Вынуждена уделить ещё немного времени обсуждению репетиторов и репетиторства, поскольку прочитала на днях достаточно любопытную статью в защиту этой новой современной профессии. Сколько же в ней то ли ошибочных, то ли надуманных измышлений!? Хотя, написал её учитель-математик, по совместительству, видимо, репетитор.
Быть может, вы сейчас подумали, что я слишком много на себя беру, собираясь "прикрыться" мнением советских педагогов-новаторов?
Я просто буду приводить в качестве контраргументов репетитору некоторые цитаты мастеров педагогики.
Итоговые выводы вы сделаете сами.
Если постараться, всех двоечников можно превратить в отличников.
Автор статьи, оправдывая необходимость существования репетиторов, пишет:
«То, что обычная школа способна качественно научить любого ученика любому предмету, — это не более чем идеологический штамп. А реальность совсем иная.»
Привожу слова педагога-новатора, народного учителя СССР В.Ф.Шаталова (также учителя математики(!)), возражающего против этого:
"Все дети, все без исключения, способны успешно овладевать программой курса средней школы".
Виктор Фёдорович разработал систему ускоренного освоения математики: за 8 часов он преподавал детям весь годовой объём программ по геометрии, тригонометрии и физике.
Также он составил программы ускоренного прохождения других дисциплин: литературы, истории, иностранных языков, географии.
Что интересно: превращение всех детей из двоечников и троечников в отличников автоматически приводило также к улучшению их поведения.
Это ли не ещё один метод, который следует включить в мои статьи о проблемах улучшения дисциплины детей?
Ему вторит педагог-новатор Шалва Амонашвили, автор гуманистической педагогики:
«Обычно учителя гордятся своими лучшими учениками, мы же гордимся слабыми, которых сделали сильными».
Того же мнения придерживается С.Н.Лысенкова, учитель начальной школы, автор методики обучения с опережением:
«…я по-прежнему утверждаю, что все дети должны учиться вместе. Я против отбора, разделения на одаренных и «всех остальных». А это важно: лентяев делает неуспех».
Защитник репетиторства сокрушается:
«…массовая школа особо помочь не может, если у ребенка есть явные способности к предмету… он хочет поступать в профильный вуз, допустим, в МФТИ или в МГУ…»
И вновь - красноречивые слова В.Ф.Шаталова:
«Но скажу одно, что мою школу все дети заканчивали на пять, и все как один поступали в институты, у нас иной оценки не было кроме пятерки.»
Кстати, в школе, где В.Ф.Шаталов был директором, урок физкультуры был в расписании каждый день. Учитель понимал, что детям требуется разностороннее развитие.
Если учить качественно - ни дополнительные занятия, ни репетиторы не потребуются.
Отношение к дополнительным занятиям у математика-репетитора отрицательное, но лишь для того, чтобы сразу же отправить неуспевающих детей к репетиторам:
«…Отправлять ребенка на дополнительные занятия по этому предмету, здесь же, в школе, после уроков? Да, такие занятия существуют, они для детей бесплатны, но на практике они нередко оказываются копией школьных уроков, и тогда особого толка от них нет.»
А вот педагог-новатор С.Н.Лысенкова, также считает дополнительные занятия бесполезными, но по другой причине - её ученики всё запланированное (и даже больше) успевают усвоить во время обычных уроков.
«Дополнительные же занятия - ни что иное, как пустая трата времени. Они могут помочь подготовиться к определенным экзаменационным требованиям, но для настоящего понимания предмета они полностью бесполезны.»
Можно успешно учиться без домашних заданий, без перегрузки.
Защитник репетиторства отстаивает необходимость домашних заданий:
"На занятии репетитор всегда дает ученику домашнее задание, которое нужно выполнить к их следующей встрече. Без выполнения этих заданий толку от очных занятий нет...
Большинство репетиторов, видя, что ученик систематически не выполняет домашние задания, просто отказываются с ним в дальнейшем работать. И тогда вы просто потратите время, деньги и нервы, а пользы от таких занятий не получите."
