Российскому рынку остро не хватает бюджетных седанов, которыми можно было бы заменить ушедшие Volkswagen Polo, Skoda Rapid и им подобные. Поэтому машин, стоимость которых не переходит психологическую отметку в 2 миллиона рублей, у нас по-прежнему маловато, а с ходу можно вспомнить лишь Changan Alsvin да Geely Emgrand. Но теперь в продаже появился «китайский Volkswagen» под названием Jetta VA3. Что это за машина? И сможет ли она заменить бывшие хиты? Рассказываем!
Jetta VA3 — это Polo седан, но не совсем
Кроссоверы марки Jetta уже можно встретить даже в каршеринге, но про сам бренд у нас, кажется, до сих пор почти не знают. В России это название ассоциируется со среднеразмерным седаном на платформе MQB — Volkswagen Jetta, но он здесь вообще ни при чём. Хотя связь с Volkswagen — самая прямая: бренд Jetta в 2019 году учредило совместное предприятие FAW Volkswagen, расположив новые модели в самом низу корпоративной табели о рангах. По сути, все Джетты — это удешевлённые варианты соплатформенных автомобилей VW и Skoda.
В Россию китайские Jetta привозили сначала по параллельному импорту, а теперь продают официально — с двухлетней гарантией (или 100 000 километров пробега). За дистрибуцию отвечает ООО «ФАВ — Восточная Европа», которое уже 17 лет работает на российском рынке.
В линейке Jetta всего три модели: кроссоверы VS5 и VS7, с которыми мы уже знакомы, а также седан VA3 — самый простой и бюджетный в гамме. И достаточно посмотреть на форму кузова, дверные проёмы и линию остекления, чтобы понять: перед нами машина хорошо знакомого россиянам семейства Polo/Rapid. Правда, о прямом копировании речь не идёт.
Построили Jetta VA3 на платформе PQ25 — такая же тележка использовалась на седане Volkswagen Polo пятого поколения, который собирали на заводе в Калуге с 2010 по 2020 год. Но размер колёсной базы увеличился и почти соответствует лифтбеку Polo/Rapid условного шестого поколения, который выпускался у нас с 2022-го. То есть полным клоном старого Поло VA3 всё же не является.
В цифрах это выглядит так: при размерах 4501х1704х1469 мм седан VA3 длиннее первых Поло и Рапида на 111 и 18 миллиметров соответственно, а в колёсной базе (2604 миллиметра) «китаец» выигрывает 51 мм у первого и едва заметные 2 мм у второго. Спереди на Джетте используются стойки Макферсон, а сзади — торсионная балка. Всё предельно прозаично.
Интерьер Джетты — максимально бюджетный
В салоне тоже кое-что намекает на элементы более свежей конструкции. Например, места креплений передних кресел не соответствуют таковым у старого Polo. При этом руль регулируется только по углу наклона, хотя даже первый Polo позволял настроить вылет на всех комплектациях, кроме начальной.
Интерьер вообще явно выпячивает бюджетность автомобиля. Спартанское оформление, дизайн из 2010-х, самые простые материалы отделки, пластиковый руль без кожаной оплётки и кнопок, стрелочные приборы с монохромным дисплейчиком и кондиционер с тремя классическими крутилками. Подогревов нет, а потолочные ручки и крышка бардачка лишены микролифта.
Но если вы хоть раз сидели за рулём практически любого автомобиля концерна Volkswagen прошлого десятилетия, эргономика покажется привычной и знакомой. Правда, мультимедийная система для китайского рынка смотрится здесь инородным элементом: русификация не предусмотрена, функционал скромный, а отвечающие за регулировки громкости сенсорные кнопки с водительского места перекрывается ободом руля.
Восьмидюймовый экран по большому счёту нужен лишь для того, чтобы видеть, какой трек сейчас играет. Потому что камеры заднего вида нет, и показывать на дисплее просто нечего. Особенно если у вас девайс на Андроиде. Потому что CarPlay в систему всё-таки установили, а значит, «отзеркалить» iPhone можно.
Руль регулируется только по углу наклона, но подобрать оптимальную посадку несложно. Диапазоны регулировок достаточны для людей среднего роста, сиденья с плотной набивкой удобны в поездке на короткие расстояния, но в длительном путешествии спина может уставать. Более основательная боковая поддержка и регулировка поясничного подпора этим креслам не помешали бы.
К практичности Джетты много вопросов
На втором ряду всё устроено ещё проще: ни подогревов, ни USB-портов, ни центрального подлокотника. Но сидеть удобно. За водителем ростом 180 см можно разместиться, комфортно вытянув ноги и не подпирая макушкой потолок. Ступни при этом полностью помещаются под кресло впереди, даже если оно опущено в крайнее нижнее положение.
Багажник — дополнительный повод поворчать. С одной стороны, он большой: 546 литров! На 86 литров больше, чем у Polo седана пятого поколения, и даже на 16 литров вместительнее, чем у лифтбека Rapid.
