Министерство связи Британии заказывает ведущим психологам исследование.
Вопрос к ученым - как так построить учебный процесс, чтобы потратить на него как можно времени? Нужно обучить почтовых служащих машинописи и выбрать лучшую из 4-х схем занятий:
- освободить сотрудников от работы и проводить занятия по 4 часа в день;
- сократить рабочий день и проводить одно 2-х часовое занятие;
- проводить 2 занятия в день (утром и вечером по 1 часу);
- ограничиться одним часовым занятием в день.
Какую схему выбрать, чтобы на обучение сотрудников потратить меньше времени?
Статья посвящается 1 сентября :-)
А напишу я про закон Йоста. Это очень старый закон, классический-классический, о том, как работает наша память.
Точнее, A. Йост работал с памятью, а потом этот закон проверялся на других областях жизни, где мы тоже чему-то учимся. И я взяла пример с профессиональными навыками, потому что мне кажется это сейчас актуальным.
Мир развивается стремительно, появляются новые профессии, многие люди переучиваются.
Для наглядности, беру пример очень простой с легко измеряемыми результатами. Эти же принципы можно переносить на другие профессии и задачи.
Реальная ситуация и практическая задача для психологов.
А. Бэддели и Д. Логману (это ведущие психологи мира в области изучения памяти) Министерство связи Британии заказало исследование, вопросы которого я описала выше.
Результаты по каждой схеме обучения:
- если заниматься по 4 часа в день - на обучение получается потрачено 4 недели и в сумме 80 часов занятий
(обучение останавливается в тот момент, когда сотрудники в среднем достигают требуемого уровня нового навыка);
- по 2 часа в день (подряд или разнесены на утро/вечер) - на обучение потрачено 7 недель и в сумме 70 часов занятий;
- по 1 часу в день - на обучение потрачено 11 недель и в сумме 55 часов занятий.
Можно потратить на обучение 80 часов или 55, чтобы достичь тот же уровень навыка.
Единственное "НО" - у вас должен быть запас времени, чтобы растянуть занятия на более долгий период.
А закон Йоста звучит так:
при ФИКСИРОВАННОМ КОЛИЧЕСТВЕ повторений
распределенные во времени повторения
оказываются более эффективными, чем одновременные.
Для школьных занятий это может применяться так:
- что эффективнее - учить весь материал сразу или распределять во времени?
Всем понятно, что лучше заниматься планомерно весь семестр (всю четверть), чем стараться выучить предмет за 2 дня до экзамена. Экзамен может быть и сдашь успешно, только вот в голове вряд ли что-то останется хотя бы на пару недель.
Это очевидно всем )
Психологи давно заметили: то, что когда-то было открытием, через 100 лет становится нормой жизни и всем понятной банальностью.
100 лет назад З. Фрейд придумывает слово "бессознательное". Ох, сколько было по этому поводу волнений и споров! А теперь про осознанность не говорит только ленивый.
Тогда же, 100 лет назад, З. Фрейд задумывается о роли детства для последующей жизни человека. Ох, сколько на него свалилось критики! Теперь же это банальная истина. Да, характер человека формируется в детстве. Чего тут такого невероятного?
Тогда же, 100 лет назад, наш Лев Семенович Выготский создает свои теории развития ребенка, формирования сознания человека. И только сейчас пришла их очередь. Только сейчас их стали пристально изучать во всем мире.
---
Интересны ли вам такие статьи-заметки про базовые законы психологии? Или скука и тоска?
---
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.