Модильяни (1884-1920) был ярким представителем художественной богемы, известным своим разгульным образом жизни и уникальным творчеством. В его произведениях звучит голос истинного бунтаря, который нашёл своё выражение в утончённой элегантности и глубоком эстетическом восхищении.
Амедео Модильяни родился в еврейской семье в Ливорно. Он уже в раннем возрасте обнаружил свою страсть к классическому искусству, вдохновлённый древними мастерами и творцами эпохи Возрождения. Его переезд в Париж в 1906 году открыл перед ним новый мир художественных возможностей. Знакомства с такими мастерами, как Пикассо и Бранкузи, глубоко повлияли на его творчество. Однако его здоровье было хрупким, он умер в 35 лет от туберкулёзного менингита.
Наследие Модильяни живёт в его произведениях: картинах, эскизах и скульптурах. Его творчество имеет уникальный стиль, который не поддавался классификации в рамках художественных течений своего времени. Несмотря на то что при жизни Модильяни не достиг большого успеха, его работы стали культовыми после его смерти.
В возрасте 11 лет Модильяни заболел плевритом, затем — тифом. Это стало поворотной точкой в его жизни. По рассказам его матери, лёжа в лихорадочном бреду, Модильяни бредил шедеврами итальянских мастеров, а также распознал своё предназначение в качестве художника. После выздоровления родители позволили Амедео бросить школу, чтобы тот мог начать брать уроки рисования и живописи в ливорнской Академии искусств.
В 1898 году Модильяни вступил в мир искусства, начав посещать частную художественную студию Гульельмо Микели в Ливорно. Несмотря на свою молодость — ему было всего 14 лет, он был самым юным из учеников в своём классе. Помимо изучения импрессионизма, в ателье Джино Ромити он начал осваивать навыки изображения обнажённой натуры. Однако в 1900 году его здоровье ухудшилось, и он заболел туберкулёзом, вынужден был провести зиму 1900-1901 годов на юге Италии вместе с матерью.
Весной 1901 года он последовал за другом Оскаром Гилья во Флоренцию, где поступил в Свободную школу живописи обнажённой натуры, чтобы обучаться под руководством Джованни Фаттори. После года обучения он отправился снова за Гилья, на этот раз в Венецию, где остался до переезда в Париж. В этом городе Модильяни продолжал углубляться в мир искусства, изучая работы старых мастеров и знакомясь с работами французских импрессионистов.
Венецианские биеннале 1903 и 1905 годов принесли ему новые впечатления и знакомства, а также возможность погрузиться в мир символизма и скульптуры Родена.
В начале 1906 года, с небольшой суммой денег, которую ему удалось собрать благодаря матери, Модильяни отправился в Париж — город, о котором он мечтал уже давно. Для него это была не просто смена места жительства, а возможность найти вдохновение и стимул к творчеству в окружении парижских художников.
Вначале он остановился в удобном отеле на правом берегу, соответствующем его социальному статусу, но вскоре перебрался в небольшую студию на Монмартре, где начал посещать занятия в Академии Коларосси. Там он завязал долгую дружбу с Морисом Утрилло и Максом Жакобом, которых часто изображал на своих полотнах. Также он стал знаком с Пабло Пикассо, чьи работы оказали значительное влияние на его творчество. Несмотря на свои проблемы со здоровьем, Модильяни активно вовлекся в бурную жизнь Монмартра, наслаждаясь всем, что мог предложить этот яркий и артистичный район.
В период пребывания в Париже Модильяни столкнулся с серьезными финансовыми трудностями. Несмотря на регулярные посылки денег от матери, ему не хватало средств на проживание. Приходилось часто менять квартиры, а иногда он оставлял свои произведения в арендованных жилищах, когда приходилось срочно съезжать из-за невозможности оплатить аренду.
Весной 1907 года Модильяни нашел приют в особняке, сдаваемом доктором Полем Александром молодым художникам. Доктор стал не только его домовладельцем, но и первым благодетелем. Их дружба продолжалась целых семь лет. Александр приобретал работы Модильяни для своей коллекции — в итоге у него оказалось 25 картин и 450 графических работ художника. Кроме того, доктор помогал Модильяни находить заказы на портреты.
В 1907 году несколько картин Модильяни были представлены на Осеннем салоне, а в последующем году он выставил пять своих работ на Салоне Независимых по настоянию Поля Александра. Однако произведения Модильяни не привлекли особого внимания публики, так как не соответствовали модному направлению кубизма, зародившемуся в 1907 году и воплотившемуся в работах таких мастеров, как Пабло Пикассо и Жорж Брак. Весной 1909 года благодаря Александру Модильяни получил свой первый заказ и написал портрет "Амазонки".
В апреле 1909 года Модильяни переместился в ателье на Монпарнасе. Познакомившись с румынским скульптором Константином Бранкузи, он временно отошёл от рисования, предпочитая скульптуру. Возможно, он решил попробовать свои силы в скульптуре из-за неудач с его картинами на выставках.
Весной 1910 года Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой. Их страстные романтические отношения продолжались больше года, но в августе 1911 года они расстались навсегда.
В 1911 году Модильяни представил свои каменные скульптуры голов в ателье португальского художника Амадео де Соуза-Кордосу. Там он возжелал создать "Храм Красоты" и разработал мотив кариатид. В 1912 году он представил семь скульптурных голов на Осеннем салоне, некоторые из которых были проданы.
Весной 1913 года он провёл время в Ливорно, где работал с мрамором и отправлял готовые скульптуры в Париж, однако ни одна из мраморных скульптур не сохранилась. В тот же год Модильяни вернулся к живописи.
В 1914 году началась Первая мировая война. И хотя Модильяни стремился принять участие в военных действиях, из-за плохого здоровья его не призвали. Таким образом, он остался в Париже вместе с небольшой группой художников, в числе которых были Пабло Пикассо, Хуан Грис, Хаим Сутин и Моисей Кислинг, часто собиравшихся в кафе "Ротонда" на Монпарнасе. Поль Александр, прежний покровитель Модильяни, ушёл на фронт, но в жизни художника появился Поль Гийом, владелец художественной галереи и коллекционер, который продолжил поддерживать Модильяни, выставляя его работы в своей галерее.
В июне 1914 года Модильяни встретил Беатрис Гастингс, эксцентричную англичанку, она стала его музой и моделью для 14 портретов. Связь с Беатрис продлилась более двух лет. Беатрис обладала многосторонним талантом, она попробовала себя в цирке, журналистике, поэзии, путешествиях и искусстве.
В 1915 году Модильяни и Беатрис переехали на улицу Норвейн на Монмартре, где художник создавал портреты своих друзей и знаменитостей. Именно эти портреты сделали его известным в парижской богемной среде.
В 1916-1917 годах по заказу Леопольда и Анны Зборовских, с которыми Амедео познакомился через Моисея Кислинга, Модильяни создал около 30 произведений в жанре ню. Зборовские взяли художника под своё крыло, предоставив ему пристанище в своей квартире, помогая с финансами на повседневные нужды и материалами для творчества.
3 декабря 1917 года состоялось открытие выставки работ Модильяни в галерее Берты Вейль, расположенной напротив полицейского участка. Однако стражи порядка, возмущённые выставленными ню, потребовали закрыть экспозицию всего через несколько часов после открытия.
Амедео Модильяни, безусловно, заслуживает звания мастера изображения обнажённой женской красоты. Его работы отличались выдающейся эмоциональностью и реализмом, что в своё время вызвало шок и непонимание.
Картины Модильяни в жанре ню справедливо считаются неотъемлемой частью его творческого наследия, являясь истинными жемчужинами его художественного мастерства.
В апреле 1917 года 32-летний Модильяни познакомился с 19-летней студенткой Академии Коларосси по имени Жанна Эбютерн. Она стала основной моделью для художника, который изобразил её на своих полотнах не менее 25 раз.
Спустя некоторое время они начали жить вместе. В 1918 году, под угрозой вторжения немецких войск, Модильяни и Жанна, вместе с супругами Зборовскими и Хаимом Сутиным, покинули Париж и отправились на юг Франции. В этом же году Амадео и Жанна стали родителями. Модильяни вернулся к жанру портрета, отправляя готовые картины на продажу в Париж.
Благодаря помощи Зборовского работы Модильяни были выставлены в Лондоне, где вызвали восхищение. В мае 1919 года художник вернулся в Париж и принял участие в Осеннем салоне. Узнав, что Жанна снова беременна, они решили обручиться, но свадьба не состоялась из-за заболевания Модильяни туберкулёзом в конце 1919 года.
Большая часть его великих произведений была создана за пять интенсивных лет, предшествующих его преждевременной смерти от туберкулёза в возрасте тридцати пяти лет. На следующий день беременная Жанна покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна.
Амедео Модильяни был мастером скоростного творчества, опираясь на множество эскизов. Он предпочитал проводить мало времени над исправлениями и деталями, скорее быстро нанося краски на холст, часто завершая работу за один сеанс. Художник мастерски использовал свет и тень, чтобы создавать объём и форму, а краски наносил тонкими слоями, демонстрируя виртуозное владение мазком.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:
#художники #модильяни #искусство #музеи #картины