С.Н.Лысенкова считает домашние задания лишними при качественном обучении детей:
Никаких заданий на дом. И дело здесь не столько в желании освободить ребенка от излишних перегрузок, дать ему насладиться детством (хотя и это, разумеется, тоже). Самостоятельные занятия дома неизбежно приводят к зубрежке, а она - главный враг обучения.
Репетитор оправдывает перегрузки детей, понимая, что ребёнок идёт на определённые "жертвы":
"...придется ведь не только ездить к репетитору раз или два в неделю, но и делать домашние задания. Чтобы их делать, нужно выделить необходимое время. А поскольку времени всегда не хватает, значит, чем-то надо будет пожертвовать: может, какими-то другими занятиями, может, кружками и секциями, может, к самому минимуму свести прогулки, общение с друзьями, и так далее."
С.Н.Лысенкова, кажется, прямо с ним разговаривает:
"Опережение, по-моему, - это не загруженность с утра до вечера уроками, домашними заданиями. Это учеба, при которой дети могут и должны ходить в театры, заниматься спортом, получать музыкальное, художественное образование. И просто гулять. Они набираются всего. "
Духовное богатство учителя - его свободное время.
О том, что сами учителя, занимающиеся репетиторством, очень сильно перегружены, защитник этой профессии не думает. Он лишь рассуждает об этичности занятий вечерами за деньги с теми же учениками, которых по утрам учит "без денег". Только учит ли?
"Насколько вообще этично заниматься частным образом с учеником, которого ты учишь на уроках в школе — это вопрос, на который однозначного ответа нет."
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал совсем о другом, о том, что педагог должен иметь как можно больше свободного времени для восстановления сил, для духовного роста, чтобы с каждым днём лучше работать:
"Важнейшее условие духовного роста педагога — это прежде всего время - свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен ... , тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Педагогическое творчество — сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать."
Образование - это обучение плюс воспитание.
Можно ли считать полноценным педагогом математика-репетитора, если он освобождает репетиторов от выполнения ими важнейшей функции - воспитания детей.
"...требовать от репетитора отдельным пунктом воспитание ученика вряд ли логично.
На самом деле репетитор зачастую не в состоянии (или не хочет) заниматься воспитанием ученика...
Заниматься воспитанием репетитору попросту некогда. Если ребенок постоянно отвлекается, если не умеет внятно выразить свою мысль... — то это недоработки родителей, воспитателей детского сада и учителей начальной школы."
Для чего, спрашивается, нужны репетиторы? Учат детей на основном месте работы "спустя рукава", чтобы, затем, за деньги переучивать; среди своих коллег являются приспособленцами, сваливая на них самую сложную работу (за минимальные зарплаты); ещё и недостатки воспитания списывая на кого ни лень?
С.Н.Лысенкова ясно и точно высказалась на эту тему:
"Воспитание неотрывно от обучения. Результаты труда маленького ученика управляют его настроением, отношением к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников."
Кстати, Софья Николаевна всегда была полна веры в ученика. И дети оправдывали её ожидания, какие бы сложные классы ей не давали для работы. Она говорила:
"Трудных детей не бывает. Бывают нищие учителя, коррумпированные чиновники."
Караковский В.А., Народный учитель СССР сказал очень ёмко о значении воспитания:
"Школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания."
Можно было бы привести сюда ещё и слова В.А.Сухомлинского, ставящего воспитание намного важнее обучения, но, об этом придётся написать целую статью. Суть же в том, что если ребёнка правильно воспитывать, то он и сам понимает необходимость обучения.
Шарлатан или Учитель: кто носитель света?
Завершить статью хочу словами, которыми репетитор описывает своих коллег по цеху:
"Но каким бы замечательным ни был репетитор, он все равно не гарантирует чуда."
Видимо, автор чувствует, что с моральными принципами у репетиторов плоховато:
"Шарлатаны случаются, но не так часто, чтобы говорить об этом как об ужасной опасности."
А вот какими возвышенными словами пишет об учителе Ш.Амонашвили:
"Школа в переводе с латыни — лестница, это духовное восхождение человека. Мы строим здание и называем его школой только потому, что нет другого слова. На самом деле Школа в Учителе. А Учитель в переводе с санскрита означает «носитель света»."
*******************
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!
►►► Эти статьи могут заинтересовать вас: