Рано или поздно перед каждым человеком встаёт сложный выбор: сделать ставку на то, что интересно или сосредоточиться на том, что приносит больше денег. Как выбрать, чтобы не прогадать?
Закулисные тайны инфоцыганства
Мой маркетолог часто говорил мне: творчеством можно заниматься бесконечно, но если ты хочешь зарабатывать, нужно перестать создавать что-то новое и сосредоточиться на продажах. Он был прав. Большая часть созданных мною образовательных программ так и остались девственно чистыми висеть на облаке онлайн-школы, потому что продавать их просто некому. Мне интересно создавать образовательную программу, но не продавать её.
Но я же хотел денег.
Поэтому прислушивался к своему маркетологу, делал, как он велит и вместе мы создали великий конвейер инфобизнеса:
- бесплатные марафоны;
- продающие вебинары;
- командные запуски.
И пока всё это было в новинку, я крепился. Потому что позиционирование, целевая аудитория, реклама и продажи тоже могут быть интересными до тех пор... Пока конвейер не будет запущен. А как только он заработал и ушла новизна, вместе с ней ушёл и интерес к происходящему. Деньги деньгами, но я разве живу для того, чтобы их зарабатывать?
Я ХОТЕЛ больше зарабатывать и делал выбор в пользу денег. Но однажды я решил сделать выбор в пользу творчества и посмотреть, что из этого получится.
Почему мой маркетолог меня обманывал
В какой-то момент я понял, что мой маркетолог меня обманывает: он пытался убедить меня в том, что самое рациональное решение - это продавать то, что хорошо продаётся, вместо того, чтобы создавать новое. Он хотел пристегнуть меня к созданному нами конвейеру продаж, но сам при этом всё время пытался креативить в своей нише.
Любая деятельность может быть как творчеством, так и рутиной.
И он на своём поле каждый раз впадал в депресняк, как только погружался в операционку. Ему самому, как глоток свежего воздуха, было необходимо творчество: новые идеи, новые решения, эксперименты и новые модели деятельности.
Осмыслив это, я сказал:
- На кусок хлеба я себе всегда заработаю своим творчеством, а продавать себя в рабство самому себе - на это я не готов. Увольте.
И уволил себя сам. И вот уже несколько лет как никаких конвейеров - только свободное творчество, только свободная охота. Денег стало меньше, но дышать стало легче.
Почему без творчества нет счастья
Завязав с инфобизнесом, я стал странствующим философом и создал венаторианство - философию действия. Венаторианство - эвдемоническое направление мысли, то есть признающее смыслом жизни процесс достижения счастья.
"Эвдемония" - с греческого переводится как счастье, но дословно звучит как "одержимость добрыми духами", ибо счастливый человек счастлив просто так, а не потому что у него есть на это внешняя причина.
В венаторианстве правильным считается тот образ жизни, который способствует росту душевного благополучия. Соответственно, если для этого благополучия нужно больше зарабатывать, то правильным будет сосредоточиться на доходах, а если - меньше (я тому пример), значит, нужно бежать с плантации в лес к Робин Гуду.
Три венаторианские добродетели, на которых строится правильный образ жизни, и о которых я ещё буду много писать:
1. Экология тела.
2. Экология сознания.
3. Экология деятельности.
Последний пункт и подразумевает под собой творчество. Ибо всякая деятельность, лишённая творчества токсична для субъекта деятельности. Она упрощает человека, подавляет его волю, запускает процессы деградации мышления и лишает возможности переживать счастье.
Поэтому теперь, выбор между деньгами и творчеством для меня не стоит. Он сделан во благо себе, во благо моим детям, во благо всему обществу.