В своем эссе я попытаюсь соединить теорию и практику профессионального развития по средствам непрерывного профессионального образования. Именно этой теме будет посвящена данная работа, актуальность которой, на мой взгляд, заключается в перспективах профессионального развития психолога и развития психологической службы в медицине в целом.
Когда мы не выражаем негативные эмоции вовне, они уходят глубоко вовнутрь. Подавление негативных чувств создает эмоциональный вакуум, который приводит к избыточным размышлениям и невозможности «отключить голову». Пытаясь справиться с проблемой безэмоционально, мы сталкиваемся с тем, что негативные мысли продолжают бесконечно крутиться в голове.
Клинический психолог - это специалист, который оказывает психологическую помощь людям, страдающим от психических расстройств. Работа клинического психолога включает диагностику, планирование и ведение индивидуальных и групповых консультаций, а также оказание психологической поддержки и помощи в преодолении эмоционального стресса и тревоги. Он обычно работает в стационаре, сотрудничая с врачами и ухаживающими, образовывая команду, что позволяет получить полную картину состояния пациента и разработать комплексный подход к его помощи и поддержке.
Есть известное высказывание: «Дай человеку рыбу — и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу — и он будет сыт всю жизнь (народная мудрость). Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью повышать свой уровень развития. Знаешь — спокоен, не знаешь — не в силах качественно работать.
Одни из последних трендов — самообразование и саморазвитие. Они необходимы для того, чтобы развить гибкость мышления, приобрести широкий кругозор и стать лучше. Не достаточно сегодня просто обладать профессиональными навыками, соответствующими должности, необходима также возможность быстро вникнуть в новую тему. Сегодня, чтобы повысить свою квалификацию, не нужно ездить на профильные курсы, или 5 лет посещать семинары и лекции в университете. Всё доступно в режиме онлайн (семинары, конференции, ...).
Имея уже базовые знания с университета у меня появилась возможность постоянно «держать нос по ветру» и быть в курсе последних изменений в моей профессиональной сфере, что дает возможность с легкостью воспринимать новую информацию.
При работе в стационарном отделении паллиативной медицинской помощи, часто требуется мгновенное решение или изменения направления реакции на событие. Когда человек плачет, сильно взволнован или истерит, мы обычно пытаемся его успокоить, обнимаем или утешаем словами. Оказывается, при различных ситуациях необходима совсем разная помощь.
Например, нервная дрожь (представляет собой «сбрасывание» накопившегося напряжения и негативных эмоций) имеет такие признаки: дрожь начинается внезапно сразу после инциндента или спустя какое-то время; сильное дрожание всего тела или отдельных его частей; реакция может продолжаться до нескольких часов. Что же делать? Во-первых, конечно же, нужно уточнить не замерз ли пациент. Если нет, предложить снять нервную дрожь объяснив, что Вы собираетесь предпринять до того, и получить разрешение предпринимаете следующее:
Вариант 1. Усильте дрожь! Для этого возьмите человека за плечи, сильно и резко потрясите в течение 10-15 секунд. В процессе обязательно разговаривайте с человеком, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.
Вариант 2. Предложите самостоятельно усилить дрожь через напряжение мышц всего тела;
после прекращения реакции дайте возможность отдохнуть, уложите спать.
Что нельзя категорически делать? Обнимать и прижимать человека к себе, укрывать чем-то теплым, успокаивать, например, говорить, чтобы он взял себя в руки. Так, бабушка 88 лет, находившаяся на стационарном лечении (с физическими ограничениями) по телефону узнала, что ее супруг скончался дома. Тут случился неблагоприятный внешний фактор, который привел к психоэмоциональному перенапряжению. Следуя рекомендациям, усилили дрожь и уложили в кровать.
Еще один пример. Плач – это реакция на негативные эмоции, поэтому необходимо дать возможность реакции плача состояться. Признаками плача могут быть подрагивание губ, подавленность. В отличие от истерики, возбуждение в поведении отсутствует! Чем мы можем помочь? Конечно же, не оставлять пациента одного. Оказать поддержку на вербальном и телесном уровне, используя приемы «активного слушания» и Правила телесного (тактильного) контакта. Не настаивать на том, чтобы пациент всё рассказал. Не задавать вопросов, не давать советов. Лучше говорить: «Я чувствую, как тебе тяжело» и нельзя говорить: «Я тебя понимаю». Так, молодая женщина, ухаживающая за тяжелобольным супругом, отлучившись помыть тарелку после обеда вернувшись обнаружила, что муж умер. У нее был шок и не прекращающийся плач, она потерялась в реальности, не верила в происходящее. Необходимо было дать ей время, после чего обняв за плечи сказать: «Я чувствую, как тебе тяжело». Через какое-то время она успокоилась и пришла в себя, сказав что она не одна со своим горем.
Изучив материал, использованный посредством непрерывного медицинского образования я поняла, что он совершенно точно подходит для моей профессиональной деятельности, он абсолютно необходим и пригоден в практике. Человеку, попавшему в кризисную, экстремальную ситуацию, необходимо помочь как можно мягче, чтобы без дополнительных потрясений выйти из нее, так как любая реакция является защитной и помогает человеку принять эту ситуацию и адаптироваться к произошедшему с ним.
Техника, наработанная в процессе самообразования, дает мне ценную информацию:
1. Помогайте другим, если контролируете себя и ситуацию.
2. Используйте тактику с учетом особенности реакции.
3. Используйте приемы помощи пациенту, ухаживающему и сотруднику.
Человек в кризисном состоянии внезапно переживает субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни или собственной картины мира) или находится под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации. Она может произойти, происходит сейчас или уже произошла. Психологу необходим знать, что в работе с такими состояниями пациентов работают три группы реакций: 3 группа реакций — погасить или перенаправить, 2 группа реакций — сохранить и усилить, 1 группа реакций — увеличить. Это очень важно.
Такие ситуации угроза телесной целостности или жизни; перемены в семейной организации или статусе; изменение роли индивидуума в группе; угроза нации и культуре.
Психология это одна из тех наук, в которой работает общая концепция постоянного обучения, подчеркивающая важность непрерывного процесса самообразования и развития.
Мне кажется, благодаря доступному дистанционному непрерывному обучению, у меня есть возможность профессионально владеть необходимыми приемами в работе с пациентами, в работе в кризисных ситуациях, не растеряться в ситуации, пользоваться специализированной информацией, обоснованной и пригодной для применения методик и результатов исследований в конкретных условиях.
Успешное развитие профессиональных навыков и компетенций психолога невозможно без постоянного расширения своих знаний и умений, изучения новых методов и технологий, а также готовности к адаптации в меняющейся образовательной среде.
В заключении хотелось бы сказать, что непрерывное образование для меня является ключевым фактором для профессионального роста и успеха в карьере психолога. Оно помогает лучше адаптироваться к изменениям в своей области, предлагать более качественные и эффективные инновации своим пациентам. Например, психолог, который постоянно обучается и работает с новым, может стать лидером в своей области и получать признание и уважение среди коллег и пациентов. Самообразование - это важная необходимость в современном мире, требование времени. К тому же, быть профессиональным и полезным модно.
Автор текста: Гузель Тухватуллина
Агидель, Республика Башкортостан
Текст опубликован для участия в конкурсе эссе, реализуемом благодаря спонсорской поддержке в рамках международной научно-практической конференции "ПРОГРЕССИВНАЯ ИННОВАЦИЯ и/или ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