- 90-летний академик РАО: "Люди, которые стоят у власти, в последнюю очередь думают о роли образования в человеческом прогрессе."
- Над какой проблемой задумался молодой преподаватель В.П.Беспалько?
- Как первая книга В.П.Беспалько вначале была запрещена по приказу сверху, а затем издана в течение двух недель.
/я бы назвала эту историю педагогической трагедией/
Смотрю видео с ЮТУБа. На нём - академик РАО (Российской Академии Образования) даёт интервью из Флориды (США). Он не иноагент, потому что выехал в Америку почти 30 лет назад.
Советский академик даёт интервью в майке (что мне показалось странным). Ведущий вступился за гостя: "Вы не смотрите, что он вот так по-летнему одет. Он во Флориде. Там жарко, там все так ходят".
Впрочем, это не главное. Главное, что академик - очень интересный человек и умный собеседник. А ещё он - борец за качество образования! И я даже боюсь сказать, но без него нам, в России, качества образования уже не видать...
Я недавно наткнулась на это видео случайно, точно так же, как когда-то, лет 25 назад, я совершенно случайно, на подоконнике, в одном образовательном центре, нашла его небольшую книжку, посвященную проблеме качества образования.
90-летний академик РАО: "Люди, которые стоят у власти, в последнюю очередь думают о роли образования в человеческом прогрессе."
Кто же этот академик?
Это Владимир Павлович Беспалько (1930(!) г.р.), педагог, академик РАО (1992), доктор педагогических наук (1968), профессор (1972). Преподавал на факультете психологии МГУ.
Выехал в США в 1995 году.
/Далее я постараюсь изложить интервью с В.П.Беспалько, слегка "сглаживая углы" в разговоре (совсем немного). Но, прошу отнестись с пониманием к человеку, обиженному на систему, отторгнувшую его./
Ведущий задал академику такой вопрос:
"Вы хорошо знали систему образования, еще советскую. И вот Вы делаете систему нынешнюю. Какие кардинальные изменения произошли, с одной стороны, в практике учебных заведений, с другой стороны, в теории?"
Владимир Павлович отвечает, что в образовании царит традиционная система. Учитель пришел, рассказал. Ученики должны где-то, что-то, как-то вызубрить, воспроизвести с определенным успехом. И никаких подвижек в педагогической технологии не происходит.
А в конце 50-х годов было очень мощное движение, были привлечены довольны крупные интеллектуальные силы Советского Союза.
Они занимались программированным обучением, которое также бурно развивалось за рубежом. Но оно нигде не было востребовано, потому что, к сожалению, люди, которые стоят у власти в разных странах, они в последнюю очередь думают по-настоящему о роли образования в человеческом прогрессе.
Они говорят об этом, но это дежурные фразы. Работать, взяться за это никто не хочет.
"Программированное обучение - учение осуществляется как четко управляемый процесс, изучаемый материал разбивается на небольшие блоки. Они постепенно усваиваются учеником. После изучения каждого блока следует проверка. Если блок усвоен, то происходит переход к следующему. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка." Без полного, основательного освоения каждого блока ("шага") каждым учащимся, обучение дальше не идёт.
Над какой проблемой задумался молодой преподаватель В.П.Беспалько?
Когда он был ещё молодым преподавателем в МГУ на факультете психологии, он начинал пробовать разработанный объективный контроль качества знаний учащихся.
А на курсе учились работники и литературные газеты, которые решили в "Литературной газете" отразить его педагогический опыт, которого нигде в другом месте не было.
Разворот газеты вышел с фотографиями, текстами и комментариями по поводу этого опыта и произвёл сенсационное впечатление на общественность.
Министр образования СССР не мог не отреагировать на выступление "Литературной газеты" и пригласил молодого преподавателя познакомиться.
Выслушав молодого преподавателя министр сказал ему:
"Вы думаете Вам дадут это делать? Да никогда в жизни не дадут!
Вы сейчас объективно контролируете качество знаний студентов, а завтра Вы наши знания начнете объективно контролировать? А завтра вы начнете нашу пригодность проверять объективными методами?
Этого Вам никто не даст возможности делать.
И, во избежание того, чтобы Вас не загнали туда, куда Макар телят не гонял, я вам советую бросить эту затею."
В.П.Беспалько в это время как раз ушел из МГ на другое место работы.
....