Но всё остальное… Кнопки открывания снаружи нет (как и ручки на внутренней стороне крышки), массивные петли съедают полезное пространство, а висящий на верхней части отсека корпус ремня безопасности в некоторых ситуациях наверняка помешает разместить внутри что-то крупногабаритное. О крючках, кармашках или других такелажных приспособлениях можно только мечтать. Как и о возможности сложить задние сиденья: они прикручены намертво, а в багажнике видна лишь металлическая пластина перегородки между пространствами.
Техника почти такая же, как на Поло и Рапиде. Но есть нюанс
Jetta VA3 на российском рынке продаётся только с одним мотором — 1,5-литровым атмосферником мощностью 112 сил, который относится к семейству ЕА211 Evo. Объём для нас непривычен (такого агрегата на российских Фольксвагенах никогда не было), но конструктивно это почти тот же самый 1.6 MPI, знакомый по Октавиям, Поло, Рапидам, а вся разница заключается лишь в новой поршневой группе. Навесное оборудование идентично.
В паре с мотором работает либо пятиступенчатая «механика» (она формально предлагается только для базовой версии, но в продаже таких машин нет), либо шестидиапазонный «автомат» Aisin. И это не та же коробка, что была на российских Polo. Например, у неё нет ручного режима. Впрочем, свою работу гидромеханика выполняет адекватно.
Жаль, что сам моторчик — вялый. Заявленное время разгона до «сотни» красноречиво объясняет характер автомобиля — 12,5 секунды. В городском трафике до скоростей 60–80 км/ч седан ускоряется более-менее сносно, можно даже держаться в потоке, никому не мешая, но дальше агрегат откровенно скисает. Спортивный режим коробки ситуацию не спасает: мотор лишь начинает ещё громче и натужнее реветь, но ощутимой динамики это не добавляет.
Руль VA3 очень лёгкий, но к информативности претензий почти нет. Седан легко запрыгивает в повороты, уверенно держится как на прямой, так и в виражах, быстро отзывается на команды водителя. Подвеска Джетты плотненькая, но всё-таки чуть мягче той, что ставилась на российские Polo. Она отлично справляется с мелкими ямками, но выступающие заплатки, острые стыки и другие поперечные неровности отрабатывает жестковато, неприятно встряхивая пассажиров.
Короткую волну седан тоже недолюбливает, заметно подрагивая, да и в целом автомобиль нельзя назвать суперкомфортным. И тихим тоже — завывание мотора отчётливо прорывается в салон при разгоне, слышен гул шин и свист набегающих потоков ветра на трассовых скоростях.
Такую Джетту можно купить за 2 млн рублей
С ценами на седан Jetta VA3 творится чехарда: дилеры устанавливают свои цены, да ещё и публикуют их с учётом скидок за кредиты и трейд-ин. Поэтому разобраться непросто, а разброс у продавцов составляет несколько десятков и даже сотен тысяч рублей.
При этом существует и официальный прайс. Дистрибьютор привёз три комплектации: Lowline, Aggressive и Enjoyment. Базовый вариант стоит 1 928 000 рублей, средний — 2 013 000 рублей, а топовый оценивался в 2 022 000 рублей.
База предполагает только «механику». Из оснащения в таких седанах две подушки безопасности, АБС, ESP, датчик давления в шинах, боковые зеркала с электроприводом и подогревом, центральный замок, аудиосистема с четырьмя динамиками и 14-дюймовые колёсные диски. Вот только фактически таких автомобилей в продаже нет.
Версия Aggressive по оснащению повторяет начальную комплектацию, но получает «автомат». У дилеров такие машины можно найти примерно за 2,1 миллиона рублей.
Топовый вариант дополнительно получает передние боковые подушки и шторки безопасности, задний парктроник, мультимедийную систему с Apple CarPlay и USB-портом, бортовой компьютер, комбинированную отделку сидений тканью и кожзамом, передний центральный подлокотник, круиз-контроль и 15-дюймовые колёса. В автосалонах цены на подобные машины варьируются в пределах 2,18–2,2 миллиона рублей.
Однако у дилеров можно встретить и ещё одну не заявленную импортёром комплектацию под названием Glory, где появляются климат-контроль и подогрев передних сидений. Но встречаются такие машины крайне редко, по цене около 2,3 миллиона рублей — что уже не так бюджетно, как хотелось бы.
Назвать VA3 полноценной заменой Volkswagen Polo или Skoda Rapid в итоге можно лишь условно: собиравшиеся в России модели были интереснее по оснащению и приятнее по отделке. Но сегодня альтернативы младшей Джетте в сегменте бюджетных седанов фактически нет. Тем более за сумму меньше 2 миллионов. Jetta VA3 — максимально простой по оснащению и конструкции автомобиль. Ведь он и задумывался бюджетным, поэтому требовать от него чего-то выдающегося будет неправильно. Этот седан просто делает свою работу: сносно едет, экономно потребляет топливо и перевозит людей из одной точки в другую.