Широко известен миф о том, что император Александр I не умер в Таганроге, а переоделся и ушел бродяжничать. Привлекательна в этой теории ее литературность. Сюжет как в приключенческом романе. Но это и само служит разоблачением. В жизни всегда все проще. Да и базируется версия о беглом монархе на слишком сильных допущениях. Есть немало документальных подтверждений смерти царя. Значит, нужно признать их фальшивками. А что тогда считать верным? Да только то, что нам понравится. В истории такой подход бесперспективен.
Итак, Александр Павлович почил в 1825 году, а в 1836 под Красноуфимском задержали седобородого старика Феодора Козьмича без паспорта. За что задержали? А черт его знает. Он был верхом, попросил кузнеца подковать лошадь. На его расcпросы не отвечал, что рабочему показалось подозрительным. Он “настучал”. Путника схватили и избили, но все равно ничего не вытянули.
В марте следующего года старца поселили в Краснореченском винокуренном заводе, а через пять лет перевели в Белоярскую станицу, но он быстро перебрался в деревню Зерцалы. В 1849 году или около того поселился близ села Краснореченского, где прожил до 1857 года. Затем следы Феодора Козьмича обнаруживаем под Томском, где он и скончался в 1864 году. А через два года купец Семен Хромов запустил сплетню, что покойный был императором. Легенда распространилась по Сибири. В 1873 году могилу даже посетил один из великих князей.
Стойкости мифа способствовало определенное внешнее сходство старца с бывшим правителем. С возрастом Александр вполне мог бы выглядеть примерно так. Несомненно, что Феодор Козьмич имел незаурядную биографию. Он был хорошо образован и говорил по-французски, так что, вероятно, происходил из дворян. По дошедшим до нас пересказам его слов можно сделать вывод, что он участвовал в войне с Наполеоном и даже входил в покоренный Париж. Военная выправка сохранилась у него до преклонных лет.
За стеклом киота у старца обнаружили листок с собственноручно нарисованным вензелем, который включал себя букву “А” с короной. Это любопытно. А - Александр? Да еще и при себе у него была икона святого Александра Невского. Якобы после смерти в бумагах Феодора Козьмича лежало и свидетельство о браке великого князя Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны. Да вот только никто, кроме автора версии о сбежавшем императоре Хромова, этот документ в глаза не видел. Значит, и не было его.
Почему он упорно отказывался открыть свои настоящее имя и фамилию? Писатель Александр Архангельский полагает, что дело в послушании, которое наложил на Феодора Козьмича московский митрополит Филарет. Известно, что старец использовал западноукраинские обращения к людям (“панок”) и Господу (”Пречистый Боже”), что не очень вяжется с лексиконом Романовых. Архангельский допускает, что загадочный старик мог долгое время жить в Почаевской Успенской лавре (Тернопольская область).