Отвечая на вопросы к прошлой статье, решила написать подробно об очень важном в жизни - нашей предрасположенности к той или иной деятельности.
Эта статья будет ещё одним маленьким дополнением к большому разговору о силе воли.
Я её напишу с точки зрения нейропсихолога.
У каждого человека есть предпочтения и желания, когда одна деятельность интересна и радует, а другая - нет. И отмечу, не вдаваясь в детали, что это очень сильно зависит от общей архитектуры мозга.
Мозг каждого уникален (как и отпечатки пальцев). Мы очень разные даже на уровне анатомии мозга! Не говоря уже о функционале, когда одни функции развивались активно в процессе жизни, а другие человек не использовал. Они ему были не нужны, и он их не развивал.
- К примеру, есть визуалы, у кого активны и ведущие зоны мозга, отвечающие за "картинку".
- А есть люди, кто легко работает с текстом и словами. Это уже другой отдел мозга!
По себе прекрасно знаю, как легко мне чертить. По первому образованию я инженер-технолог строительного производства. Я с легкостью могу в уме крутить любую деталь здания, мысленно её разрезать, изображать на чертеже с разных сторон и т.д.
Мне не нужно на это усилий! Я её мысленно вижу, кручу, разрезаю, также мысленно прилаживаю к другой детали, и просто выношу на чертеж то, что вижу. Развитое пространственное мышление.
То же самое с цифрами - я их помню без усилий. Поэтому мне легко прикидывать калорийность еды. Поясню, что за цифры отвечает та же часть мозга, это тоже для нашего мозга пространство ("квазипространство").
А вот выучить 10 слов английского языка - просто пытка! Не могу, не хочу, не буду. Я, конечно, могу невероятными усилиями заставить себя выучить 10 слов. Но забуду их завтра.
Если бы меня заставили работать с языком - я была бы очень несчастным человеком, лишенным жизненной энергии.
Или, сделала бы из него "пространство" )) Фактически, я так и учила английскую грамматику, когда надо было сдавать экзамены, нарисовав её в пространственную схему.
Эту разницу между людьми видно в очень простых бытовых ситуациях
К примеру, нужно объяснить дорогу к какому-нибудь месту.
- И вот, СЛОВАМИ вам собеседник объясняет. Вы вежливо слушаете, а потом говорите, что я послушал, спасибо, а теперь - НАРИСУЙТЕ схему, пожалуйста. На схеме мне будет понятнее.
- Или наоборот, вам собеседник НАРИСОВАЛ схему, а вы ему говорите, что я на ней ничего не понимаю - объясните СЛОВАМИ пожалуйста.
-----
Человек будет обладать жизненной энергией, если находится на своем месте, если делает то, к чему у него есть склонности.
А вот когда он идет куда-то, чтобы перетерпеть рабочий день во имя того, чтобы только заработать денег, то жизнь становится отвратительна и жизненных сил не будет.
-----
Знаю возможные возражения, сразу скажу, что розовых очков у меня нет. И я понимаю, что совпадение любимого дела и способа заработка - это большая удача, счастье по сути.
Я лишь о том, что когда не получилось по самым разным причинам найти то место в жизни, которое соответствует человеку, которое ему нравится. Если жизнь - это принуждение себя в попытках перетерпеть рабочий день и вечером закинуться любой едой в состоянии равнодушия к самому себе, то это всё НЕ про силу воли.
- Если у нас нет целей, если нет области жизни, в которую нам интересно вкладывать силы и которой мы горим,
- то и жизненной энергии не будет, и интереса к жизни не будет, и на себя будет всё равно.
И психика тут работает правильно! Если у тебя, дорогой хозяин, нет цели - то НА ЧТО тебе энергию давать?
Про идеальный мир и розовые очки, что не надо нам сказок про любимое дело
Вот я закончила первый университет и вышла на рынок труда. Кем идти работать? Кто меня возьмет проектировать строительные производства? Кто меня возьмет без опыта работы? Понятно, что по специальности я ничего не найду.
