На днях в эфире НТВ исследователь Алексей Зубец утверждал, что налог на бездетность — это отличное решение.
Для совсем бездетных налог, предлагает Алексей Зубец, должен составлять 30-40 тысяч рублей, для родителей с одним ребёнком его можно уменьшить.
Что я, как психолог, могу сказать по поводу такой инициативы?
Всего три слова.
Это. не. сработает.
Налог в данном случае — это очевидное наказание. В психологии наказания изучили хорошо, поэтому давно понятно — наказания могут останавливать, но не могут побуждать.
Неотвратимое наказание — это хороший способ заставить человека прекратить делать что-нибудь. Например, удар тока надёжно прекращает ковыряние в розетке.
Но если мы хотим побудить человека делать что-то новое, наказание работает плохо.
Зато хорошо работает поощрение в том или ином виде.
Представьте себе, что у вас развилка из двух дорог. Обе завалены деревьями, камнями, каким-то мусором. Что нужно сделать, чтобы человек пошёл по одной из них?
Правильно — убрать мусор. А ещё лучше — убрать мусор и посулить человеку что-нибудь хорошее в конце дороги.
Совсем хорошо — убрать мусор, посулить что-то хорошее в конце дороги и сверху этого показать что-то хорошее, пусть и мелкое, что человек может получить сразу, если пойдёт по дороге.
Вот тогда человек зашагает по ней с песней и вприпрыжку.
Если вместо этого подгонять его сзади пожаром (в рамках нашей метафоры пожар — это налог на бездетность), человек может и пробежит какое-то расстояние, но потом упадёт и погибнет.
Кому от этого станет лучше? Вопрос, как вы понимаете, риторический…
Сформулирую совсем прямо: налог на бездетность только усугубит проблему низкой рождаемости.
Нужно снимать барьеры, препятствия и препоны, которые удерживают людей от рождения детей. Нужно искать стимулы и поощрения для рождения детей. Это трудно, но все психологические знания говорят нам, что это единственный путь.
Ставьте 👍, если согласны.
В продолжение темы рекомендую мою статью: