Найти тему

Чем великая компания отличается от хорошей и что может дать работа в большой корпорации

Оглавление

Моим первым сознательно выбранным местом работы в коммерческом секторе стала международная корпорация Philip Morris, куда я пришёл в 2007-м году на должность самого базового уровня.

Сказать, что компания поразила меня – ничего не сказать. Во-первых, масштаб. Осознавать себя частью огромной многомиллиардной корпорации, которая владеет самыми известными брендами на планете! Компания со 160-летней историей, работающая по всему миру. Десятки тысяч сотрудников в разных странах, инновационное производство, сотни транспортных маршрутов.

Во-вторых, подход к работе. Все проекты и процедуры были детально расписаны и объяснены, каждый сотрудник в любой момент точно знал свою задачу и порядок её выполнения. Такая степень рациональной организованности тоже производила сильное впечатление.

В-третьих, моральный компас. Представьте себе, компания, производящая сигареты, которые продаются чуть ли не в каждом магазине мира, добровольно участвует в кампании по борьбе с подростковым курением и тратит на это огромные деньги. Кстати, сейчас компания вообще заявляет, что её миссия – создание бездымного будущего.

Ну и, наконец, отношение к работе и к коллегам. Ко мне, новому сотруднику, отнеслись предельно тактично, внимательно и деликатно, мне помогали на каждом шагу и делали всё, чтобы я как можно скорее освоился. Меня приняли так радушно, как будто все только и ждали, когда к ним придёт такой вот Серёжа Черненко.

Я проработал в Philip Morris 4 года, в течение которых прошёл больше 40 тренингов, очень быстро набирая знания и опыт, двигаясь от одной должности к другой, от одного проекта к другому, ещё более амбициозному. Именно здесь я составил свой первый карьерный план и начал по нему движение.

Я ушёл из Philip Morris в 2011-м, чтобы двигаться дальше в соответствии со своим карьерным планом, и через два года вышел на работу в другую глобальную корпорацию – компанию Bacardi уже на уровень регионального совета директоров. В Bacardi я развивался уже не как специалист, а как управленец, был причастен к реализации нескольких многомиллионных проектов.

По прошествии лет я могу ответственно сказать, что именно опыт работы в этих двух великих компаниях во многом сформировал меня как специалиста и руководителя.

Что отличает хорошую компанию от великой?

Почему я считаю, что и Philip Morris, и Bacardi – великие глобальные корпорации? Дело ведь не только в том, что их продукция продаётся по всему миру, а сами они отпраздновали полуторавековые юбилеи.

Дело в том, что их бренды любимы людьми в сотне стран, а сами они пережили многочисленные кризисы, войны, радикальное изменение законов и вкусов, жёсткую конкуренцию — и остались признанными лидерами в своих отраслях! При том, что обе работают в жёстко регулируемых секторах экономики, так как их продукция считается вредной для здоровья. Кейсы из истории этих компаний преподаются в бизнес-школах и университетах по всему миру!

Быть частью таких компаний – это невероятно крутое ощущение. Работа там – это не просто работа, это всегда вызов, сопровождающийся эмоциональным драйвом и… удовольствием!

Когда я работал в Philip Morris, мы организовывали мероприятия для журналистов, и часто это были настоящие приключения – например, поездка в Италию на гоночный трек Ferrari или посещение гонок «Формулы-1» в Абу-Даби. Такие события запоминались на всю жизнь.

В Bacardi коллеги из маркетинга запускали огромные рекламные кампании по продвижению своих брендов. Little Big (самая актуальная в тот момент группа) пели про нас песни. В Новый год нас показывали по федеральному телевидению. Целый час на экранах десятков миллионов людей в новогоднюю ночь все российские звезды пили Martini!

Будучи причастным к таким проектам, начинаешь иначе ощущать себя, когда понимаешь, что помогаешь такой компании оставаться лидером рынка. Эта работа позволяет зарабатывать серьёзные деньги, но о них забываешь, когда испытываешь восторг при запуске сложного и увлекательного проекта.

Культура успеха, прогресса и творчества

Компания не только платит вам и предоставляет всё необходимое для эффективной работы. Она продолжает инвестировать в своих людей, чтобы максимально раскрыть их способности и сделать из них лучших специалистов в своей области!

© Generative AI | Сергей Черненко
© Generative AI | Сергей Черненко

Это не только тренинги, наставничество и адаптация, это ещё и такая удивительная вещь, как горизонтальные продвижения. У перспективных сотрудников есть возможность переходить из одного отдела в другой: из маркетинга – в финансы, из логистики – в продажи. Таким образом люди учатся, обретают новые навыки и расширяют свой корпоративный кругозор. И компания готова мириться с их неэффективностью на начальном этапе, потому что она понимает, что в долгосрочной перспективе она получит более опытных экспертов с широким взглядом на бизнес. Людей, которые видят, как работает система в целом.

Именно в результате горизонтального продвижения я попал в PR. Под плотным вниманием своего руководства, которое занималось моим непрерывным обучением «в ручном режиме», я начал взаимодействовать с журналистами, писать новости и пресс-релизы, готовить медиа-кампании. Всё, что касалось моего развития, всегда поощрялось. Например, как-то я пришёл и сказал, что хочу повысить квалификацию и пройти журналистские курсы в газете «Известия», лучшие в стране на тот момент. Решение было принято сразу же, несмотря на то, что курсы были достаточно дорогие.

Другой важный момент – свобода творчества, поощрение инициативы, право на эксперимент. Если сотрудник предлагает что-то новое, выходит с обдуманной инициативой, то получить поддержку довольно просто. Как и бюджет для воплощения идеи в жизнь.

Однако этим понятие корпоративной культуры в великих компаниях не исчерпывается.

Свобода и заборы корпоративных ограничений

Большие компании ‒ это большие деньги, высокие прибыли и… огромные риски. Колоссальная машина внутренней бюрократии, которая включает формализацию всех рабочих процессов, огромную базу знаний и детальнейшие служебные инструкции, возникла не на пустом месте.

Philip Morris – компания публичная. Любая новость в СМИ, касающаяся её деятельности, может мгновенно отразиться на стоимости акций. Если новость плохая – это финансовые потери для акционеров. Поэтому одна из главных задач внутренней бюрократии компании – минимизировать риски таких потерь.

В далёком 2001 году чешский офис Philip Morris совершил непоправимую ошибку. Компания заказала независимое научное исследование на тему продолжительности жизни курильщиков. В результате исследователи «неожиданно» пришли к выводу, что курильщики «выгодны» государству! У них средний срок продолжительности жизни после выхода на пенсию меньше, чем у некурящих, а это экономит деньги пенсионных фондов. Местный офис решил выводы отчёта опубликовать, не проконсультировавшись со штаб-квартирой. И разразился большой международный скандал. Котировки акций компании совершили нырок, и именно это событие дало толчок к развитию антитабачного лобби, которое за несколько последовавших лет нанесло сокрушительный удар не только по самой компании, но и по всей табачной индустрии.

После этого события правила компании были изменены так, что все публичные коммуникации, будь то новость, пресс-релиз или рекламное объявление, должны были проходить согласование в нескольких инстанциях: отдел PR, юристы, служба compliance (отвечающая за полное соответствие деятельности компании законам и нормативным актам в данной конкретной стране), иногда другие отделы, к которым эта публикация имеет отношение, и, конечно, генеральный директор.

И каждый сотрудник обязан был эти правила игры не просто хорошо знать, но и соблюдать в своей ежедневной работе.

При этом нам надо было реагировать на запросы СМИ мгновенно. А согласовать публикацию в таких условиях было задачей практически не реализуемой. Нам приходилось заранее готовить и согласовывать так называемые «пресс-политики», отработав все самые каверзные вопросы от СМИ, которые только можно было себе представить.

Секундочку, можете сказать вы. А как же тогда та самая свобода творчества и право на эксперимент?

Правила игры, которые нельзя можно нарушать

Великий секрет заключается в том что любое правило не является высеченным в камне… На самом деле это чем-то похоже на фильм «Матрица» – когда Морфеус учил Нео пониманию: всё, что кажется тебе реальностью – иллюзия, которую можно видоизменять, и ей можно научиться управлять.

Настаёт момент, когда вы можете влиять на внутренние процессы компании. Видоизменять их, обходить и даже переворачивать. Но, конечно, до этого момента вы должны не просто эти правила изучить! Вы должны ориентироваться в них, как рыба в воде.

Вот у вас есть проект, который идет вразрез с существующими подходами. Но вы понимаете, что компании это может быть выгодно — и начинается настоящая интеллектуально-коммуникативная игра.

Вы должны выяснить, кто, как и в какой степени влияет на принятие конечного решения. Необходимо заранее найти союзников, которые поддержат вас при обсуждении, выяснить их мотивы, суметь их заинтересовать. Правильные цифры, презентации, аргументация. И вот тогда можно будет рассчитывать на звание «человек, который умеет мыслить за пределами ограничений», beyond the limitations. Конечно, всегда в интересах компании!

Так что в великих компаниях возможно всё. Ну или почти всё.

Помимо политик и правил – характер

И всё-таки корпорация регулируется не только документами, в которых расписан образ действия сотрудников. Каждая компания – это живой организм, и каждая по-своему уникальна. Конечно, можно описать корпоративную культуру в каком-то документе. Но это всегда будет неполный или даже неточный портрет.

Однажды мне довелось участвовать во встрече с генеральным директором Bacardi в Москве – Факундо Бакарди, членом семьи, владеющей этой всемирно известной частной компанией. И я его спросил: «Скажите, как вы решились в 1992-м году принять решение выйти на российский рынок? Ведь в тот момент у нас в стране ещё ничего не было понятно. Я больше чем уверен, что ваши консультанты были против». И он мне отвечает: «Нашу компанию отличает бесстрашие (we are fearless). На протяжении всей истории мы прошли через многое: через экспроприацию нашего бизнеса на Кубе, пожары, землетрясения, мировые кризисы, беспорядки и волнения во многих странах и так далее. Мы многое видели, мы – тёртые калачи, нас не так уж легко напугать. Когда мы узнали об открытии рынка России, он нам показался перспективным. И никакие сомнения консультантов нас не смутили. Мы решили рискнуть, потому что это у нас в крови».

Меня такой ответ здорово впечатлил.

У каждой компании есть миссия и ценности. Великие компании им следуют. И это помогает людям не только лучше ориентироваться в принятии решений в работе, но и соотнести это со своими собственными моральными ориентирами. А когда они совпадают, двигаться вместе гораздо проще.

Вместо эпилога

Philip Morris и Bacardi научили меня, что для человека нет ничего невозможного, если у него есть желание учиться, трудиться и развивать свои навыки. Я понял, что в большом бизнесе надо мыслить масштабно, не бояться брать инициативу и ответственность, и что такие компании не только могут, но и с легкостью предоставляют ресурсы для воплощения самых амбициозных идей. В предпринимательстве, чтобы выйти на такой уровень, вам может не хватить и целой жизни.

* * *

Если вы хотите больше узнать о том, как не просто выживать, а расти в крупной компании, двигаться вверх по карьерной лестнице и выходить на желаемый для себя уровень благосостояния и качества жизни — теперь вы знаете, к кому обратиться. Проработав более 20 лет в крупнейших международных компаниях, я охотно передаю свой опыт желающим в качестве карьерного консультанта и специалиста по внутренней навигации в корпоративной сфере.

* * *

Раньше на этом канале мы уже рассуждали о том, как превратить свой список контактов в машину по увеличению собственного влияния, авторитета и благосостояния и как пройти собеседование на новую работу. Больше интересных материалов – в моём телеграме (там можно записаться на бесплатную консультацию).