Найти тему
Канал про Авто

Моторные масла: разбираем тему на молекулы

Оглавление

Так как я очень люблю автомобили, мне интересно практически все что с ними связано. В данной статье речь пойдет о моторных маслах и после прочтения у вас больше не останется вопросов "из каких материалов производится", "что обозначают буквы и цифры, которые присутствуют на продукции ВСЕХ производителей" и т.п. Всё собрал на просторах всемирной паутины, склеил и написал понятным языком. Наливайте чай, статья большая. Поехали)

Картинки, кстати, впервые генерировал через ИИ. Платформа называется Fusion Brain
Картинки, кстати, впервые генерировал через ИИ. Платформа называется Fusion Brain
Моторные масла — жидкие смазочные материалы, которые снижают трение между движущимися деталями ДВС, не давая ему перегреваться. Состоят из базового масла и присадок. Базовое масло получают путем переработки сырой нефти, либо путем химического синтеза. Термины "Минеральное масло", "Полусинтетика" и " Синтетика" подразумевают тип базового масла, которое было использовано при создании смазочного материала. Разберем, в чем разница ↓

Минеральное моторное масло (Mineral)

Продукт переработки сырой нефти с минимальным количеством присадок. Не подходит для эксплуатации при значительных перепадах температур, большая вероятность того, что масло загустеет в сильный мороз и может стать причиной сильного износа деталей при запусках двигателя "на холодную". Молекулы минералки не однородны, быстро разрушаются, и как следствие масло теряет свои свойства. Рекомендуемый интервал замены каждые 5тыс километров.

Полусинтетическое моторное масло (Semi-Synthetic)

Его получают путем смешивания минеральных и синтетических основ + модифицируют присадками разных типов.

Синтетическое моторное масло (Fully Synthetic)

Получают в ходе синтеза молекул. Главное преимущество — отсутствие существенной зависимости свойств от внешних факторов, поэтому синтетические масла более стабильны в эксплуатации.

А еще они обладают:

- малой испаряемостью;

- высокой работоспособностью при низкой температуре;

- устойчивостью к воспламенению;

- противоизносными свойствами;

- устойчивостью к высокой температуре.

-2

Теперь о второй составляющей — присадках. Они делятся на несколько типов:

- вязкостно-загущающие. Повышают индекс вязкости масел, то есть обеспечивают стабильность свойств в широком температурном диапазоне. Образуют стойкую пленку при нагревании;

- антиокислительные. Смазочные материалы в процессе эксплуатации контактируют с кислородом воздуха, агрессивными газами, металлами и т. д. Антиокислительные присадки замедляют и останавливают процессы окисления, которые неизбежны в условиях высокого давления и температуры;

- антикоррозийные. Замедляют и останавливают окисление путем нейтрализации кислот, а также образования на поверхности металлов газонепроницаемой защитной пленки;

- депрессорные. Предотвращают кристаллизацию парафинов на холоде, препятствуют сращиванию агломератов. Улучшаются фильтруемость и прокачиваемость масла при отрицательных температурах;

- антифрикционные. Они уменьшают коэффициент трения между деталями двигателя, повышают КПД узла;

- противоизносные. Активные компоненты присадок притягиваются к металлическим поверхностям и образуют тонкую, постоянно возобновляемую пленку. Противоизносные добавки работают на участках с недостаточной толщиной масляного слоя, когда необходима дополнительная защита трущихся деталей;

- моющие. Присадки необходимы для профилактики образования нагара. Моющие добавки, помогают поддерживать двигатель в чистоте, надолго сохранять подвижность поршневых колец, эффективно отводить тепло от цилиндро-поршневой группы;

- диспергирующие. Добавки этой группы работают совместно с моющими компонентами. Они растворяют высокотемпературные отложения и твердые примеси. Загрязнения остаются в масле в виде взвеси и не выпадают в осадок.

У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.

Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). А если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Расшифровка моторного масла — (первая часть надписи)

0W — пригодно к использованию при морозах до -35-30 градусов С.

5W — пригодно к использованию при морозах до -30-25 градусов С

10W — пригодно к использованию при морозах до -25-20 градусов С.

15W — пригодно к использованию при морозах до -20-15 градусов С.

20W — пригодно к использованию при морозах до -15-10 градусов С.

Расшифровка моторного масла — (вторая часть надписи):

30 — пригодно к использованию при жаре до +20-25 градусов С.

40 — пригодно к использованию при жаре до +35-40 градусов С.

50 — пригодно к использованию при жаре до +45-50 градусов С.

60 — пригодно к использованию при жаре до +50 градусов С и выше

Чем меньше цифра — тем масло более жидкое, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Расшифровка моторного масла — цифры API

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute) — обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов:

SC — автомобили, разработки до 1964 годов

SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов

SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов

SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов

SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации

SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации

SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства

SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации

SM — автомобили разработки с 2004 года, SL + повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру, переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:

CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе

CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях

CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы

CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной

CF — автомобили с 1990 г., с турбиной

CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной

CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США

CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR

Расшифровка классификации масла по ACEA:

А/В — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей

A1/В1 — стойкие к перепадам температур и сложным условиям.. При высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Помогают увеличить интервалы замены для бензиновых и дизельных легковых двигателях, а так же для легких грузовых транспортных средств. Разработанных для применения масел с самой низкой степенью текучести.

А3/В3 — всесезонные масла с высокими эксплуатационными свойствами. Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей легковых и легких грузовых транспортных средств с усредненными интервалами замены.

А3/В4 — для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3. Высокие характеристики помогают снижать расход топлива.

А5/В5 — стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены масла в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легких транспортных средств, в которых возможно использование маловязких масел, снижающих трение, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) от 2,9 до 3,5 мПа•с.

С — для бензиновых и дизельных двигателей с катализаторами восстановления отработанных газов.

С1 — стойкие к механической деструкции. Совместимы с агрегатами нейтрализации отработанных газов и предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с).• Эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей.

C2 — стойкие к механической деструкции, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с).• Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов и дают экономию топлива.

C3 — стойкие к механической деструкции, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивают срок службы последних.

C4 — автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, требующих SAPS(сниженным содержанием сульфатированной золы, фосфора, серы) и минимальной вязкости HTHS(3.5mPa.s), оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC, увеличивают срок службы последних.

Про то, как я исправил ошибку при замене масла на своей Ауди А4 есть видео на канале. Поделитесь и вы в комментариях про личный опыт по моторным маслам.

Спасибо за внимание!