Найти в Дзене
Гиперавто

Поломка помпы: причины и признаки

Оглавление

Поломка водяной помпы — неприятная и опасная неисправность двигателя. Её легко не заметить вовремя, а последствия могут быть фатальными, вплоть до капитального ремонта или замены мотора из-за сильного перегрева. Почему ломается помпа и как это предотвратить? Разбираемся в статье о насосе системы охлаждения.

Что такое помпа двигателя

Помпа (от английского Pump) — насос для механической перекачки жидкости или газа. В автомобиле водяная помпа — «сердце» системы охлаждения, качающая её «кровь»-антифриз через контуры охлаждения двигателя.

Почему помпу называют водяным насосом, если для охлаждения двигателя давно используется антифриз, а не вода? Изначально помпы в автомобиле не было: старые системы охлаждения открытого типа работали по принципу термосифона, а вода в них циркулировала сама за счёт изменения температуры. При этом вода активно испарялась, и её приходилось регулярно доливать, что не добавляло автомобилю удобства эксплуатации.

С переходом на закрытую систему охлаждения в конструкции появилась помпа — насос, перекачивающий жидкость внутри системы. А поскольку этой жидкостью по-прежнему была вода, за помпой закрепилось название, сохранившееся до сих пор, — водяной насос.

-2

Назначение помпы

Помпа создаёт постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости: отвод горячего антифриза от двигателя к радиатору и подачу обратно в двигатель уже охлаждённого антифриза. Это обеспечивает правильный температурный режим мотора и защищает его от перегрева.

Также циркуляция антифриза важна для работы салонного отопителя, подогрева блока дроссельной заслонки и других технических жидкостей автомобиля через теплообменники. В автомобиле может быть не одна, а несколько помп: вспомогательные насосы для дополнительного отопителя, улучшения циркуляции антифриза или рабочей жидкости АКПП.

Конструкция водяного насоса

Конструкция помпы может быть спиральной или центробежной, а главная деталь в ней — крыльчатка, разгоняющая жидкость своими лопастями. Принципиально автомобильные помпы отличаются друг от друга типом привода.

Механические помпы приводятся от вращения коленчатого вала двигателя. В зависимости от конструкции мотора они могут приводиться как отдельным ремнём навесных агрегатов (приводным ремнём), так и ремнём или цепью ГРМ, а в редких случаях и через шестерни.

Скорость вращения крыльчатки механической помпы (а значит и интенсивность циркуляции антифриза) пропорциональна оборотам двигателя. Существуют и регулируемые механические помпы, способные менять скорость крыльчатки благодаря вакуумному управлению.

Электрические помпы применяются в некоторых современных машинах, прежде всего в гибридных. У таких помп нет механической связи с двигателем, а крыльчатка приводится встроенным электромотором. Электрические помпы используются не только в системе охлаждения ДВС, но и в контуре охлаждения инвертора силовой установки гибрида, а также в качестве вспомогательных насосов.

Вращение крыльчатки электрической помпы не зависит от оборотов двигателя, что повышает эффективность работы насоса — управляющая электроника меняет скорость вращения крыльчатки в зависимости от температуры антифриза и необходимой интенсивности циркуляции. Электрическая помпа может работать при заглушенном двигателе, что актуально для гибридов в режиме электротяги.

Причины поломки помпы

Работоспособность помпы зависит в первую очередь от состояния охлаждающей жидкости. Некачественный антифриз вызывает коррозию всех металлических деталей системы охлаждения, в том числе помпы. Старый антифриз с выработанными присадками подвержен кавитации — локальному кипению, «выгрызающему» металл. Химическая агрессивность антифриза также приводит к повреждению уплотнений помпы и появлению течи.

Помпа подвержена и механическому износу — прежде всего, её крыльчатка, зачастую изготовленная из пластика. Подшипник помпы также изнашивается, вызывая шум и люфт осевого вала. А проблема с приводным ремнём (перекос, внезапный обрыв) может вывести помпу из строя за считанные дни.

Признаки неисправности помпы

Владельцам гибридных машин повезло: о выходе из строя электрической помпы сообщит бортовой компьютер. На приборной панели загорится ошибка, а силовая установка перейдёт в аварийный режим.

Механическая помпа не имеет каких-либо датчиков, поэтому её поломку нельзя выявить компьютерной диагностикой. Для обнаружения неисправности помпы нужно обращать внимание на косвенные признаки:

  • Утечка антифриза. Сперва это несколько капель на асфальте после долгой стоянки, затем лужа под машиной и заметное падение уровня охлаждающей жидкости.
  • Запах антифриза: утечку охлаждающей жидкости можно учуять. Попадая на раскалённый двигатель, антифриз испаряет характерный сладковатый запах.
  • Шум и писк подшипника помпы. Обычно он проявляется на холодном двигателе и исчезает по мере прогрева. Иногда шум сопровождается лёгкой вибрацией.
  • Перегрев двигателя. Причин перегрева много, одна из них — износ крыльчатки помпы. При этом в резиновых патрубках системы охлаждения не ощущается циркуляция антифриза.

При любом из симптомов нужна срочная диагностика узла для подтверждения поломки. Отремонтировать водяной насос в большинстве случаев нельзя — просто купите новую помпу.

Последствия отказа помпы

Если неполадки водяного насоса игнорировать, очень скоро наступят неприятные для автомобиля (и кошелька владельца) последствия.

  1. Потеря антифриза. Если помпа начала течь, уровень антифриза в системе охлаждения станет падать. А сама утечка с каждым днём будет нарастать.
  2. Снижение эффективности охлаждения. Износ крыльчатки помпы ухудшает циркуляцию антифриза в системе и отвод тепла от двигателя.
  3. Перегрев двигателя. Это очень серьёзное последствие отказа помпы: перегрев может деформировать головку блока цилиндров, поршневую группу и другие критически важные детали. После значительного перегрева вероятен капитальный ремонт или замена двигателя.
  4. Шум и вибрация. При износе подшипника или нарушения соосности вала помпа начнёт шуметь или создавать вибрацию, опасную в том числе для соседних узлов — например, генератора.
  5. Заклинивание помпы. В редких случаях помпа может полностью разрушиться или заклинить. Последствия зависят от конструкции двигателя: в некоторых моторах это может привести к обрыву ремней (приводного или ГРМ), нарушению газораспределения и дорогому ремонту.

Профилактика поломок и превентивная замена помпы

Как продлить срок службы помпы? Для этого нужно следить за состоянием охлаждающей жидкости и приводным ремнём водяного насоса.

⚠️ Не пропускайте регламентные замены охлаждающей жидкости и заливайте качественный антифриз, рекомендованный производителем автомобиля.
⚠️ Следите за состоянием приводного ремня помпы, его натяжением и соосностью шкивов. Не допускайте излишнего натяжения, искривления и обрыва ремня.

Также имеет смысл превентивная замена помпы двигателя на новую, не дожидаясь её отказа. Автопроизводители не указывают срок службы водяного насоса, но большинство механиков рекомендуют устанавливать новую помпу при регламентной замене ремня или цепи ГРМ.

Следите за помпой и не перегревайтесь!

-5

Другие статьи Гиперавто на «Дзене» → ❇️

Авто
5,66 млн интересуются