Найти в Дзене

Каков он «солдатский» норматив РЖД по замене шпал

Оглавление

Если вы чувствуете тяжесть после выражения «поменять шпалу», то это правильное ощущение. Так на железной дороге регулярно проводятся работы по одиночной замены какой-либо шпалы в рамках текущего содержания пути. У железных дорог России полно нормативных документов, и данная работа, естественно, нормативна.

Из этих документов можно узнать, сколько времени дается «солдатам» РЖД - монтёрам пути - для проведения этой операции, которая, между прочим, проходит во время непрекращающегося движения поездов. Периодически приходится прерывать работу и пропускать поезда.

Сейчас в основном шпалы железобетонные и лежит бесстыковой путь, но меня заинтересовал норматив именно по замене деревянных шпал, так как сам менял, очень мало, но всё же приходилось. И это было намного интереснее, чем косить крапиву в полосе отвода.

Итак, нормы времени постоянно актуализируются. Не знаю точно, какие именно сейчас действуют. Я сравнил несколько, в принципе, норматив по замене деревянных шпал особо не отличается. Я взял сборник «Нормы времени на работы по текущему содержанию пути. Часть 1. Работы по балласту и шпалам», утверждённый распоряжением РЖД № 2707р от 22 декабря 2017 года.

Интересно то, что на эту работу требуется 2 монтера пути, а значит, они должны выполнять этот норматив вдвоем.

-2

Небольшая справка о том, для какой конструкции верхнего строения пути рассчитывается выбранная мной норма:

- рельсы Р65;
- костыльное скрепление ДО;
- щебёночный балласт;
- 8 костылей на один рельс.

Местоположение - перегон

Время на замену одной шпалы от РЖД.
Раз, два, три — погнали!

  1. Выкапывание щебня из шпального ящика - 16.6 мин
  2. Очистка скреплений от грязи перед выдергиванием костылей - 0.43 мин
  3. Выдергивание всех костылей на шпале - 1.76 мин
  4. Снятие металлических подкладок - 1.94 мин
  5. Снятие резиновых прокладок - 3.02 мин
  6. Сдвижка шпалы в шпальный ящик - 2.7 мин
  7. Унос шпалы за пределы пути - 3.79 мин
  8. Подготовка площадки под новую шпалу в ящике, уборка мусора из шпального ящика - 5.69 мин
  9. Затаскивание новой шпалы в шпальный ящик - 4.59 мин
  10. Установка резиновых прокладок - 3.34 мин
  11. Установка металлических подкладок - 1.18 мин
  12. Антисептирование костыльных отверстий - 0.64 мин
  13. Раскладка пластинок закрепителей (нужны против растрескивания шпал) - 0.39 мин
  14. Постановка пластинок закрепителей (в костыльные отверстия) - 0.64 мин
  15. Забивка двух основных костылей, держащих рельс - 0.7 мин
  16. Забивка двух основных костылей, держащих рельс с другой стороны шпалы - 1.22 мин
  17. Подштопка шпалы (загон щебня под концы шпалы) - 6.26 мин
  18. Подбивка шпалы (загон щебня под всю подошву шпалы) - 14.2 мин
  19. Забивка остальных костылей - 1.4 мин
  20. Засыпка шпального ящика с разравниванием и трамбованием щебня - 8.66 мин

Также в нормативе учтено время на перерывы и на подготовку перед самой работой. Я даже помню, как на практике мне сказали: «Слушай, перед каждой работой надо хорошенько покурить». С учетом этого норматив по замене деревянной шпалы с щебеночным балластом составляет 1,37 часа. Что ж, замена шпалы — дело не быстрое. Напоминаю, что работа выполняется 2 монтерами.

Вероятно, кто-то скажет: «Да я мы с мужиками меняем гораздо быстрее». Нормативы на самом деле рассчитаны для более-менее неспешной работы. Но меняют и быстрее. Вот, например, в приведенном ниже популярном ролике мужик в одного поменял шпалу за 20 мин! Но, как вы можете увидеть в конце, не выполнены работы по подбивке шпалы.

Спасибо, что прочитали, ставьте лайки 👍 и подписывайтесь!