Мама недовольно произнесла: "Машенька, какая ты у меня тревожная!".
Хотя тревожная в тот момент была не Машенька, а мама.
И маме все вокруг казались избыточно тревожными, потому что она не хотела соприкасаться с собственным состоянием, не хотела признавать собственную тревогу и видела её в окружающих, во всех подряд, но не в себе.
Кстати, довольно распространенное явление. Особенно его видно, когда, к примеру, человек эмоционально рассказывает "какие все вокруг стали злые" или что-то подобное.
Через много лет Машенька случайно попадает в лабораторию к психологам, которые ищут участников исследования по соседним факультетам, чтобы написать курсовую работу.
Машеньку обвешивают датчиками и сообщают, что спасибо за потраченное время, но для дальнейшей работы вы нам не подходите, слишком спокойный человек.
Машенька в недоумении: "Как спокойный? Мама говорила, что очень тревожный! Вон как перед свадьбой сестры спать не могла!".
Это простой случай, когда мы слепо поверили маме (а как иначе? ребёнок всегда верит маме).
А есть более сложные эффекты. Например, эффект Даннинга-Крюгера.
Допустим, жил человек, ничего не зная про психологию.
И вот, сходил на курсы, отдал за 2 дня 10-20-30-40 тыс. рублей, наслушался плотной информации.
Какое возникает ощущение?
Ох, сколько я теперь знаю про психику! Всё знаю!
Ведь раньше в голове информации не было, а теперь ВОН СКОЛЬКО, я эксперт! Всем могу помочь, все понимаю, все починю, ведь чинится ооочень легко!
Если в таких чувствах человек просто побегал за знакомыми с предложениями немедленно улучшить их жизнь, то на этом этапе профессионального развития и остался (№1).
- А если реально стал работать с кем-то
- и (странно!!!) почему-то жизнь у этого человека мгновенно не изменилась,
- и герой нашего рассказа озадачился таким поворотом событий и захотел учиться дальше,
- то его мнение о своей квалификации резко падает.
И оно падает, падает все больше по мере погружения в профессию, потому что человек видит, какая огромная область знания перед ним открывается. Такая огромная, что её не освоить никогда! (№2).
НО, сталкиваясь с реальность применения получаемых профессиональных знаний и навыков, наш герой видит, что ВАУ! тут сработало, там помогло, что-то НЕМНОГО получается.
И резкое падение кривой опять подтягивается вверх (№3).
Повторю график для удобства:
Или ещё такая картинка есть :-)
Получаем уже более-менее корректное отражение самого себя в собственной психике, то есть наш "образ Я" начинает совпадать с тем, что мы можем на самом деле (и в каком-то диапазоне ситуаций).
И я описала идеальный случай!
Когда человек чувствителен к реальности, критичен к себе и тому, что делает.
А если нет?
Если Машенька пришла домой и с удивлением рассказала маме, что она спокойная (оказывается!), а мама никак не захотела с этим соглашаться?
Или, в варианте второго примера, человек не пошел учиться дальше, и не узнал, что его текущее мнение о своих профессиональных навыках не соответствует действительности?
Как мы о себе думаем, так и действуем
У каждого в голове есть "образ Я". Это такая "коробочка" с информацией, куда складываются все знания о себе.
Там находятся ответы на вопрос "кто Я?", "какой Я?", "что я могу?", "чего я стою?", "как со мной можно обращаться?", "чего ждать от жизни при таких моих параметрах?" и т.д.
Все наши амбиции, планы, способы построения отношений, то есть по сути ВСЕ наши действия в жизни начинаются из этого "образа Я".
Основываясь на нем мы рискуем или придерживаемся избегающих стратегий, мы развиваемся или прячемся, мы растем или разрушаемся.
В общем, важная штука наш "образ Я".
Но как быть в этом случае:
Человек тупой или отличник?
Трудность в том, что наш "образ Я" начинают рисовать в нашей голове близкие взрослые, которые убедительно рассказывают маленькому ребёнку о его качествах. Он верит и начинает действовать из того, что ему рассказали.
А потом часто возникают несовпадения с реальностью:
- могли рассказать, что "я король" и все окружающие обязаны вокруг меня бегать - а оказалось, что не король и никто не бегает;
- могли рассказать, что "я тупой", и я боялся попросить от жизни новую должность, новую зарплату, не мог взять на себя дополнительную ответственность и т.д. - а оказалось, что не тупой, и при внимательном взгляде на жизнь могу перечислить много ситуаций, где был умницей, где отлично справлялся!
Кто Я? Какой Я? Что я МОГУ? Чего я НЕ могу, а мне и не надо это мочь? - сложные вопросы, в ответе на которые трудно быть объективным, потому что нигде нет "образца меня", с которым можно было бы сравнить моё мнение, моё описание себя самого и сказать "ах, вот оно что, вот где я ошибся!".
Мнение о себе мы складываем из описаний других людей - а это огромные искажения!
Мнение о себе мы складываем на основе жизненного опыта, но где в этом опыте удача? случайные обстоятельства? где вклад других людей? Как этот опыт осознать? Что присвоить себе?
В общем, "познать самого себя" - задачка не из простых, задачка на всю жизнь. Особенно, если воспринимать человека как динамичную, меняющуюся систему, либо идущую вперед, либо теряющую былые навыки и способности. Вряд ли есть возможность просто стоять на месте.
Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.