Несколько раз начинала писать эту статью, но удаляла текст с ощущением, что опять слишком закапываюсь в детали, ухожу в сложнейшую теорию. Останавливала себя словами "Наташа, это никто не поймет!", потому что я сама хоть немного стала это понимать только курсе на 3-м ))
Когда я пришла в МГУ учиться на психолога, я была очень разочарована! Чем разочарована? А тем, что почему-то, в 1-м семестре нет в расписании психологии ))
Среди прочего, был единственный курс - "Введение в психологию", где читали очень странные тексты, в которых я ничего не могла понять. Проходила я первый семестр без энтузиазма, раз уж поступила, жалко было бросать сразу.
И вот, среди странных текстов, которые мы читали на единственном в 1-м семестре предмете, в названии которого присутствовало слово "психология", были отрывки из книг А.Н. Леонтьева.
И там такое определение:
"Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта.
В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие."
Я прочитала это с ощущением - ЧЕГО???? Это чего вообще написано?
Надо сказать, что перечитывание подобных текстов никак не помогает в их понимании )) Можно хоть 100 раз перечитать, а ощущение, что бьешься головой об стену.
По первому образованию я инженер, и там было все легко и понятно! Вот формула, вот расчетная нагрузка, сюда и сюда подставили коэффициенты из справочников и ВСЁ ПОНЯТНО!
Если было непонятно, что редко случалось, можно вернуться в начало расчетов и проследить логику. Я знала, КАК прийти к пониманию, если его не обнаруживалось сразу.
Здесь же меня накрывало полным отчаянием, потому что нет никаких гипотез - а КАК понимание раздобыть, если его не случается?
Фактически, первые экзамены я сдавала просто выучив всё, что требовалось, с помощью механической памяти, без малейшего понимания смысла читаемых текстов. Они были для меня нагромождением слов. Такая странная ситуация, когда смысл каждого слова в отдельности ты знаешь, а вот смысл предложения понять не получается ))
Помня эти свои впечатления от первого соприкосновения с теорией Деятельности, я хотела избежать в данной статье такого же чувства у читателей. Хотела сделать её простой, но несколько попыток показали, что, видимо, тема такая, что не смогу я объяснить её простыми фразами. И решила писать так, как пишется.
Опираюсь в этом решении на комментарий читательницы:
Кстати, с комментария Ирины я начала и в прошлый раз написание части 1:
Деятельность - единица жизни
В Деятельностном подходе, про который пойдет речь сегодня, анализ явлений идет по ЕДИНИЦАМ.
Процитирую Л.С. Выготского, что объяснить суть такого анализа:
"Первый способ психологического анализа можно назвать разложением сложных психических целых на ЭЛЕМЕНТЫ.
Его можно сравнить с химическим анализом воды, разлагающим ее на водород и кислород.
Существенным признаком такого анализа является то, что в результате его получаются продукты, ЧУЖЕРОДНЫЕ по отношению к анализируемому ЦЕЛОМУ, — элементы, которые НЕ СОДЕРЖАТ в себе свойств, присущих целому как таковому, и обладают целым рядом НОВЫХ свойств, которых это целое никогда не могло обнаружить.
С исследователем, который, желая разрешить проблему <...> происходит совершенно то же, что произошло бы со всяким человеком, который в поисках научного объяснения каких-либо свойств воды, например, почему вода тушит огонь или почему к воде применим закон Архимеда, прибег бы к разложению воды на кислород и водород как к средству объяснения этих свойств.
Он с удивлением узнал бы, что водород сам горит,
а кислород поддерживает горение,
и никогда не сумел бы из свойств этих элементов объяснить свойства, присущие целому.
Нам думается, что решительным и поворотным моментом <...> является переход от этого анализа к анализу другого рода. Этот последний мы могли бы обозначить как анализ, расчленяющий сложное единое целое на ЕДИНИЦЫ.
Под единицей
мы подразумеваем такой продукт анализа,
который, в отличие от элементов, обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимыми живыми частями этого единства.
Не химическая формула воды, но изучение молекул и молекулярного движения является ключом к объяснению отдельных свойств воды.
Так же точно живая клетка, сохраняющая все основные свойства жизни, присущие живому организму, является настоящей единицей биологического анализа.
Психологии, желающей изучить сложные единства, необходимо понять это. <...> Она должна найти эти неразложимые, сохраняющие свойства, присущие данному целому как единству, единицы, в которых в противоположном виде представлены эти свойства, и с помощью такого анализа пытаться разрешить встающие конкретные вопросы."
Конец цитаты.
-----
Опираясь на эту цитату, я бы ещё предложила задуматься о вопросе, ЧТО мы хотим изменить, когда озадачиваемся вопросами похудения - поведение? эмоции? рацион?
