Когда вы ведете бизнес с контрагентами, важно помнить: что передано налоговой через третьи руки — уже не вернешь. Вы думаете, что коллеги не будут делиться с налоговиками подробностями ваших дел? А зря.
Дело из практики
Одна строительная компания решила, что выгоднее привлечь субподрядчиков. В итоге налоговики проверили девять таких организаций и заявили, что большинство из них — «псевдофирмы». Даже СРОшникам (тем, кто числится в саморегулируемых организациях) не удалось избежать этого штампа.
Что оказалось? Компания могла выполнять работы своими силами, а документы это подтверждали. Заказчики, не задумываясь, сообщали, что большая часть работ была выполнена не субподрядчиками, а своими сотрудниками. И тут возникает вопрос: зачем вообще привлекать кого-то, если своих людей хватает?
Судебное разбирательство
Суд встал на сторону налоговиков. Один из заказчиков охотно предоставили бумаги, где чётко было указано: у компании 27 штатных сотрудников (а в налоговых отчетах упоминали только 11). Допросы сотрудников подтвердили: субподрядчики и не ночевали рядом с проектом. Более того, для привлечения субподрядчиков нужно было письменное согласие заказчика. И тут опять промашка.
Один из субподрядчиков представил документы на своих 13 специалистов с дипломами и трудовыми книжками. Только вот дипломы оказались поддельными, а в трудовых не хватало дат рождения. Вишенка на торте: даже наличие СРО не спасло ситуацию.
На что обратить внимание?
Только ли документы могут подставить? Налоговики давно освоили интернет! Они копаются на сайтах, просматривают вакансии, чтобы найти нестыковки. Одна компания "засветилась", когда инспекторы обнаружили, что она искала сотрудников для тех задач, что должны были выполнять субподрядчики. Результат? Штрафы и новые претензии (постановление АС Уральского округа от 23.01.2024 № А60-13710/2023)
И еще один случай: налоговики нашли на сайте компании информацию о том, что управляет ею иностранная фирма. Итог — налогообложение постоянного представительства (постановление АС Северо-Западного округа от 07.05.2024 № А56-33357/2023).
Вывод
Мораль всей истории проста: контролируйте, что передаете контрагентам и что публикуете в интернете. Потому что налоговики не спят, и они точно используют любую информацию в свою пользу.