В начале прошлого века Генри Форд сломал систему, при которой автомобиль являлся игрушкой высших слоев общества, сделав его доступным для среднего класса за счет рационализации конструкции и максимальной эффективности производства. Форд год от года снижал себестоимость производства автомобиля Ford T, в том числе развивая собственное перерабатывающее производство. Можно сказать, что с одной стороны на завод Форда поступала железная руда, а с другой выезжали готовые автомобили. Конечно, это максимально утрировано, но Форд стремился зарабатывать самостоятельно и не давал наживаться на себе другим игрокам бизнеса. Не всегда всё шло гладко. Вот малоизвестная история поселения Пекуаминг на севере полуострова Мичиган, «стараниями» Генри Форда превратившегося в город-призрак.
На заре автомобилестроения огромную роль в производстве играла древесина, особенно когда на фоне международных потрясений возникал дефицит в металле. Из дерева изготавливались не только борта и настил грузовиков, но и вполне себе легковые автомобили, как выбранный для иллюстрации истории Ford V8 Station Wagon 1933 года выпуска.
В начале 1920-х годов Генри Форд посетил богатые древесиной земли севера полуострова Мичиган и его заинтересовала лесопилка городка Пекуаминг, функционирующая с 1877 года. Предприятие должно было стать поставщиком древесины для заводов Форда, и помимо самой лесопилки в 1923 году предприниматель приобрел... весь городок. Форд одним из первых понял, что «кадры решают всё» и решил превратить Пекуаминг в образцовый город.
Первым делом рабочие лесопилки стали получать 3,5 доллара за восьмичасовую рабочую смену (раньше платили 1,5 доллара), а затем 5 долларов. Рабочие также могли рассчитывать на дополнительный доход если трудом доказывали свою эффективность. Арендная плата за жильё была поднята с 1 доллара в месяц до 12-15 долларов, при этом дома были отремонтированы и покрашены. Со временем во всех домах появилось электричество, вода и канализация. В городе появилась пожарная машина, для жителей создавалась комфортная среда. Только работайте!
Когда во время Великой депрессии спрос на автомобили рухнул и производство пиломатериалов в Пекуаминге практически остановилось, Форд организовал кооперативную ферму, регулировал цены на продукты в местных магазинах, жертвовал семьям рабочих одежду. Форд также отрабатывал на городе некоторые свои теории общественного устройства, основал профессиональное училище, развивал школы.
После вступления США во Вторую мировую войну, изменился подход к бизнесу, возросли транспортные издержки, и лесопилка в Пекуаминге перестала быть выгодным для Форда предприятием. Последние бревна были распилены 28 октября 1942 года и лесопилку прекратила существование. А с закрытием главного предприятия жители города стали разъезжаться и сегодня Пекуаминг, хоть всё ещё частично заселен, является городом-призраком.
Не факт, что без участия Форда Пекуаминг мог превратиться в город-сад, но тем не менее…
Фото RM Sotheby’s