Найти тему

Интересный ретро автомобиль

Уникальный вездеход ЗИЛ ПЭУ-1
Уникальный вездеход ЗИЛ ПЭУ-1

ЗИЛ ПЭУ-1 создавался под техническое задание с очень сложными условиями. Задание поисково-спасательной службы ВВС было таким: полноприводное транспортное средство, надежно работающее в диапазоне температур от –50 до +50 градусов, одинаково хорошо передвигающееся по песку, снегу, болоту, плавающее, грузоподъемностью более трех тонн, так как машина должна была одновременно эвакуировать экипаж и спускаемый аппарат, но с массой самого вездехода около 12 т и с минимальными габаритами. Эти требования были продиктованы тем, что к месту поиска машину доставляли в вертолете МИ-6. Компоновку вездехода с тремя осями предложил конструктор Виталий Андреевич Грачев. В разработке ему помогал ведущий конструктор Г.И. Хаванский. На постройку ЗИЛ ПЭУ-1 понадобился всего один год. По результатам ходовых испытаний конструкцию доработали и в 1967 году изготовили второй образец. В 1968 м собрали серию еще из 5 машин, которую передали спасательным подразделениям ВВС. Так быстро построить необычный автомобиль помог старый прием, которым всегда пользовались конструкторы СССР: они применяли узлы и агрегаты уже выпускаемых автомобилей — например, двигатель, раздаточную коробку и АКП взяли от ЗИЛ 135.

Раму ПЭУ-1 сделали лонжеронного типа с Х-образной поперечиной (конструкции такого типа хорошо работают на изгиб и кручение), все соединения были усилены косынками, что придавало дополнительную прочность. Для снижения массы раму выполнили из алюминиевого профиля. Была и еще одна причина, по которой использовали такой сплав, — он не ржавеет, что особенно важно для амфибии. Поскольку при такой конструкции кузов не несет больших нагрузок, его сформовали из полиэфирной смолы и стекловолокна. Этот материал легко ремонтируется, имеет малый вес и не подвержен воздействию воды, а еще такая технология обеспечивает отсутствие швов в местах соединения деталей, придавая необходимую плавучесть. Все делалось для снижения веса машины: к примеру, колесные диски были сборные, состояли из двух частей, внутренняя выполнялась из металла, внешняя — из пластика.Рама и корпус соединялись между собой при помощи болтов через демпфирующие прокладки. Так же на несущую конструкцию монтировали 7 литровый двигатель от ЗИЛ-375 мощностью 180 сил (его собирали вручную для повышения надежности агрегата), 3 ступенчатую автоматическую коробку передач, торсионную подвеску (ее выбрали потому, что она обеспечивала одновременно надежную работу, малый вес и упрощала герметичность кузова в месте сочленения), мощную помпу, обеспечивающую удаление до 600 л воды в минуту, а также систему управления колесами, водометный двигатель, лебедку и много других. Интересной и уникальной была конструкция подвески, которая в немалой степени влияла на проходимость вездехода. Она имела три оси, при колесной формуле 6x6 все колеса были ведущими, а колесная база составляла 2500 мм. Такая конструкция давала возможность преодолевать рвы более 2 м. Средняя ось находилась по центру, и в целях уменьшения веса ее закрепили на раме. Это ухудшило плавность хода машины, но серьезно увеличило грузоподъемность. Колеса передней и задней оси имели торсионную независимую подвеску с длинными ходами рычагов. Длина ПЭУ-1 составляла 8340 мм, радиус разворота — 9,8 м по внешнему переднему колесу, что очень немного. Для увеличения маневренности управляемыми были колеса крайних осей. Угол поворота задних колес сделали на градус меньше, таким образом, они двигались по следу передних, что улучшало проходимость в поворотах. Рулевой механизм состоял из мощного гидроусилителя, воздействующего на две трапеции крайних мостов. Клиренс автомобиля достигал 560 мм.
Раму ПЭУ-1 сделали лонжеронного типа с Х-образной поперечиной (конструкции такого типа хорошо работают на изгиб и кручение), все соединения были усилены косынками, что придавало дополнительную прочность. Для снижения массы раму выполнили из алюминиевого профиля. Была и еще одна причина, по которой использовали такой сплав, — он не ржавеет, что особенно важно для амфибии. Поскольку при такой конструкции кузов не несет больших нагрузок, его сформовали из полиэфирной смолы и стекловолокна. Этот материал легко ремонтируется, имеет малый вес и не подвержен воздействию воды, а еще такая технология обеспечивает отсутствие швов в местах соединения деталей, придавая необходимую плавучесть. Все делалось для снижения веса машины: к примеру, колесные диски были сборные, состояли из двух частей, внутренняя выполнялась из металла, внешняя — из пластика.Рама и корпус соединялись между собой при помощи болтов через демпфирующие прокладки. Так же на несущую конструкцию монтировали 7 литровый двигатель от ЗИЛ-375 мощностью 180 сил (его собирали вручную для повышения надежности агрегата), 3 ступенчатую автоматическую коробку передач, торсионную подвеску (ее выбрали потому, что она обеспечивала одновременно надежную работу, малый вес и упрощала герметичность кузова в месте сочленения), мощную помпу, обеспечивающую удаление до 600 л воды в минуту, а также систему управления колесами, водометный двигатель, лебедку и много других. Интересной и уникальной была конструкция подвески, которая в немалой степени влияла на проходимость вездехода. Она имела три оси, при колесной формуле 6x6 все колеса были ведущими, а колесная база составляла 2500 мм. Такая конструкция давала возможность преодолевать рвы более 2 м. Средняя ось находилась по центру, и в целях уменьшения веса ее закрепили на раме. Это ухудшило плавность хода машины, но серьезно увеличило грузоподъемность. Колеса передней и задней оси имели торсионную независимую подвеску с длинными ходами рычагов. Длина ПЭУ-1 составляла 8340 мм, радиус разворота — 9,8 м по внешнему переднему колесу, что очень немного. Для увеличения маневренности управляемыми были колеса крайних осей. Угол поворота задних колес сделали на градус меньше, таким образом, они двигались по следу передних, что улучшало проходимость в поворотах. Рулевой механизм состоял из мощного гидроусилителя, воздействующего на две трапеции крайних мостов. Клиренс автомобиля достигал 560 мм.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются