В Петербурге произошло долгожданное событие: наконец-то открылась первая за пять лет станция метро! И эту станцию мы ожидали давно: я, как большой фанат метро, внимательно следил за процессом строительства и с нетерпением ожидал открытия "Горного института". И вот свершилось - в пятницу, 27 декабря 2024 года станция метро "Горный институт" распахнула свои двери перед пассажирами!
Я решил не ехать на станцию в первый день, а отложил свою поездку на выходные: дабы спокойно и без лишней суеты, а главное - без толп людей, изучить её. В любом случае статья выходит под самый занавес 2024 года - в каком-то смысле, ею мы подведём итоги этого года. Тем более, что во второй половине этой публикации я расскажу вам о перспективах развития метро Санкт-Петербурга на следующие десять лет.
Ну а теперь перейдём к сути статьи.
Пару слов об истории строительства и проектирования
Не буду слишком сильно углубляться в историю строительства станции "Горный институт" - постараюсь тезисно обозначить основные вехи её становления.
Идеи строительства станции метро в районе Горного института появились давно: уже в 1990 году существовали планы развития петербургского метрополитена, включавшие в себя продление Правобережной линии на северо-запад, а именно - на Васильевский остров. Однако это были перспективы на далёкое будущее.
К полноценному проектированию участка, включающего две станции: "Горный институт" и "Театральная", приступили в 2010 году. Проектное название героини нашей сегодняшней статьи менялось дважды: изначально её именовали "Косая линия", чуть позднее название переделали на "Большой проспект". Однако оба этих варианта не закрепились. В итоге в 2013 году топонимическая комиссия приняла окончательное решение назвать станцию в честь Горного института - причём не только в честь самого ВУЗа, но и в честь памятника архитектуры авторства архитектора Воронихина. Именно поэтому станция не стала "Горным университетом" - ВУЗ то своё название сменил, но памятник архитектуры именуется по прежнему "институтом".
Строительство тоннелей в сторону "Горного института" началось в феврале 2017 года, и продолжалось оно практически восемь лет: с одной стороны, большой срок, но с другой - вполне привычный для Петербурга (станции метро в Северной столице глубокого заложения, и строят их всегда от 5 до 7 лет). Вся проблема была в сроках открытия "Горного института" - их изначально заявляли слишком оптимистичными,после чего неоднократно переносили.
И вот в декабре 2024 года долгожданная станция наконец-то открыла свои двери для пассажиров. Так давайте посмотрим на неё воочию!
Наземный вестибюль: удобство, стиль, благоустройство
Вестибюль станции метро "Горный институт" представлен в виде двух характерных помещений с наклоном (одно на вход, другое - на выход), которые визуально создают эффект "ухода" здания под землю!
Подобные вестибюли - отличительная черта современных станций метро Санкт-Петербурга ("Проспект Славы", "Дунайская", "Беговая").
В данном случае они размещены на просторном пятачке земли, который до революции занимал небольшой квартальчик, составленный из нескольких двухэтажных домов, снесённый в советское время. Долгое время на этом месте находилась стихийная парковка, и лишь в наши дни это место удачно приспособили под вход в метро.
Между двумя вестибюлями размещены элементы благоустройство: немного зелени и газонов, удобные дорожки. Ну и зимние украшения - всё-таки станция открылась в канун Нового Года, так что выглядят они здесь вполне уместно!
Серьёзных минусов в организации входа на станцию два. Первый связан с самим местом для вестибюля: люди, покидая станцию, оказываются на обособленном клочке земли, выход с которого только один - через наземные пешеходные переходы. Всё это создаст определённые проблемы в виде толп людей у переходов - особенно в часы пик.
Вторая проблема - организация трамвайного движения. Изначально планировалось сделать на Косой линии полноценный островок безопасности и поместить туда остановку, дабы люди могли безопасно садиться в трамваи. Но в итоге проект упростили, и никакого островка так и не появилось - а толпы людей из метро будут идти в трамвай по проезжей части, что, несомненно, создаёт опасность как для пешеходов, так и для водителей.
В общем, с урбанистикой и благоустройством в Петербурге как всегда не всё идеально - остаётся надеяться, эти моменты будут доработаны в будущем.
Ну а мы с вами продолжаем наш путь в метро!
Войдя в наземный вестибюль, сразу же оказываемся перед эскалатором. Длина у него небольшая, а потому с правой стороны он продублирован лестницей.
Разумеется, к самой станции этот эскалатор не ведёт - он лишь связывает улицу и помещение с кассами. Подобное устройство станций сейчас популярно: в такой же конфигураций в последний раз открывались "Проспект Славы" и "Дунайская". Этот приём позволяет спрятать вход в метро под землю, дабы не занимать много место наверху (и, стало быть, не строить полноценный наземный вестибюль).
