Власти рассматривают вариант с акцизом на электричество и налога на прибыль для майнеров из-за его предсказуемости. Плюс подобного подхода — простота контроля. Волатильность рынка, очевидно, огромная, и достигает 80% в течение года. Подсчитать точную фискальную величину в таких условиях проблематично.
Проблема в том, что вариант с акцизом на электричество не учитывает прибыль майнера. Это потенциально может привести к переплатам в период низкой доходности. Применительно к российскому рынку, подобные законодательные решения могут привести к уходу майнеров в серую зону.
Вариант с введением акциза выглядит в целом как наименее благоприятный для майнеров. Пример — негативный опыт Казахстана. Там не вводили акциз напрямую, а постепенно повышали тарифы для майнеров. В итоге майнинг перестал быть выгодной отраслью. Если раньше страна занимала третью позицию в мире с 13,2% вычислительных мощностей, сегодня показатель упал до 1%.
Отталкиваться от потребления электроэнергии без учета прибыли майнеров в целом некорректно. В законодательствах большинства стран отражено, что требуется брать во внимание как доходы, так и расходы майнера.
Например, в США, где базируется порядка 35-40% мировых вычислительных мощностей, применяется гибкая система налогообложения. Майнерам предоставляют возможность вычесть из налоговой базы расходы, понесенные ими на добычу крипты.
Примечательно, что после того, как в Китае запретили майнинг, компании перенесли дата-центры в США. Значит в этой стране созданы объективно благоприятные условия для добычи криптовалюты.
Несмотря на то, что в США тоже предложили ввести акциз в размере 30% от потребляемой мощности, там учитывают мнение участников отрасли. Любые реформы нужно проводить постепенно, чтобы нововведения не привели к массовым банкротствам или уходу в другие юрисдикции.
Для участников отрасли в России плюсов от внедрения акциза нет. А если и есть, то они неочевидны. При удорожании крипты бюджет недополучит прибыль, а при наступлении «криптозимы» (периода, когда криптовалюты резко падают в цене) майнинговые компании, обложенные акцизами, и вовсе рискуют обанкротиться.
Не стоит забывать, что придется вести раздельный учет электроэнергии для майнинга и прочих целей. Как минимум понадобится установить приборы учета, разработать общеотраслевые стандарты и систему выявления недобросовестных игроков. Как реализовать это на практике — вопрос открытый.
Кроме того, предложенная система повлечет за собой отток инвестиций из майнинговой отрасли. Кому захочется платить налог сразу после запуска проекта и до выхода на окупаемость?
Как введение налогообложения на федеральном уровне изменит ситуацию в отрасли майнинга?
Так как майнинг в России фактически не регулируется, внедрение лучших законодательных новаций и инициатив в этой сфере в целом — позитивное явление.
Плюс налоговой реформы отрасли для бюджета РФ в том, что от промышленного майнинга казна начнет ежегодно получать по разным оценкам от 50 до 60 млрд рублей налогов.
Чтобы реформа благоприятно повлияла на майинговую отрасль, нужно поддерживать игроков: вводить четкие правила, стимулировать выход из теневого сектора и так далее. Чего точно не стоит делать, так это вводить заградительные меры по типу акцизов на электричество.
Гораздо логичнее было бы ввести общий налоговый режим для майнеров — налог на прибыль по итогам каждого календарного года. Например, учитывать монеты, поступившие на криптокошелек майнера, в рублевом эквиваленте, за вычетом документально подтвержденных расходов.
Поддерживать майнеров нужно хотя бы потому, что добытую криптовалюту можно эффективно использовать в период санкций для проведения международных расчетов. Если законом будет введен чрезмерный налог или вовсе запрет на добычу цифровых валют на конкретных территориях, отрасль деградирует.