Найти тему
Infinita Book

Джексон Поллок: танец красок + 8 картин

"Конвергенция", 1952 г., Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало
"Конвергенция", 1952 г., Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало

Благодаря уникальной технике разбрызгивания и заливки краски на холсты, Джексон Поллок (1912-1956) создал собственный несравненный стиль и стал ведущим представителем абстрактного экспрессионизма в США.

Пол Джексон Поллок появился на свет на ранчо в городе Коди, штат Вайоминг. Он был самым младшим из пятерых братьев и получил своё имя в честь города Джексон, к которому его мать, Стелла Мэй, питала особую привязанность. Его отец, Лерой, был фермером и геодезистом.

В первые годы после рождения Поллока его семья переехала в Сан-Диего, где планировала заняться выращиванием фруктов, однако их бизнес провалился. Семья отправилась в Аризону, а затем многократно меняла место жительства, ища работу. Этот непостоянный образ жизни в детстве оставил глубокий психологический след в душе Поллока, который ещё больше усугубился алкогольной зависимостью отца и его последующим уходом из семьи.

"На Запад", 1952 г., Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон
"На Запад", 1952 г., Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон

Во время некоторых поездок с отцом, Поллок имел возможность познакомиться с песчаными картинами американских индейцев. Эти уникальные произведения искусства, создаваемые в ходе целительных ритуалов, поражали воображение молодого Джексона. Они представляли собой заливку разноцветного песка на плоскую поверхность, их красота и энергетика оставили неизгладимый след в душе мальчика. В дальнейшем, при описании происхождения своей техники "живописи действия", Поллок вспоминал о том, что вдохновлялся их формами и методами.

Мать Поллока, происходившая из семьи ремесленников, всегда поддерживала его и его братьев в любви к искусству. Важную роль в формировании их эстетического вкуса сыграл старший брат Чарльз, который в 1921 году ушёл учиться в Институт искусств Отиса в Лос-Анджелесе. Оттуда он присылал своим братьям журналы, благодаря которым они могли познакомиться с последними событиями европейского авангарда, расширяя свой кругозор и вдохновляясь новыми идеями и техниками.

Когда Поллок стал студентом Высшей школы ремесла и искусства в Лос-Анджелесе, его путь пересёкся с удивительно прогрессивным преподавателем рисования. Этот учитель не только вводил своих учеников в восточную мистику и новые концепции современного искусства, но и настаивал на рисовании с натуры — практике, чрезвычайно необычной для того времени. Несмотря на свою застенчивость, восемнадцатилетний Поллок был упрямым и настойчивым, стремясь освободиться от условностей традиционного искусства и академического давления. Его желание выразить свою индивидуальность привело к конфликту с установленными стандартами, и в конечном итоге он был исключен из учебного заведения за нарушение дисциплины.

"Мужское и женское", 1942-1943 гг., Художественный музей Филадельфии
"Мужское и женское", 1942-1943 гг., Художественный музей Филадельфии

В 1930 году Поллок переехал в Нью-Йорк, присоединившись к своему брату Чарльзу, который уже занимался у Томаса Гарта Бентона в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. Эта школа искусств была необычной и нетрадиционной, а стиль Бентона, характеризующийся смелой реалистичностью, не оказал существенного влияния на Поллока. Напротив, он утверждал, что работа Бентона скорее стимулировала его протестные настроения. Тем не менее, он стал своего рода ориентиром в жизни Поллока в течение следующего десятилетия, особенно после смерти отца художника в 1933 году.

В 1936 году Поллок присоединился к мастерской Давида Альфаро Сикейроса, мексиканского художника-муралиста, который открыл для него новые горизонты, познакомив его с эмалевыми красками и идеей о том, что на холсте можно не просто рисовать, а бросать на него краски.

С 1938 по 1942 год Поллок активно участвовал в Федеральном проекте искусств WPA, что не только приносило ему небольшой доход, но и давало время для разработки собственного художественного стиля.

К тому времени Поллок уже страдал алкогольной зависимостью. Он обратился за помощью к юнгианскому терапевту, доктору Джозефу Хендерсону, который предложил своему "замкнутому" пациенту использовать рисование в качестве способа общения. Рисунки Поллока из этого периода отражали его внутреннюю борьбу, изображая животных, тотемы и человеческие лица, превращающиеся в абстрактные формы — предвестники его будущего экспрессивного стиля.

"Волчица", 1943 г., Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA)
"Волчица", 1943 г., Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA)

Искусство Нью-Йорка в корне изменилось в 1942 году, когда галеристка и меценат Пегги Гуггенхайм открыла галерею "Искусство этого века". Здесь представлялись работы европейских пионеров сюрреализма, кубизма и абстракционизма, оказавшие огромное влияние на американских художников, в том числе и на Поллока. Его собственный опыт слился с исследованиями бессознательного и универсальных архетипов, ярко просматривающимися в работах европейских мастеров.

В 1943 году Пегги Гуггенхайм организовала первую персональную выставку Поллока в своей галерее. В каталоге выставки его картины описывались как нечто вулканическое, непредсказуемое и неупорядоченное. В том же году Поллок создал огромную работу "Фреска" для дома Гуггенхайм в Нью-Йорке. Хотя картина была в основном абстрактной, в ней можно было угадать человеческие фигуры и лица. Считается, что он просто смотрел на чистый холст в течение шести месяцев, а затем создал картину за один сеанс. Критики, видевшие "Фреску" и посещавшие выставку, вскоре начали воспринимать Поллока как крупного художника.

"Фреска", 1943 г., Музей искусств Айовского университета, Айова-Сити
"Фреска", 1943 г., Музей искусств Айовского университета, Айова-Сити

В 1945 году Поллок заключил брак с американской художницей Ли Краснер, приобрёл дом в Спрингсе (Лонг-Айленд) и устроил для себя студию в старом сарае. Именно здесь в период с 1947 по 1950 год он создал свои самые знаменитые полотна.

Поллок прикреплял холст без растяжки, а затем либо заливал его краской, либо капал на него. Он использовал как промышленные жидкие краски, так и обычные масляные, а также добавлял различные материалы, включая песок, чтобы создать текстуры. В его просторном сарае всё было подчинено работе над картинами: Поллок создавал капли и брызги разноцветной краски. В какой-то момент он обнаружил, что разбрызгивание краски, в сочетании с использованием различных инструментов, таких как палки, садовые лопатки и ножи, позволяло ему делать более широкие и длинные движения, чем это было возможно с кистью.

"Я могу контролировать поток краски: случайностей не бывает" © Джексон Поллок
"Я могу контролировать поток краски: случайностей не бывает" © Джексон Поллок

К своей работе Поллок подходил с особой интенсивностью и энергией, находясь, как он говорил, "внутри" картины. Это отражало его стремление к полному погружению в творческий процесс, где каждое движение имело значение.

Критик Гарольд Розенберг придумал термин "живопись действия", чтобы описать подход Поллока, в котором сам холст становился "ареной действия". В его работах чувствовалась не только завершённая картина, но и энергия, заложенная в её создании.

"Номер 5", 1948 г., частная коллекция
"Номер 5", 1948 г., частная коллекция

Художников, выставлявшихся в галерее Гуггенхайм, в числе которых были Поллок, Виллем де Кунинг и Роберт Мазервелл, именовали абстрактными экспрессионистами не столько из-за общности стиля, сколько из-за эмоциональной энергии, пронизывающей их работы.

Эта группа художников, а также творческие личности, экспериментировавшие с цветовыми полями, такие как Марк Ротко, сформировали настолько влиятельное и смелое направление, что превратили Нью-Йорк в мировой центр современного искусства. Абстрактные экспрессионисты стали знаковыми фигурами в этом движении, а сам Поллок стал визуальным воплощением авангарда в США. Помимо творческих успехов, ему удалось преодолеть личные трудности — уже к осени 1949 года он два года не прибегал к алкоголю.

"Осенний ритм", 1950 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Осенний ритм", 1950 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Период, за который Поллоку присвоили прозвище "Джек Разбрызгиватель", продолжался несколько лет, но художник никогда не оставался на месте. В 1951 году он представил новую серию полотен, которые радикально отличались от предыдущих работ.

Эти картины были выполнены главным образом на черном фоне без использования холстового грунта, с наличием некоторых фигуративных элементов. Однако эти работы не вызвали интереса у публики, и Поллок вернулся к более яркому стилю, продолжая интегрировать фигуративные элементы в свои полотна. Его поздние работы объединяли разбрызгивание краски с её густым нанесением.

"Синие столбы", 1952 г., Национальная галерея Австралии, Канберра
"Синие столбы", 1952 г., Национальная галерея Австралии, Канберра

К середине 1950-х годов Поллока охватила депрессия. Его творческая продуктивность сократилась до минимума, и он снова начал прибегать к алкоголю. В августе 1956 года он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, сел за руль и попал в автокатастрофу, которая стала смертельной не только для него, но и для одной из пассажирок, Эдит Метцгер.

Трагический конец жизни Джексона Поллока навсегда остановил его творческий путь, но его репутация величайшего американского художника и ведущего представителя абстрактного экспрессионизма остаётся живой и в наше время.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#поллок #картины #музеи #искусство #художники