Лет через 30, когда В.П.Беспалько предстояли выборы в академики, он делал в Академии доклад о своей деятельности за прошедшие годы.
Этот, теперь уже бывший министр образования СССР, как член академии, присутствовал на этом совещании.
Министр уже забыл его, но он подошел в раздевалке Академии к Беспалько и начал ему горячо говорить:
"Молодой человек, блестящий доклад! Замечательные идеи! Революционные идеи! Почему Вы не пришли ко мне? Мы бы с Вами это дело провернули!"
В.П.Беспалько отшутился.
И сколько бы ему потом коллеги не говорили обратиться в разные властные кабинеты - он уже никуда больше не ходил.
Как первая книга В.П.Беспалько вначале была запрещена по приказу сверху, а затем издана в течение двух недель.
Первую книгу В.П.Беспалько написал на основе своей докторской. Она была утверждена редакцией, и рукопись автор уже сдал в издательство "Высшая школа". Там осуществили набор этой рукописи и готовились к изданию.
Но как раз в это время и произошла описанная выше встреча Беспалько с министром образования.
Когда работники министерства узнали - чем закончилась встреча молодого преподавателя с министром, в издательство поступило указание рассыпать набор рукописи.
Но дальше произошел непредвиденный поворот.
Министр образования РСФСР был в то время прогрессивный человек, который узнал о рассыпанном по указу Министра образования СССР наборе книги В.П.Беспалько. Он приказал быстро издать книгу, и та в течение 2-х недель была издана. Это было в 1977 году.
/именно эту книгу я и нашла тогда на подоконнике/
Более с руководством В.П.Беспалько не связывался, а спокойно занимался наукой.
И наука вывела его на киберпедагогику.
Почему В.П.Беспалько не стал отвечать на вопрос ведущего о самом главном в его теории?
Когда ведущий задал вопрос, может ли Владимирр Павлович Кратко изложить самое основное о четырёх уровнях усвоения материала? В.П.Беспалько отказался.
"Я стараюсь уже не выступать, я уже быстро устаю, здоровья нет и энтузиазм
очень сильно поблёк. Я не хочу просто ни преподавать, ни выступать."
/не мудрено, человеку за 90 лет/
После этого В.П.Беспалько сказал, что и в интервью-то он согласился лишь по причине заинтересованности ведущего его теорией.
После этого В.П.Беспалько подарил ведущему свою книгу, в которой изложена вся теория. На основе теории можно создать все предметные методики.
/далее Владимир Павлович стал вкратце рассказывать о кибер-учебнике. Без возможности увидеть кибер-учебник излагать его слова не имеет смысла/
Чем американское образование отличается от российского (бывшего советского), с точки зрения В.П.Беспалько?
В.П.Беспалько считает, что американское образование отличается от российского радикально.
Если в России учителя очень добросовестно работают, держит учащихся в ежовых рукавицах и заставляют их работать.
Учительница целевыми подсказками наводит учащихся на правильные ответы.
В Америке этого нет. В Америке его не вызывают к доске, не требуют ответа, от него ничего не требуют. Потому что, если потребую, то попадут суд.
Поэтому американский ученик сам ковыряется в учебнике, кое-как учит, кое-как сидит на уроках, потом экзамен.
И, если российский учитель помогает ученику на экзамене в среднем на 15-30
процентов, то американский - на 75-80 процентов, и ученик уходит из учебного заведения: как пришел - так и ушел!
Когда ведущий, у которого дочь и внучки учились и учатся в США возразил, что сам свидетель, что детям приходится выполнять колоссальные домашние задания, читать толстые книги. То есть - им приходится много учиться.
Владимир Павлович объяснил, что задавать много - это перекладывать педагогическую работу на плечи ученика, который проводит её очень неорганизованно, без всякой системы.
А кибер-учебник перекладывает работу "на плечи" учебника, на "плечи" компьютера, которые ведут его к той цели, которую Вы ставите через систему управляемых заданий и учебных действий.
/Далее идёт активный диалог ведущего с академиком.
Посмотрите и послушайте интереснейшее интервью полностью на видео ниже/
Понравилось ли Вам интервью с академиком?
Что полезного для себя Вы почерпнули из этого интервью?
#педагогика #образование #качествообразования #академик #обучение #технология #педагогическаятехнология #педагогическаясистема #российскоеобразование #американскоеобразование #Беспалько #киберпедагогика