Найти в Дзене
Infinita Book

Жак-Луи Давид: посредник революции + 12 картин

Автопортрет, 1794 г., Лувр, Париж
Автопортрет, 1794 г., Лувр, Париж

Жак-Луи Давид (1748-1825) был частью бурных исторических событий и Французской революции оставаясь в авангарде неоклассицизма. Родился он в Париже в августе 1748 года, а его жизнь с самого начала была насыщена драматизмом.

Отец Давида, успешный торговец, был убит на дуэли, когда мальчику было всего девять лет, что, возможно, предопределило его будущую полную перипетий судьбу. После этого мальчик остался на попечении двух дядей, которые были архитекторами, и ожидалось, что он пойдет по их стопам.

"Битва Минервы и Марса", 1771 г., Лувр, Париж
"Битва Минервы и Марса", 1771 г., Лувр, Париж

В 1765 году Жак-Луи Давид решил посвятить свою жизнь искусству. Первоначально он обратился к Франсуа Буше, известному мастеру рококо и дальнему родственнику, в надежде стать его учеником. Однако Буше, из-за ухудшающегося зрения, не принимал новых студентов и направил Давида к Жозефу-Мари Вьену. Это оказалось удачным выбором, так как Вьен, победитель Римской премии, с энтузиазмом поддерживал идеи зарождающегося неоклассицизма.

Неоклассицизм был движением, черпающим вдохновение из античного искусства и литературы. Он призывал художников отказаться от легкомысленных и чувственных образов рококо, сосредоточившись на возвышенной морали и величии древних. Под руководством Вьена, Давид смог развить свои таланты и, как его наставник, добиться престижной Римской премии, которая дала ему доступ к сокровищам античной культуры и закрепила его путь как ведущего представителя нового художественного направления.

"Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха", 1774 г., Высшая национальная школа изящных искусств, Париж
"Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха", 1774 г., Высшая национальная школа изящных искусств, Париж

Жак-Луи Давид прошёл через непростые испытания на пути к успеху. Он четырежды принимал участие в соревнованиях, и после третьего провала даже впал в отчаяние, попытавшись покончить с собой. Однако в 1774 году ему удалось одержать победу с впечатляющей картиной на тему «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха». Вскоре после этого Давид отправился в Италию вместе с Жозефом-Мари Вьеном, который недавно стал главой Французской Академии в Риме.

На момент отъезда стиль Давида всё ещё носил следы рококо, а сам художник был убеждён, что "античность не сможет его соблазнить". Но Италия изменила его взгляды: мощь античных скульптур произвела на него глубокое впечатление, и зарисовки, сделанные там, он будет пересматривать и использовать всю свою жизнь. Давид также побывал на раскопках Помпей и Геркуланума, восхищался шедеврами Рафаэля, Пуссена и Караваджо. Когда он вернулся в Париж в 1780 году, от следов рококо в его творчестве не осталось и следа. Давид был готов к своей самой плодотворной эпохе как художник, несмотря на то, что политическая ситуация во Франции стремительно накалялась.

"Велизарий, просящий подаяние", 1781 г., Дворец изящных искусств, Лилль
"Велизарий, просящий подаяние", 1781 г., Дворец изящных искусств, Лилль

В эпоху неоклассицизма интерес к античному миру значительно возрос, чему способствовали раскопки древних городов Геркуланума и Помпей. Эти города, погребённые под слоями вулканического пепла и лавы после извержения Везувия в 79 году н.э., были частично восстановлены в 1738 и 1748 годах. Благодаря слоям пепла их культурные и архитектурные объекты сохранились в поразительно хорошем состоянии, что позволило археологам обнаружить многочисленные настенные росписи, артефакты и остатки зданий.

Эти раскопки стали археологической сенсацией, и их тщательно охраняли. Художникам не разрешалось делать зарисовки без специального разрешения, которое получил Жозеф-Мари Вьен, наставник Давида. В сопровождении своего друга, археолога Катрмера-де-Кенси, Давид посетил раскопки и был глубоко поражён красотой и величием античного мира. Впечатления, полученные в Геркулануме и Помпеях, оставили неизгладимый след в его творчестве и мировоззрении.

"Клятва Горациев", 1784-1785 гг., Лувр, Париж
"Клятва Горациев", 1784-1785 гг., Лувр, Париж

На фоне тяжёлого налогового бремени, дефицита продовольствия и народного недовольства росло осуждение богатства и привилегий аристократии и духовенства. Философы эпохи Просвещения и интеллигенция задавались вопросами о ценности монархии, вызывая тем самым к жизни идеи о равенстве и свободе, которые Давид ярко выразил в своём творчестве.

Новый стиль Давида идеально отражал атмосферу тревожности и изменений, которые захлестнули Францию. Его картины обрели лаконизм, а сложные декоративные детали уступили место строгой и упорядоченной простоте. Это особенно заметно на его самой знаменитой картине — "Клятве Горациев". Полотно лишено лишних элементов, чтобы зритель мог полностью сосредоточиться на центральных идеях: долге, патриотизме и самопожертвовании. На картине трое братьев дают клятву сражаться за Рим, несмотря на то, что это может сделать их врагами собственных зятьёв, что и вызывает ужас их сестёр, изображённых справа.

