Найти тему
@uspeh_rebenka

"Я". Родители. Интернет. От типа связей между ними зависит направление поведения вашего ребенка. Какие они?

 

В предыдущих публикациях мы рассмотрели главную концепцию взросления и отделения от родительской семьи – когда внешний контроль по мере развития сознания переходит в самоконтроль. Способность планировать свою жизнь и выстраивать самостоятельно линию поведения. 

 Современные дети растут и развиваются в совершенно другом мире. Который на наших глазах превратился из вертикального в горизонтальный, из регламентированного в неопределенный, из однозадачного в многозадачный. А высокая интенсивность потоков информации и коммуникации в онлайн среде оказывают влияние на психическое развитие и формирование личности. 

 При этом технологии не просто дополняют и расширяют жизнь ребенка, они можно сказать переформатируют всю структуру деятельности как в офлайне, так и в онлайн. 

 Простыми словами, сам феномен «правильного» детства полностью изменился. Традиционный процесс взросления трещит по швам. Потому что появился еще один агент социализации – инфокоммуникационный контекст. Который активно конкурирует с семьей и школой. 

 Можно сказать интернет формирует сознание всего поколения. Это общепризнанный факт. Ученые активно исследуют этот процесс, формулируя новый феномен – цифровое детство. 

 Родители, учителя и психологи еще только нарабатывают воспитательную практику. Но уже на данном этапе специалисты работают с последствиями. Когда интернет не просто оказывает влияние на формирование личности, он полностью переформатирует ее. Формирует поведение и новый образ жизни. В том числе способствует все большему распространению одной из главных болезней цифрового общества – интернет и игровая зависимость. 

 Современное поколение называют переходным, транзитным. Которое вместе со взрослыми находится в достаточно сложных и противоречивых условиях слома старой реальности. Когда ребенок можно сказать интуитивно вынужден адаптироваться к среде. Потому что виртуальный контекст уже давно есть, а четкой методологии социализации к новым условиям ни в школе, ни в семье нет. 

 И именно в этой точке, когда мы понимаем реальное положение дел, можно прийти к ложным выводам. О том, что от семьи по факту уже мало что зависит. Мозг подключен практически 24 на 7 к виртуальной среде, в результате чего формируются ценности, мышление, а следовательно поведение. 

 Но это не так! 

 Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Просто цифровое поколение развивается в условиях смешанной реальности, когда виртуальный мир является продолжением реального. 

 И именно мы, взрослые, способны помогать выстраивать отношения с этой изменяющейся средой, формировать индентичность как онлайн, так и оффлайн. При этом выбранные социальные и межличностные роли не будут конфликтовать друг с другом, они смогут дополнять, создавать целостный образ человека нового времени. 

 Родительское сообщество прекрасно видит, что происходит с их детьми, при этом заумные термины им абсолютно не нужны. И так все понятно. Подросток может за пару месяцев, попав в новую группу, измениться до неузнаваемости. Отдалиться от семьи, закрыв психологическое пространство. Возможно, с этими проблемами вы столкнулись сейчас. 

 При этом, чем сильнее состояние взрослого попадает под власть тревоги и страха, тем менее разумными и продуманными становятся наши действия. И это очень опасно, потому что дети и так болтаются в цифровых водах, пытаясь сориентироваться и выбрать свой путь, а если рядом родитель, который сам то и дело слетает с катушек, то он своему подростку надежной опорой и советчиком не является. 

 Так дети остаются одни в токсичной среде. 

 Поэтому стратегия ограничения доступа к интернету неэффективна. Потому что в моменты, когда удается-таки до него дорваться, ваш ребенок оказывается в состоянии стихийного освоения всех доступных онлайн ресурсов, которые становятся для него источником развивающего и обучающего контента. Пока взрослые не видят. 

 Итак, есть «Я», есть моя жизнь. А родитель является значимой фигурой, которая помогает и направляет. При этом ребенок, получая опыт, учится брать ответственность за свои решения и поступки. То есть родитель не является преградой, которая как огромная стена, разделяет «меня» и «мою счастливую жизнь», потому что «заставляет». Очень многие подростки живут с этим ощущением. 

 В этой главе мы перейдем на следующий уровень. Когда есть «Я», есть моя жизнь, которая делится на реальную и виртуальную. И взрослые активно участвуют в движении по всем направлениям, понимая, насколько сильно их детство отличается от цифрового. 

 И тут важный момент – взросление происходит через развитие психических функций (память, внимание, мышление). А также саморегуляцию. То есть постепенно ваш тинейджер должен взять под контроль цифровую жизнь, социализироваться в виртуальной среде при активном участии взрослых. Примерно также, как мы помогаем адаптироваться в школе, коллективе. 

 А теперь простой пример. 14 апреля 1912 года Фредерик Флит, являясь впередсмотрящим на Титанике, первым увидел фатальный айсберг. Правда слишком поздно. Известно, что он и его напарник Реджинальд Ли в эту ночь дежурили без биноклей. Хотя они просили их выдать, но те были заперты в шкафу. 

 Флит смог увидеть проблему заранее. Это является регулирующей функцией сознания. Но действовать, чтобы предотвратить столкновение не сумел. 

 Примерно то же самое происходит с нашими детьми. Потому что они поддаются влиянию. И даже обладая саморегуляцией, то есть понимая, что надо бы взять бинокль, не способны сознательно ситуацию изменить. 

 Инфополе сильнее одного маленького незрелого ребенка. И наша задача помогать и учить не только держаться на плаву, но и видеть возможные сценарии развития, особенно если ты на всей скорости приближаешься к катастрофе. Только совместно со взрослым ты можешь все обдумать и изменить курс.