На одном образовательном канале нашла информацию о выступлении на очередном мероприятии в РАО (Российской Академии Образования) члена-корреспондента Академии Г.А.Бордовского.
В своих рассуждениях о будущем образования учёный заявил, что к советской системе образования поворот невозможен. Поскольку это и есть камень преткновения, из-за которого наше общество будет стоять на одном месте и "толочь воду в ступе", пока не решит его. Необходимо и нам рассмотреть его более пристально.
Предлагаю рассмотреть вопросы, поставленные учёным и попробовать дать на него ответ.
Главные вопросы, которые Г.А.Бордовский поставил:
«Чему учить?
Как учить?
Для чего учить?"
Для меня эти три вопроса, почему-то не составляют сложности.
"Чему учить?" - передавать детям те знания, которые накопило человечество за всё время своего существования на Земле. Задача педагогов - передать все эти многообразные и сложнейшие знания обучающимся в доступной для детского восприятия форме.
"Как учить?" - не перегружая память (не только теоретически), а обязательно приобщая детей к использованию знаний на практике.
"Для чего учить?"- для того, чтобы разобраться в ошибках, допущенных поколениями "недоучек", "непрофессионалов", во многих областях жизни общества, и, наконец-то, начать исправлять их. А не задаваться регулярно вопросом, с которого начал Г.А.Бордовский: "Как мы докатились до жизни такой?"
Главным вопросом выступающий посчитал вопрос о болонской системе, по которой весь мир может работать, а мы - нет.
Потому что мы только сейчас осознали, что болонская система придумана для того, чтобы облегчить "утечку мозгов" из страны. А своей стране разве не нужны умные головы?
Докладчик задался вопросом: почему советская система образования была эффективна? И сам же ответил: что все видели цель развития общества, и к ней шли.
Всё правильно. На обыденном языке это звучало так: "Нужно стремиться быть грамотным, чтобы сделать жизнь лучше, чтобы быстрее пришло "светлое будущее".
Сегодня из психологии известно, что если достижение цели затягивается, человек перестаёт в неё верить, перестаёт стремиться к её достижению, а также - теряет веру в себя. Сегодня мы видим в стране массу не верящих никому и ничему, в том числе, и не верящих в свои силы людей.
Сомнительны для меня слова докладчика об уравниловке в школе времён СССР.
Не было уравниловки. Бывало всякое: и на осень, и на второй год оставляли неуспевающих. Только не уравниловка.
Но зато было стремление всячески подтянуть отстающих: учителя оставались с ними заниматься после уроков, одноклассники брали таких на "буксир" (известно ли сегодня школьникам такое понятие?).
Г.А.Бордовский сокрушается, что вся та система была разрушена (по этой ссылке смотрите его выступление). Но у меня всегда вопрос: а где были все академики РАО и РАН, которые позволили разрушиться системе образования? Почему не сохранили из неё то лучшее, что нельзя было позволять разрушать?
Ясно, что вернуть советскую систему образования невозможно, как невозможно вернуть и сам советский строй. Но, сегодня пришло время для обсуждения того, что было, для отделения зёрен от плевел, для использования лучшего опыта в современной практике.
А как вы считаете: можно ли вернуть систему советского образования в нашу современную жизнь?
Эти статьи могут понравиться вам: