понимала ЗАЧЕМ мне это нужно.

Я стала записывать все лекции на диктофон и переслушивала их дома. Готовлю еду, мою пол, мою посуду - а в ушах лекция. С 5-го раза доходило ))

Мои инженерные мозги никак не хотели принимать "гибкость" гуманитарного знания )) Только к третьему курсу наконец-то мой мозг разогнался и перестроился.

Я рассказывала об этом в статьях:

В общем, если вам интересно идти в эту тему, то много всего ещё можно в ней дописать. Буду ждать ваших откликов! Ориентируйте меня, про что надо статьи, а что тоска и не актуально. Потому что психология - это огромная область знания и трудно выбрать тему для статьи. Много всего кажется интересным! :) Поэтому обязательно смотрю на ваши лайки и комменты при выборе тем.

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.