Найти в Дзене
Индустриальный турист

Первая за пять лет: мой обзор станции "Горный институт" и перспектив развития метро Петербурга

Оглавление

В Петербурге произошло долгожданное событие: наконец-то открылась первая за пять лет станция метро! И эту станцию мы ожидали давно: я, как большой фанат метро, внимательно следил за процессом строительства и с нетерпением ожидал открытия "Горного института". И вот свершилось - в пятницу, 27 декабря 2024 года станция метро "Горный институт" распахнула свои двери перед пассажирами!

Я решил не ехать на станцию в первый день, а отложил свою поездку на выходные: дабы спокойно и без лишней суеты, а главное - без толп людей, изучить её. В любом случае статья выходит под самый занавес 2024 года - в каком-то смысле, ею мы подведём итоги этого года. Тем более, что во второй половине этой публикации я расскажу вам о перспективах развития метро Санкт-Петербурга на следующие десять лет.

Ну а теперь перейдём к сути статьи.

Пару слов об истории строительства и проектирования

Не буду слишком сильно углубляться в историю строительства станции "Горный институт" - постараюсь тезисно обозначить основные вехи её становления.

Идеи строительства станции метро в районе Горного института появились давно: уже в 1990 году существовали планы развития петербургского метрополитена, включавшие в себя продление Правобережной линии на северо-запад, а именно - на Васильевский остров. Однако это были перспективы на далёкое будущее.

К полноценному проектированию участка, включающего две станции: "Горный институт" и "Театральная", приступили в 2010 году. Проектное название героини нашей сегодняшней статьи менялось дважды: изначально её именовали "Косая линия", чуть позднее название переделали на "Большой проспект". Однако оба этих варианта не закрепились. В итоге в 2013 году топонимическая комиссия приняла окончательное решение назвать станцию в честь Горного института - причём не только в честь самого ВУЗа, но и в честь памятника архитектуры авторства архитектора Воронихина. Именно поэтому станция не стала "Горным университетом" - ВУЗ то своё название сменил, но памятник архитектуры именуется по прежнему "институтом".

Строительство тоннелей в сторону "Горного института" началось в феврале 2017 года, и продолжалось оно практически восемь лет: с одной стороны, большой срок, но с другой - вполне привычный для Петербурга (станции метро в Северной столице глубокого заложения, и строят их всегда от 5 до 7 лет). Вся проблема была в сроках открытия "Горного института" - их изначально заявляли слишком оптимистичными,после чего неоднократно переносили.

И вот в декабре 2024 года долгожданная станция наконец-то открыла свои двери для пассажиров. Так давайте посмотрим на неё воочию!

Наземный вестибюль: удобство, стиль, благоустройство

Вестибюль станции метро "Горный институт" представлен в виде двух характерных помещений с наклоном (одно на вход, другое - на выход), которые визуально создают эффект "ухода" здания под землю!

Подобные вестибюли - отличительная черта современных станций метро Санкт-Петербурга ("Проспект Славы", "Дунайская", "Беговая").

-2

В данном случае они размещены на просторном пятачке земли, который до революции занимал небольшой квартальчик, составленный из нескольких двухэтажных домов, снесённый в советское время. Долгое время на этом месте находилась стихийная парковка, и лишь в наши дни это место удачно приспособили под вход в метро.

-3

Между двумя вестибюлями размещены элементы благоустройство: немного зелени и газонов, удобные дорожки. Ну и зимние украшения - всё-таки станция открылась в канун Нового Года, так что выглядят они здесь вполне уместно!

-4

Серьёзных минусов в организации входа на станцию два. Первый связан с самим местом для вестибюля: люди, покидая станцию, оказываются на обособленном клочке земли, выход с которого только один - через наземные пешеходные переходы. Всё это создаст определённые проблемы в виде толп людей у переходов - особенно в часы пик.

Вторая проблема - организация трамвайного движения. Изначально планировалось сделать на Косой линии полноценный островок безопасности и поместить туда остановку, дабы люди могли безопасно садиться в трамваи. Но в итоге проект упростили, и никакого островка так и не появилось - а толпы людей из метро будут идти в трамвай по проезжей части, что, несомненно, создаёт опасность как для пешеходов, так и для водителей.

-5

В общем, с урбанистикой и благоустройством в Петербурге как всегда не всё идеально - остаётся надеяться, эти моменты будут доработаны в будущем.

Ну а мы с вами продолжаем наш путь в метро!

-6

Войдя в наземный вестибюль, сразу же оказываемся перед эскалатором. Длина у него небольшая, а потому с правой стороны он продублирован лестницей.

Разумеется, к самой станции этот эскалатор не ведёт - он лишь связывает улицу и помещение с кассами. Подобное устройство станций сейчас популярно: в такой же конфигураций в последний раз открывались "Проспект Славы" и "Дунайская". Этот приём позволяет спрятать вход в метро под землю, дабы не занимать много место наверху (и, стало быть, не строить полноценный наземный вестибюль).

-7

Сразу после касс мы встречаем первый декоративный элемент станции - прекрасное мозаичное панно "Горное дело", украшающее одну из боковых стен этого, скажем так, "промежуточного вестибюля".

-8

Пройдя чуть дальше, мы попадаем в просторный зал с турникетами. И тут мы с вами можем видеть очень красивую, а главное - уникальную композицию, состоящую сразу из нескольких важных элементов!

Сразу же бросается в глаза облицовка стен вестибюля: стены помещения всем своим видом напоминают скалу, что отлично подходит под общее настроение станции. Кроме того, авторы станции очень удачно подчеркивают рельефность стен, подсвечивая их специальными фонариками, размещёнными на земле.

-9

Напротив этих стен мы видим турникеты, над которыми размещено название станции и эмблема самого Горного института.

-10

Пройдя турникеты, мы оказываемся у эскалаторного хода, оформленного интересным панно. Подобный приём мы также встречали на других станциях метро "Петербурга" - можно сказать, что здесь авторы станции следуют традиции, и делают это вполне удачно!

-11

Любопытно, что панно тоже рельефное: порода на нём выпирает из общей плоскости станции, причём настолько, что на выступах размещены две миниатюрные скульптуры горняков, которые, по всей видимости, близки к открытию нового золотого прииска.

-12

Налюбовавшись этой красотой, спускаемся вниз по эскалатору - тем более что там нас ждёт ещё много интересного!

Подземные помещения станции "Горный институт": классика и современность

Станция "Горный институт" - пилонная станция глубокого заложения (её глубина достигает 70 метров, что делает станцию одной из самых глубоких в Петербурге).

Общий облик "Горного института" схож с уже неоднократно упомянутой мною сегодня станцией "Проспект Славы": в первую очередь сходство выражено в светильниках, которые похожим образом спрятаны у обеих станций в единую линию горизонтальных плафонов.

-13

Вот только если у "Проспекта Славы" тематика советская, то у "Горного института" настроение иное - здесь ощущается отсылка к классической архитектуре, к плавным арочным мотивам и строгим вертикальным ритмам.

-14

Выходы к платформам организованы через массивные арки, выделенные из общего облика станции выразительной облицовкой чёрным гранитом, а также характерными плафонами, освещающими путь для пассажиров станции метро.

-15

Как и весь остальной декор на станции, плафоны выражены в стилистике горного дела - в данном случае они напоминают минералы, изучением которых занимается Горный институт.

-16

Платформы выполнены в таком же виде, что и центральный зал - только без отдельного декора. И тут я снова хочу обратить внимание на классический облик станции, удачно соединённый здесь с современными приёмами : в облике "Горного института" ощущается стремление архитекторов отдать дань уважения архитекторов к традиционной архитектуре. Однако при этом станция не выглядит архаичной!

-17

Нужно понимать, что такой подход к метростроению сильно отличается от главного конкурента петербургского метрополитена - от Москвы, где новые станции сплошь футуристичные, а облик у них зачастую типовой. В Петербурге же проектируют станции метро по-своему!

-18

Теперь предлагаю поговорить конкретно о декоре. Главным украшением станции являются два крупных панно, расположенных в центральной части станции. Рассмотрим их по очереди.

На первом панно изображён знакомый нам пейзаж - вид на набережную Лейтенанта Шмидта и на расположенные на ней достопримечательности: главное здание Горного института, ледокол "Красин" и выразительные портовые краны Адмиралтейских верфей.

-19

Панно сделано со вкусом: отлично передано здание Горного института, которое, собственно, и подарило станции метро её название - вплоть до скульптуры "Похищение Прозерпины Плутоном"! Ну и как красиво смотрится портик авторства Воронихина - графический стиль, выбранный автором панно, очень выразителен, и для изображения архитектуры он подходит идеально!

-20

С обратной стороны мы видим панно, посвящённое палеонтологии - одному из важных и ключевых ремесёл, обучение которому проходит в Горном университете по сей день.

-21

Хочется отметить, что по своей стилистике данные панно очень схожи с картинами, украшающими станцию метро "Достоевская" в Московском метрополитене: такая же графичность, такая же чёрно-белая цветовая гамма, такая же детальная проработка. И это меня особенно радует, ибо "Достоевская" - одна из моих любимых станций метро Москвы!

-22

В этом же стиле выполнены и два менее крупных панно, расположенных ближе к торцу станции - на них мы можем видеть ещё два сюжета, тоже отсылающих нас к дисциплинам, преподаваемым в Горном институте: "Нефтедобыча" и "Металлургия".

К слову о торце: на данный момент станция завершается дверьми, украшенными круглыми зеркалами, размещёнными в кубиках - полагаю, что никакого символизма и особого смысла в данной композиции нет. Фактически, эти двери играют роль временной заглушки - в будущем на этом месте будет располагаться вторая эскалаторная группа, которая будет вести к ещё одному выходу со станции - к Масляному каналу. Однако строительство второго выхода - это очень далёкая перспектива. Но задёл под неё всё равно оставили.