И я пошла на мебельное производство, и проектировала мебель, была конструктором мебели. Эта работа также соответствовала мне, моему мозгу, моей физиологии. Черчение. Разложить общую конструкцию на составляющие и сформировать техническое задание для производства. Я мысленно вижу, из каких "кусочков" состоит этот шкаф или диван. Мне легко. У меня есть жизненная энергия.
И дальше есть интерес развиваться, потому что есть энергия. Я изучаю программы для проектирования мебели, ухожу в дизайн и т.д., и т.п. У меня есть силы жить!
А если бы меня посадили выполнять какие-то задания, которые мне не соответствуют? Слова английские учить )) Где каждое действие через усилие и внутреннюю муку? Была бы у меня жизненная энергия на развитие? На жизнь вообще?
...счастье знать свои истинные желания и уметь их удовлетворять
Читательница восхитительно ёмко сформулировала мысль "что такое счастье". Её слова я вынесла в заголовок, а весь комментарий такой:
Что здесь интересно разобрать?
А ключевое тут - почему же, как так случается, что мы пытаемся чужие желания подстроить под себя, тем самым СВОИ собственные желания не понимаем, не осознаем, удовлетворять не умеем?
- твои желания никому не интересны
- ты здесь никто и звать тебя никак
- смысл чего-то хотеть, если оно все равно недостижимо
- ничего не хотеть, чтобы не страдать
- желание невыполнимо - подтверждалось десятки раз в детстве
- я последняя буква в алфавите
Что я сейчас сделала? Наверное уже догадались )) Выписала управляющие убеждения всего лишь из одного коммента:
В ответе управляющие убеждения не так очевидны, но присмотритесь:
- надо делать назло, наперекосяк чужим желаниям - ПОЧЕМУ? - потому что не поняли.
Ощущаете не согласованность проблемы ("не поняли") и вывода ("делать назло").
Видимо есть какая-то промежуточная связка, к примеру:
- "не поняли" = "запретили" = "единственная реакция на запрет - делать назло"
(постоянные читатели уже, наверное, увидели блокировку развития как Деятеля в первом комменте и потерю слышимости во втором).
А дальше можно легко представить стиль взаимоотношений и характер проблем в жизни ТОЛЬКО исходя из управляющих убеждений, потому что они то и создают нашу жизнь.
Вот живет человек по принципу:
"А что делать? Я так хочу. А если вас что-то не устраивает, вы меня не понимаете, то мне всё равно, и даже больше - я действую назло, наперекосяк чужим желаниям".
Какие возникают ощущения от такого типа взаимодействия? Хочется быть рядом? Какие будут проблемы?
Я не буду расписывать, чтобы не мешать вам фантазировать и рисовать картинки ситуаций.
А другой человек живет по принципу:
"У меня есть привычка ничего не хотеть. А смысл чего-то хотеть, если оно все равно недостижимо? Лучше ничего не хотеть, чтобы не страдать. Желание невыполнимо - подтверждалось десятки раз в детстве..."
Какие эмоции вызывает? Хочется быть рядом?
Смотрите, как интересно.
Ничего нет про внешность этих людей, их возраст, какие-то внешние обстоятельства, но свои ощущения по отношению к предложенному взаимодействию отловить совсем не трудно.
Мы склонны скидывать причины проблем на внешние события:
- так сложилось, у меня не было выхода,
- у меня не получаются отношения, потому что есть лишних 4 кг (или 40, значения не имеет),
- у меня не получаются отношения на работе, потому что коллектив "змей" подобрался (но так в любом женском коллективе, вы же знаете),
- меня бы взяли на работу, я так блестяще прошла собеседование, но лишний вес мешает, надо похудеть на 10 кг и тогда работа мечты в кармане!
Это удобные объяснения, только есть одно "НО" - чаще всего это неправда.
А когда мы не знаем причин - у нет возможности что-то изменить.
Выводы
Чтобы была жизненная энергия, нужно слышать себя, свои цели и желания, и пытаться их удовлетворить, реализовать.
Часто такое получается? Далеко не всегда.
Почему?
Потому что нахватали в прошлом опыте таких управляющих убеждений, которые слышимость к себе блокируют.
А ещё почему? От чего ещё зависит слышимость себя? Об этом в следующих статьях и об этом я рассказываю подробно в нашем курсе "7 шагов к стройности".
Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.