Сразу после касс мы встречаем первый декоративный элемент станции - прекрасное мозаичное панно "Горное дело", украшающее одну из боковых стен этого, скажем так, "промежуточного вестибюля".
Пройдя чуть дальше, мы попадаем в просторный зал с турникетами. И тут мы с вами можем видеть очень красивую, а главное - уникальную композицию, состоящую сразу из нескольких важных элементов!
Сразу же бросается в глаза облицовка стен вестибюля: стены помещения всем своим видом напоминают скалу, что отлично подходит под общее настроение станции. Кроме того, авторы станции очень удачно подчеркивают рельефность стен, подсвечивая их специальными фонариками, размещёнными на земле.
Напротив этих стен мы видим турникеты, над которыми размещено название станции и эмблема самого Горного института.
Пройдя турникеты, мы оказываемся у эскалаторного хода, оформленного интересным панно. Подобный приём мы также встречали на других станциях метро "Петербурга" - можно сказать, что здесь авторы станции следуют традиции, и делают это вполне удачно!
Любопытно, что панно тоже рельефное: порода на нём выпирает из общей плоскости станции, причём настолько, что на выступах размещены две миниатюрные скульптуры горняков, которые, по всей видимости, близки к открытию нового золотого прииска.
Налюбовавшись этой красотой, спускаемся вниз по эскалатору - тем более что там нас ждёт ещё много интересного!
Подземные помещения станции "Горный институт": классика и современность
Станция "Горный институт" - пилонная станция глубокого заложения (её глубина достигает 70 метров, что делает станцию одной из самых глубоких в Петербурге).
Общий облик "Горного института" схож с уже неоднократно упомянутой мною сегодня станцией "Проспект Славы": в первую очередь сходство выражено в светильниках, которые похожим образом спрятаны у обеих станций в единую линию горизонтальных плафонов.
Вот только если у "Проспекта Славы" тематика советская, то у "Горного института" настроение иное - здесь ощущается отсылка к классической архитектуре, к плавным арочным мотивам и строгим вертикальным ритмам.
Выходы к платформам организованы через массивные арки, выделенные из общего облика станции выразительной облицовкой чёрным гранитом, а также характерными плафонами, освещающими путь для пассажиров станции метро.
Как и весь остальной декор на станции, плафоны выражены в стилистике горного дела - в данном случае они напоминают минералы, изучением которых занимается Горный институт.
Платформы выполнены в таком же виде, что и центральный зал - только без отдельного декора. И тут я снова хочу обратить внимание на классический облик станции, удачно соединённый здесь с современными приёмами : в облике "Горного института" ощущается стремление архитекторов отдать дань уважения архитекторов к традиционной архитектуре. Однако при этом станция не выглядит архаичной!
Нужно понимать, что такой подход к метростроению сильно отличается от главного конкурента петербургского метрополитена - от Москвы, где новые станции сплошь футуристичные, а облик у них зачастую типовой. В Петербурге же проектируют станции метро по-своему!
Теперь предлагаю поговорить конкретно о декоре. Главным украшением станции являются два крупных панно, расположенных в центральной части станции. Рассмотрим их по очереди.
На первом панно изображён знакомый нам пейзаж - вид на набережную Лейтенанта Шмидта и на расположенные на ней достопримечательности: главное здание Горного института, ледокол "Красин" и выразительные портовые краны Адмиралтейских верфей.
Панно сделано со вкусом: отлично передано здание Горного института, которое, собственно, и подарило станции метро её название - вплоть до скульптуры "Похищение Прозерпины Плутоном"! Ну и как красиво смотрится портик авторства Воронихина - графический стиль, выбранный автором панно, очень выразителен, и для изображения архитектуры он подходит идеально!
С обратной стороны мы видим панно, посвящённое палеонтологии - одному из важных и ключевых ремесёл, обучение которому проходит в Горном университете по сей день.
Хочется отметить, что по своей стилистике данные панно очень схожи с картинами, украшающими станцию метро "Достоевская" в Московском метрополитене: такая же графичность, такая же чёрно-белая цветовая гамма, такая же детальная проработка. И это меня особенно радует, ибо "Достоевская" - одна из моих любимых станций метро Москвы!
В этом же стиле выполнены и два менее крупных панно, расположенных ближе к торцу станции - на них мы можем видеть ещё два сюжета, тоже отсылающих нас к дисциплинам, преподаваемым в Горном институте: "Нефтедобыча" и "Металлургия".
К слову о торце: на данный момент станция завершается дверьми, украшенными круглыми зеркалами, размещёнными в кубиках - полагаю, что никакого символизма и особого смысла в данной композиции нет. Фактически, эти двери играют роль временной заглушки - в будущем на этом месте будет располагаться вторая эскалаторная группа, которая будет вести к ещё одному выходу со станции - к Масляному каналу. Однако строительство второго выхода - это очень далёкая перспектива. Но задёл под неё всё равно оставили.
Красив "Горный институт" и в малых деталях: даже скамейки (кстати их наличие - большой плюс для станции метро) украшены по особенному - с помощью узорной резьбы! И в этом ощущается внимательное отношение авторов станции к своему детищу. "Горный институт" - это не просто остановка общественного транспорта, это полноценное произведение искусства!
Приятно, что в Петербурге сохраняется такой подход к строительству метро. Главное, чтобы это было не в урон темпам грядущих строек, о которых я и предлагаю поговорить нам с вами далее!
Коротко о перспективах метро Петербурга
Прогнозировать развитие петербургского метро - дело неблагодарное. Зачастую оно не подчиняется простейшей логике, а сроки сдвигаются без, казалось бы, видимых на то причин. Однако я всё же рискну!
Открытие новых станций я разбил на три группы: "уже почти построены", "ведётся процесс строительства" и "строительство скоро начнётся".
Почти построены (срок ожидания 1-3 года): 3 станции, новая линия
Сейчас в Петербурге есть три станции метро, строительство которых ведётся уже давно, и готовность которых превышает 50%. Две такие станции относятся к новой, шестой линии - Красносельско-Калининской: "Юго-Западная и "Путиловская". Эти станции уже почти готовы, и не вызывает сомнения, что их откроют в наступающем 2025 году.
Другое дело - станция метро "Театральная". Соседка "Горного" стала известна на всю Россию своей курьёзной историей строительства: копать тоннели для неё начали еще в 2016, а открыть обещали в 2019, однако сроки с тех пор переносились многократно. И самое удивительное, что на данный момент подземные помещения станции готовы практически полностью - вплоть до облицовки, но открыть станцию не смогут раньше 2028!
А всё дело в "проблемном" выходе со станции на поверхность: долго не могли определить место под вестибюль, а теперь всё никак не могут расчистить его и приступить к строительству. Так что этой прекрасной станции (а декор у Театральной и правда великолепен - эта станция может стать одной из самых красивых в Северной столице) нам не видать ещё как минимум три года. А пока что поезда на Горный институт будут проезжать мимо неё - ещё одна станция-призрак.
Идёт процесс строительства (срок ожидания 4-7 лет): 6 станций
На временной промежуток с 2029 по 2032 год можно отнести открытие ещё 6 станций, которые строятся в Петербурге в данный момент: это "Богатырская" и "Каменка", которые будут продолжать Невско-Василеостровскую линию (3-я, "Зелёная") на севере - за станцию "Беговая", а также 4 станции Красносельско-Калининской - "Броневая", "Заставская" (переход на Московские ворота), "Боровая" и "Каретная" (переход на Обводный канал).
В среднем станции метро Петербурга строят примерно 7-8 лет (могут построить и за 5, если стройка будет проходить в авральном режиме, как это было с "Зенитом" и "Беговой"). А учитывая тот факт, что названные мною станции начали возводить в 2023 году, то раньше 2030 я бы их не ожидал. Благо процесс строительства уже начат, и над станциями действительно трудятся метростроевцы!
Проектирование, начало строительство запланировано на ближайшее время (срок ожидания 8-10 лет, до 2035): 11 станций
В этот пункт я внёс станции, которые хотят начать строить в ближайшие три года - эти станции действительно можно назвать перспективными, но быть уверенным в их строительстве я бы не стал: одно дело копать тоннели, а другое - составлять их планы на бумаге.
Давайте пройдёмся по линиям:
- первые три линии останутся без изменений
- 4-ая, Правобережно-Лахтинская (оранжевая): на юге планируют станцию "Кудрово", на севере "Гавань" и "Морской Фасад";
- 5-ая, Фрунзенско-Приморская (фиолетовая) будет продлена на север за "Комендантский проспект" - станция "Шуваловский проспект" с переходом на "Каменку" зеленой линии;
- 6-ая, Красносельско-Калининская: её хотят продлять, превращая в полноценную линию, и на север до "Суворовского проспекта" (3 станции), и на юг до "Сосновой поляны" (4 станции). В каком порядке это будут делать - пока неизвестно.
Остальные перспективы видятся мне фантастическими, и планировать на 20 лет вперёд, размышляя о новых станциях где-нибудь на Пискарёвке или в Юнтолово - это скорее о фантазиях, нежели о реальных планах.
Но если серьёзно, то сейчас наступают почти что светлые времена для нашего метростроя: в последние два года новые станции хотя бы начали строить, уже начатые станции тоже активно доделывают, а скандалы, связанные с организацией работ и невыплатами зарплат строителям и прочим позором тоже остались в прошлом. Очень надеюсь, что эти подвижки - не период "мнимого благополучия", а начало реального развития метро Петербурга.
И этой светлой мыслью я завершаю 2024 год на моём канале! С наступающим Новым Годом!