Найти в Дзене

Как организовать адаптацию сотрудника

Оглавление

При смене работы каждый человек, будь то выпускник вуза или опытный специалист, испытывает стресс. Этот стресс связан с необходимостью адаптироваться к новой организации, коллективу и обязанностям.

Адаптация сотрудника — это процесс приспособления работника к условиям труда в новой организации, который включает в себя:

  • установление отношений с коллегами и руководством;
  • освоение новых профессиональных навыков и обязанностей;
  • ознакомление с корпоративной культурой и ценностями организации.

Цели адаптации сотрудников

Успешная программа адаптации приносит ряд преимуществ и организации, и самим работникам:

  1. Снижение издержек. Быстрая интеграция новичка в рабочую среду позволяет ему быстрее начать работать эффективно, что снижает затраты организации на его обучение и поддержку.
  2. Сокращение текучести кадров. Когда новый сотрудник чувствует себя комфортно на рабочем месте, он с меньшей вероятностью будет искать новую работу. Исследования показывают, что успешная адаптация увеличивает вероятность того, что работник останется в компании на срок не менее трех лет на 69%.
  3. Экономия времени руководителя. Четко структурированная программа адаптации помогает различным отделам организации согласовать свои действия по интеграции нового сотрудника в рабочую среду, освобождая время руководителя для выполнения других задач.
  4. Снижение уровня стресса у новичка. Продуманная программа адаптации помогает новому сотруднику быстрее освоиться на рабочем месте и уменьшает его стресс, связанный со сменой обстановки.
  5. Улучшение атмосферы в коллективе. Когда люди чувствуют себя поддерживаемыми и включенными в коллектив, они с большей вероятностью будут довольны своей работой и отношениями внутри коллектива.

Таким образом, эффективная программа адаптации новых сотрудников не только повышает производительность труда, но и создает положительную рабочую атмосферу, снижает текучесть кадров и способствует общему успеху организации.

Виды адаптации сотрудников

Адаптация работников на новом рабочем месте может быть классифицирована по различным аспектам:

  1. По опыту работы:
  • первичная — для новичков, впервые устраивающихся на работу;
  • вторичная — для сотрудников с имеющимся трудовым опытом.
  1. По сферам:
  2. Социальная — изучение корпоративной культуры и ценностей, интеграция в коллектив, принятие норм поведения в организации
  3. Производственная — знакомство с производственными процессами и технологиями, обучение использованию оборудования и программного обеспечения, изучение отраслевых стандартов и требований.
  4. Профессиональная — приобретение новых знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, получение поддержки и наставничества, оценка возможностей карьерного роста.
  5. Физиологическая — привыкание к новому рабочему графику и физическим нагрузкам, адаптация сотрудников в организации к условиям рабочего места (температура, освещение, шум).
  6. Психологическая — установление отношений с коллегами и руководством, преодоление стресса, связанного со сменой работы, получение психологической поддержки и признания.
  7. Организационная — изучение организационной структуры и механизмов взаимодействия, понимание своего места в компании и должностных обязанностей.
  8. Экономическая — ознакомление с системой оплаты труда и льгот, привыкание к новому уровню дохода, планирование финансовых ресурсов.

Этапы адаптации сотрудника

-2

Методы адаптации сотрудника

Существуют три основных подхода к адаптации новых сотрудников:

  1. Вы работайте, а мы на вас посмотрим.

Особенности метода:

  • минимальные усилия со стороны работодателя;
  • оценка сотрудника основывается на его фактической работе;
  • новичок сразу начинает работать без обучения или инструкций;
  • существует риск потери сотрудника из-за разочарования, стресса, чувства ненужности

2. Тяжело в учении, легко в бою.

Характеристики подхода:

  • строгий и интенсивный испытательный срок;
  • отсеиваются все, кроме самых целеустремленных;
  • новичку дают сложные задачи, но не объясняют, как их выполнить;
  • риск негативного отношения сотрудников к работе и конфликтам в коллективе.

3. Мы поможем.

Особенности адаптации:

  • это результат эффективной кадровой политики;
  • выбор в пользу наиболее подходящего кандидата
  • плавный вход в работу: обучение, знакомство с организацией, назначение наставника;
  • улучшенное отношение сотрудников к работе и минимизация конфликтов в коллективе.

Как облегчить процесс адаптации сотрудника?

Чтобы адаптация прошла быстро и безболезненно, следует:

  1. Разработать план адаптации нового сотрудника. Это своего рода дорожная карта для кадровой службы и руководителя новичка, которая пошагово описывает процесс введения сотрудника в курс дела. В план стоит включить:
  • ознакомительную экскурсию по территории организации;
  • информацию о правилах коммуникации в учреждении;
  • описание внутренних правил, норм и стандартов;
  • процедуру приема на работу.

План адаптации необходимо периодически пересматривать и актуализировать, так как компания развивается, а вместе с ней меняются и внутренние правила.

  1. Провести обучение или тренинг до начала работы. Это могут быть как специально разработанные программы для новичков, так и общие занятия для всех сотрудников. Обучение может проводиться индивидуально или в группах, очно или в виде вводного видео-курса в корпоративной системе обучения.
  2. Назначить наставника. Наставник станет для нового сотрудника ценным ресурсом, к которому он сможет обратиться с любыми вопросами, касающимися работы, общения с коллегами и другими нюансами.

Подпишитесь на наш канал в Дзен, чтобы не пропустить другие наши статьи и актуальные новости.

Институт Медицинского Образования | Дзен