"Ликторы приносят Бруту тела его сыновей", 1789 г., Лувр, Париж
"Ликторы приносят Бруту тела его сыновей", 1789 г., Лувр, Париж

В отличие от художников рококо, которые выбирали мифологические сюжеты для оправдания изображения наготы, представители неоклассицизма, такие как Давид, предпочитали сцены из античной истории, наполненные глубоким моральным смыслом. Этот подход был поддержан Дени Дидро — влиятельным критиком и философом, оказавшим значительное воздействие на художника. Еще одной важной чертой творчества Давида является драматизм. Его картины пронизаны эмоциональной напряжённостью, каждый элемент служит для усиления главной идеи, создавая эффект глубокого переживания и отражая дух времени.

Эскиз к картине "Клятва в зале для игры в мяч", 1790-1794 гг., Музей Карнавале, Париж
Эскиз к картине "Клятва в зале для игры в мяч", 1790-1794 гг., Музей Карнавале, Париж

Закостенелая классовая структура старого режима во Франции с её непоколебимой иерархией и строгими методиками Академии стала отражением той эпохи. Революция нанесла удар по этим основам, изменив не только социальный ландшафт, но и искусство. Неоклассицизм Давида стал выразителем революционных идеалов, призванным внушить зрителям благородные цели нового правительства.

Художник запечатлел важнейшие моменты Французской революции, такие как "Клятва в зале для игры в мяч", где участники Революции торжественно клялись изменить страну. В то время Франция испытывала финансовый кризис, обусловленный огромными долгами, возросшими из-за участия в Американской войне за независимость.

"Смерть Марата", 1793 г., Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
"Смерть Марата", 1793 г., Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

После революции 1789 года политические взгляды Давида стали очевидны для всех. С присущей ему страстью он погрузился в водоворот событий, стал членом Национального конвента — революционного правительства, поддержал казнь короля и активно участвовал в организации празднеств в честь побед революции. Давид также внёс весомый вклад в упразднение Академии и создание нового института, ставшего её заменой, таким образом отомстив за свои прежние неудачи в попытках завоевать Римскую премию.

Политическая деятельность захватила Давида настолько, что его художественное творчество отошло на второй план, а многие масштабные проекты остались незавершёнными. Однако именно в этот период он создал одно из своих самых значимых произведений — "Смерть Марата" (1793). На картине изображён Жан-Поль Марат, один из самых жестоких и непримиримых революционеров. Несмотря на его репутацию, Давид изобразил Марата с трогательной нежностью, превратив момент его убийства в образ, напоминающий религиозную сцену. Картина стала не просто политическим заявлением, но и мощным символом революции, наделённым глубокой эмоциональной и духовной силой.

"Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799 г., Лувр, Париж
"Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799 г., Лувр, Париж

Распад революционных структур поставил Давида в крайне опасное положение. В 1794 году он был арестован и едва не оказался под гильотиной. Лишь благодаря заступничеству жены ему удалось избежать казни. В знак благодарности супруги воссоединились, и в 1796 году они заключили повторный брак. Именно тогда Давид начал работу над монументальным полотном "Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами". Эта работа, вероятно, отражала внутренний покой и стремление к примирению в душе художника. Однако урок смирения был недолговечным.

"Бонапарт на перевале Сен-Бернар", 1801 г., Мальмезон, Париж
"Бонапарт на перевале Сен-Бернар", 1801 г., Мальмезон, Париж

В 1797 году Давид познакомился с Наполеоном Бонапартом, и его политическая страсть вспыхнула с новой силой. Он поддерживал Бонапарта так же горячо, как когда-то революцию, создавая культовые образы будущего императора. Среди его работ особенно выделяется знаменитый конный портрет "Бонапарт на перевале Сен-Бернар". Наполеон сам попросил изобразить его "спокойным на пылкой лошади", хотя в реальности пересекал перевал верхом на муле. Результат настолько впечатлил Бонапарта, что он заказал несколько копий этого портрета, который стал символом его героической личности.

"Раздача орлов", 1810 г., Версальский дворец
"Раздача орлов", 1810 г., Версальский дворец

Наполеон прекрасно понимал силу пропаганды, заключённую в искусстве Давида, и сделал его своим официальным художником, хотя сам больше симпатизировал работам Антуана-Жана Гро. Несмотря на это, Давид оставался безусловно предан императору. Он даже подписал Дополнительный акт — документ, подтверждавший верность Наполеону. Этот шаг оказался роковым для его будущего, когда после поражения императора при Ватерлоо в 1815 году художник попал в немилость.

"Леонид в Фермопилах", 1814 г., Лувр, Париж
"Леонид в Фермопилах", 1814 г., Лувр, Париж

После падения Наполеона Давида изгнали из Франции, и он поселился в Брюсселе, где провёл остаток своих дней. Там он продолжал работать, создавая новые полотна и поддерживая связи с бывшими учениками. Давид умер 29 декабря 1825 года вдали от Франции, к которой был так тесно привязан на протяжении своей жизни.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

Музеи
137 тыс интересуются