Найти тему

Первым делом он распилил парты. Основные положения эффективной методики советского педагога В.Ф. Шаталова хорошо бы знать каждому (ч.2)

Оглавление

/предыдущая статья здесь/

В чём же основа системы Шаталова? Это - краеугольный вопрос для педагогов.

Нет, она не в наличии "опорных конспектов", как считают некоторые. Шаталов отводил опорным конспектам далеко не первое место.

Методика Шаталова - это система интенсификации учебного процесса.

Вот как об основных положениях системы Шаталова рассказывает его жена Набия Салыковна Шаталова. Полезно прочитать всем педагогам и не педагогам тоже.

Великий педагог-новатор В.Ф.Шаталов
Великий педагог-новатор В.Ф.Шаталов

Основные положения системы Шаталова

Жена В.Ф.Шаталова - Н.Шаталова - была не просто супругой, она была хранительницей системы Шаталова (так она себя называла), и была очень компетентна в тонкостях использования этой эффективной методики. Поэтому, ст0ит прислушаться к её словам.

  • 1. Самое главное в системе - наличие системы оценки знаний /это не так, как у нас обычно делается: сегодня ответил, пару дней можно не готовиться - не спросят/

У Шаталова была ежедневная проверка знаний

у всех учеников по всему объёму учебного материала. Поэтому, им приходилось готовиться ежедневно.

В классе висела ведомость открытого учёта, в которой проставлялись отметки - у всех пятёрки. Все отметки, что ниже - писались простым карандашом, и нужно было исправлять их в кратчайшее время до 5 баллов.

  • 2. Во главе угла - "повторение". Если чаще повторять, наращивая сложность повторяемого материала - тогда прочнее и надёжнее будет усваиваться материал.
Вспоминается: "Повторение - мать учения."
  • 3. Методика решения задач (самый сложный раздел).

Использованные при этом приёмы:

1)система анализа и учёта решённых задач;
2) промежуточный контроль решения задач с помощью релейных работ;
3) методика циклического решения задач;
4) использование большого числа различных сборников задач.
5) после этого в кратчайшее время учащиеся переходили к решению задач повышенного уровня сложности, в том числе, Олимпиадного уровня.

Часть решали с оформлением задач в тетради, а часть - устно.

  • 4. Спортивная работа с детьми.

В те годы в школе ещё была шестидневка. Шаталов через Министерство добился пятидневки.

Занятия спортом - ежедневно.

В результате - из его учеников вышли 64 мастера спорта СССР.

В.Ф.Шаталов разрушил зависимость:

"...если он спортсмен - то в учёбе - ноль;
если он отличник - то спортсмен неважный."

Виктор Фёдорович всё делал вместе с учениками: с утра шел с ними на пробежку, затем вместе с ними занимался в манеже.

Спортивную работу считал самой главной.

  • 5. Инспекция знаний: контроль за учениками самих учеников, учителей, родителей. За степенью усвоения учебного материала.
Она включает: контроль усвоения теоретического материала, навыки решения задач, проверку практических умений и навыков, организация помощи отстающим и пропустившим занятия по болезни, инструктирование родителей, организация работы учеников-инструкторов.

Про "белые пятна" в программе, как причину отставания, педагог говорил:

"На 20 секунд отвлёкся на уроке - ты перечеркнул свою жизнь!"

Ну а что он мог говорить о тех, кто пропустил несколько дней в школе, можете себе представить?

  • 6. Опорные конспекты просто позволяют облегчить обучение, логически запоминать, работа становится посильной и не обременительной. Это позволяло избавляться от чувства страха, позволяло получать высокие баллы.

Примеры поражающих воображение конспектов, которые вели учащиеся в тетрадях в советское время - в этих статьях:

  • 7. Одноместная посадка учеников за парты в классе. Шаталов считал это воспитанием самостоятельности и ответрственности.

Если за одной партой сидят два ученика, то "слабый" всегда подсмотрит у "сильного". Возникает привычка жить "костылём", отсутствие самостоятельности.

В его первом экспериментальном классе все ученики были рассажены по одноместным партам (Шаталов распилил двухместные парты с помощью родителей на одноместные). И после этого, каждый должен был решать только сам, сверяться мог только сам с собой.

  • 8. Обучение на высоком уровне сложности.

Шаталов выдерживал высокий темп прохождения программы, материал давал крупными блоками, на высоком уровне сложности.

  • 9. Работа над развитием устной речи. Воспитание искусных ораторов.

Новатор учил не только всё запоминать, но и рассказывать вслух.

  • 10. Высокий экономический эффект от методики. Позволяет экономить 1-2 года, снижает затраты из госбюджета.

Другие секреты системы В.Ф.Шаталова

  • Экзамен для тех, кто учился по системе Шаталова, являлся не стрессом, а условием получения определённого удовольствия: неужели есть ещё что-то, что я не знаю?
  • В.Ф.Шаталов указывал взрослым на то, что они не понимают, как дети тянутся к знаниям, как хотят получить знания.

Он указывал, что

сами взрослые закрывают перед школьниками дороги, а потом удивляются их лени.

Виктор Фёдорович предъявлял интересующимся работу ученика к ОДНОМУ уроку, занимающую 29 (!) страниц в тетради по математике. О какой лени можно тут говорить?

  • В.Ф.Шаталов говорил что учение должно быть с увлечением. При этом, учение с увлечением – это учение с великим трудом. Чем больше труда, тем ближе успех, вызывающий новое увлечение, которое толкает школьника к ещё более серьезному труду.
Все ребята равны, но «сильный» имеет возможность делать в пять, в десять раз больше «слабого». Все родители и все учителя отмечают, что метод Шаталова открывает наконец простор для «сильных».
Ученики Шаталова твердо знали материал, умели решать задачи, и уж конечно, никому из них ни репетитор, ни курсы не требовались: ни один «преподаватель вуза со степенью» не мог дать ученику столько, сколько давал Шаталов в школе.
  • У Шаталова была жесткая экономия на уроке каждой минуты. Тетрадки для проверки учащиеся сдавали в раскрытом виде, сразу с открытой страницей, требующей проверки. Это давало огромную экономию времени учителя.
  • Несколько раз Виктор Фёдорович проводил занятия в детских колониях. Так, например, в одной колонии, он преподал годовой курс геометрии за неделю.
  • В.Ф.Шатало оспаривал известную крылатую фразу Плутарха:
"Ребёнок - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь!"

Великий педагог-новатор заявлял: "Не наполнишь - не зажжешь!".

Мы понимаем правоту изречения Плутарха, направленного против наполнения головы ребёнка зазубренными знаниями. Но нельзя не согласиться и с дополнением Шаталова. Чтобы костёр горел сильнее, нужно постоянно подкидывать в него поленья. И чем больше дров - тем пламя ярче!

/продолжение следует/

Знакомы ли Вы с методикой В.Ф.Шаталова?

Каким из её положений Вы бы отдали приоритет?

#педагогикапередовойопыт #вфшаталов #педагогноваторшаталов #настоящийучитель #шаталов #советскаяпедагогика #педагогиноваторы #системашаталова #методикашаталова #школа #ученики

-2