Какая у нас ЕДИНИЦА анализа?
Мне кажется, что адекватным задаче похудения является анализ ситуации. Подробно об этом ЗДЕСЬ.
Поэтому я никогда не назову себя психологом по пищевому ПОВЕДЕНИЮ. Это же очень странно. Как можно поведение вынуть из ситуации?? Как можно выкинуть из жизни человека саму его жизнь и заниматься изолированным поведением???
-----
Переживание - единица сознания
Если мы честно всмотримся в себя с вопросом - кто я?
То что мы обнаружим? Что там, внутри себя, ощущается?
Рискну дать такой ответ, если в чистом виде взять ощущение "я есть", то на вопрос "кто я?" будет ответ "я - сознание".
Всё остальное - это не Я, а МОЁ.
Моё тело, мои знания, моё положение в обществе, моя память, моя профессия и т.д.
И все мы четко ощущаем, что МОЁ тело - это точно не Я. Отсюда столько фильмов, где главные герои попадают в другое тело, в другую профессию и жизнь (вместе с другим телом им прилагающуюся), но остаются собой в этом другом теле.
Нам вообще не сложно представить смену профессии, пола, социального положения - при всех этих изменениях сохраняя чувство "Я" относительно независимым и отделенным от всего того, что "МОЁ".
В то же время, может быть ситуация, когда ВСЁ МОЁ есть, и организм здоровый, и профессия высоко оплачиваемая - а Я в своей жизни отсутствую. Как это ярко описано здесь:
Странная может получаться ситуация - ВСЁ есть, а МЕНЯ нет:
Почему так?
Потому что Я - это сознание.
А единица сознания - это переживание.
И когда мы считаем, что в жизни всё важнее, чем моё переживание, мы исчезаем. Нет меня в самом прямом смысле этого слова, если нет моего переживания.
Ирина очень точно пишет - ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ТЫ ЖИВОЙ:
Ощущение жизни и себя живым - это именно чувство.
В нашей культуре мы относимся к эмоциям как к мусору, который нужно отключить, убрать, чтобы не мешали. А ведь фактически, наше переживание - и есть мы. Отключая его - мы оказываемся в пустоте жизни робота, в бессмыслице и чувстве, что "жизнь-тухляк".
Я уже описывала в новом разделе "Эмоции как ВПФ" причины такого отношения к эмоциям. И писала там же, что эмоции - это явления в теле, которые можно регистрировать, измерять их силу.
Так вот, в клинике давно проведены исследования, что если мы у человека видим отсутствие эмоций, если видим равнодушие к жизни, то жди разрушение организма по самым разным причинам.
Отключая эмоции - мы отключаем саму жизнь внутри себя.
И с деятельностью то же самое.
Деятельность - единица жизни. Человеку необходимо чувствовать свою причастность, свою включенность в Деятельность. Тогда жизнь будет проходить с чувством осмысленности.
Если же человек "выключен" из деятельности - будет чувство пустоты и бессмысленности.
И, по большому счету, состав этой деятельности не так важен. Важно чувствовать себя частью какого-то процесса. Позволю себе взять в пример комментарий Серафимы:
Простая работа часто может быть более осмысленной, чем какие-то "великие" диссертации ученых. Сколько пылится диссертаций, которые никому не нужны и никто про них не знает! Человек жизнь на это положил, о! я теперь доктор наук! И что? А кому это нужно? В чью жизнь включена эта диссертация? И чувство бессмысленности может накрывать от этого осознания.
Я ни в коем случае сейчас не обесцениваю! Я просто говорю, что диссертация ради неё самой, при всем "величии" звания "доктор наук" может быть абсолютной бессмыслицей, если тянется из детско-родительских отношений - доказать маме, как я крут! Про это подробно писала в статье:
Осмысленность появляется не в диссертации самой по себе,
а во включенности в жизни других людей.
Например, в этом году очень снежная зима, и периодически так заметает дороги, что невозможно пройти.
И вот, приезжает трактор, выходят на работу дворники и чистят дороги. И как же радостно потом спокойно пройти по чищенной дороге, а не пробираться сквозь сугроб!
Очень большое дело делают для всех нас, потому что без них невозможно перемещаться по улице! Если дороги заметены, то случаются аварии, люди поскальзываются и получают травмы. Невозможно жить без дворников!
А.Н. Леонтьев пишет:
"Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности – среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром – перед гончарным кругом или за письменным столом.
В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. ВНЕ этих ОТНОШЕНИЙ человеческая деятельность вообще НЕ СУЩЕСТВУЕТ."
-----
Не знаю, стоит ли писать подробно про структуру деятельности? Это уже кажется избыточным для Дзена, насыщенно разными терминами, сложно читать. Если хотите, то напишу в части 3.
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.