Найти тему

Гвидо Рени: от ученика Караваджо до короля барокко

Гвидо Рени – Фортуна с кошельком 1637.
Гвидо Рени – Фортуна с кошельком 1637.
Гвидо Рени – Святая Каталина 1606.
Гвидо Рени – Святая Каталина 1606.

Гвидо Рени, имя, которое вызывает ассоциации с величественными алтарями, драматичными библейскими сюжетами и изящным, почти воздушным, стилем. Этот итальянский художник, родившийся в Болонье в 1575 году, оставил неизгладимый след в истории искусства, став одним из самых влиятельных представителей болонской школы и предвестником барокко.

Гвидо Рени – Вакх и Ариадна 1619-20.
Гвидо Рени – Вакх и Ариадна 1619-20.
Гвидо Рени – Портрет женщины в образе сивиллы ок1640.
Гвидо Рени – Портрет женщины в образе сивиллы ок1640.

Один из великих лирических старых мастеров XVII века, Гвидо Рени был одним из самых известных представителей болонской школы живописи, которая – во главе с Аннибале Карраччи и его братом Агостино Карраччи (1557-1602) – сделала очень много для определения искусства барокко в Риме, Венеции и Неаполе в период 1590-1630 годов.

Гвидо Рени – Венера и Купидон 1639.
Гвидо Рени – Венера и Купидон 1639.

Рени, в юности отказавшийся от музыкальной карьеры, чтобы посвятить себя живописи, прошел путь от ученика Дениса Калверта до соратника Аннибале Карраччи в Риме. Именно в Риме он создал свои первые шедевры, такие как "Распятие Святого Петра" и знаменитый плафон "Аврора", где его стиль, еще не вполне сформировавшийся, отражал влияние Караваджо.

Гвидо Рени – Сусанна и старцы 1620-25
Гвидо Рени – Сусанна и старцы 1620-25
Гвидо Рени – Четыре времени года
Гвидо Рени – Четыре времени года

Однако Рени не был просто копией своего учителя. Он развил свой собственный, узнаваемый стиль, отличающийся мягкими, пастельными тонами, изысканными композициями и глубокой эмоциональностью. В его работах свет играет ключевую роль, освещая фигуры и подчеркивая драматизм сюжетов.

Гвидо Рени – Мария Магдалина 1635-40.
Гвидо Рени – Мария Магдалина 1635-40.
Гвидо Рени – Иосиф и жена Потифара 1630.
Гвидо Рени – Иосиф и жена Потифара 1630.

Несмотря на то, что Рени впоследствии вернулся в Болонью, его творчество оказало значительное влияние на живопись по всей Европе. Его работы особенно ценились во Франции — Стендаль считал, что у Рени, должно быть, была «французская душа», — и оказали влияние на поколения французских художников. Французские художники, такие как Шарль Лебрен и Эсташ Лесюэр, вдохновлялись его работами, а испанский мастер Мурильо также чувствовал его влияние.

Гвидо Рени – Святой Себастьян
Гвидо Рени – Святой Себастьян

А. Н. Бенуа отзывался о творчестве Гвидо Рени на основании картин, имеющихся в Императорском Эрмитаже уважительно, но сдержанно, как о «пышности религиозного искусства» и «любимом настроении» художника: «наклонности к добродушной сентиментальности».

Гвидо Рени – Гиппомен и Аталанта,1625.
Гвидо Рени – Гиппомен и Аталанта,1625.
Гвидо Рени – Юность Девы Марии 1640-42.
Гвидо Рени – Юность Девы Марии 1640-42.

Сегодня картины Гвидо Рени можно увидеть в ведущих мировых музеях, от Лувра до Прадо и Эрмитажа. Но настоящая магия его творчества проявляется в алтарных картинах и фресках, украшающих церкви и музеи Рима.

Гвидо Рени – Союз Цвета и Рисунка 1620-25
Гвидо Рени – Союз Цвета и Рисунка 1620-25

Гвидо Рени умер в 1642 году, оставив после себя богатое наследие и неизгладимый след в истории искусства. Его творчество продолжает восхищать и вдохновлять зрителей по всему миру, напоминая о великой силе искусства передавать эмоции и рассказывать истории.

Источник: Википедия, энциклопедия живописи