-24

Красив "Горный институт" и в малых деталях: даже скамейки (кстати их наличие - большой плюс для станции метро) украшены по особенному - с помощью узорной резьбы! И в этом ощущается внимательное отношение авторов станции к своему детищу. "Горный институт" - это не просто остановка общественного транспорта, это полноценное произведение искусства!

-25

Приятно, что в Петербурге сохраняется такой подход к строительству метро. Главное, чтобы это было не в урон темпам грядущих строек, о которых я и предлагаю поговорить нам с вами далее!

Коротко о перспективах метро Петербурга

Прогнозировать развитие петербургского метро - дело неблагодарное. Зачастую оно не подчиняется простейшей логике, а сроки сдвигаются без, казалось бы, видимых на то причин. Однако я всё же рискну!

Открытие новых станций я разбил на три группы: "уже почти построены", "ведётся процесс строительства" и "строительство скоро начнётся".

Почти построены (срок ожидания 1-3 года): 3 станции, новая линия

Сейчас в Петербурге есть три станции метро, строительство которых ведётся уже давно, и готовность которых превышает 50%. Две такие станции относятся к новой, шестой линии - Красносельско-Калининской: "Юго-Западная и "Путиловская". Эти станции уже почти готовы, и не вызывает сомнения, что их откроют в наступающем 2025 году.

Другое дело - станция метро "Театральная". Соседка "Горного" стала известна на всю Россию своей курьёзной историей строительства: копать тоннели для неё начали еще в 2016, а открыть обещали в 2019, однако сроки с тех пор переносились многократно. И самое удивительное, что на данный момент подземные помещения станции готовы практически полностью - вплоть до облицовки, но открыть станцию не смогут раньше 2028!

А всё дело в "проблемном" выходе со станции на поверхность: долго не могли определить место под вестибюль, а теперь всё никак не могут расчистить его и приступить к строительству. Так что этой прекрасной станции (а декор у Театральной и правда великолепен - эта станция может стать одной из самых красивых в Северной столице) нам не видать ещё как минимум три года. А пока что поезда на Горный институт будут проезжать мимо неё - ещё одна станция-призрак.

Идёт процесс строительства (срок ожидания 4-7 лет): 6 станций

На временной промежуток с 2029 по 2032 год можно отнести открытие ещё 6 станций, которые строятся в Петербурге в данный момент: это "Богатырская" и "Каменка", которые будут продолжать Невско-Василеостровскую линию (3-я, "Зелёная") на севере - за станцию "Беговая", а также 4 станции Красносельско-Калининской - "Броневая", "Заставская" (переход на Московские ворота), "Боровая" и "Каретная" (переход на Обводный канал).

В среднем станции метро Петербурга строят примерно 7-8 лет (могут построить и за 5, если стройка будет проходить в авральном режиме, как это было с "Зенитом" и "Беговой"). А учитывая тот факт, что названные мною станции начали возводить в 2023 году, то раньше 2030 я бы их не ожидал. Благо процесс строительства уже начат, и над станциями действительно трудятся метростроевцы!

Проектирование, начало строительство запланировано на ближайшее время (срок ожидания 8-10 лет, до 2035): 11 станций

В этот пункт я внёс станции, которые хотят начать строить в ближайшие три года - эти станции действительно можно назвать перспективными, но быть уверенным в их строительстве я бы не стал: одно дело копать тоннели, а другое - составлять их планы на бумаге.

Давайте пройдёмся по линиям:

- первые три линии останутся без изменений

- 4-ая, Правобережно-Лахтинская (оранжевая): на юге планируют станцию "Кудрово", на севере "Гавань" и "Морской Фасад";

- 5-ая, Фрунзенско-Приморская (фиолетовая) будет продлена на север за "Комендантский проспект" - станция "Шуваловский проспект" с переходом на "Каменку" зеленой линии;

- 6-ая, Красносельско-Калининская: её хотят продлять, превращая в полноценную линию, и на север до "Суворовского проспекта" (3 станции), и на юг до "Сосновой поляны" (4 станции). В каком порядке это будут делать - пока неизвестно.

Остальные перспективы видятся мне фантастическими, и планировать на 20 лет вперёд, размышляя о новых станциях где-нибудь на Пискарёвке или в Юнтолово - это скорее о фантазиях, нежели о реальных планах.

Но если серьёзно, то сейчас наступают почти что светлые времена для нашего метростроя: в последние два года новые станции хотя бы начали строить, уже начатые станции тоже активно доделывают, а скандалы, связанные с организацией работ и невыплатами зарплат строителям и прочим позором тоже остались в прошлом. Очень надеюсь, что эти подвижки - не период "мнимого благополучия", а начало реального развития метро Петербурга.

И этой светлой мыслью я завершаю 2024 год на моём канале! С наступающим Новым Годом!