Найти тему
Перо и Пыль Истории

Династия Птолемеев Древнего Египта

Династия Птолемеев – это одна из самых ярких правящих династий Древнего Египта, основанная Птолемеем I Сотером, верным полководцем Александра Македонского. Птолемеи правили Египтом около трех столетий, превратив страну в мощное и процветающее государство.

Когда Александр Македонский завоевал Египет, находившийся под властью персов, в 332 году до н. э., он создал основу для будущего могущества региона. После его смерти в 323 году до н. э. его огромные владения были поделены между ближайшими военачальниками, известными как диадохи. Птолемей оказался одним из наиболее амбициозных и влиятельных среди них. Противостоя своим соперникам, он в конечном итоге провозгласил себя фараоном Египта.

Чтобы укрепить свою власть и заручиться поддержкой местного населения, правители династии Птолемеев принимали титул фараона и строили для себя многочисленные памятники в традиционном египетском стиле. При этом они не отказывались от греческой культуры и языка, который оставался главным в их правлении. Однако Птолемеи умело балансировали между двумя культурами, стремясь интегрироваться в египетскую религиозную и общественную жизнь, что помогало им удерживать трон. В последующие века Египет, а особенно Александрия, новый культурный центр, стал рассадником эллинистической культуры и одним из самых влиятельных государств среди преемников Александра.

Возвышение династии Птолемеев

Статуя Птолемея I, 305-283 гг. до н.э., происхождение неизвестно, Британский музей
Статуя Птолемея I, 305-283 гг. до н.э., происхождение неизвестно, Британский музей

После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. среди его военачальников началась ожесточенная борьба за власть. Птолемей, один из ближайших соратников Александра, получил назначение на должность сатрапа Египта от Пердикки, который исполнял роль регента при слабоумном брате Александра, Филиппе III Македонском. Однако, когда империя Александра стала распадаться, Птолемей укрепил свою независимость, успешно защищая Египет от нападений Пердикки и других претендентов на власть. В 305 году до н. э. он окончательно закрепил свою позицию, провозгласив себя царем и фараоном, взяв имя Птолемей I Сотер. С этого момента все мужские правители династии носили имя Птолемей, а женские представители предпочитали имена Клеопатра, Арсиноя или Береника..

Династия Птолемеев рано начала возрождение египетских религиозных и культурных традиций. Птолемей I относился с уважением к местным обычаям, хотя первые правители династии редко сами в них участвовали. Птолемей II сделал значительный шаг вперед в интеграции египетских традиций, включая царские браки между братьями и сестрами, что отражало миф об Осирисе. Он также активно участвовал в строительстве и реконструкции храмов, а также поддерживал культ жречества.

К середине III века до н. э. Египет достиг вершины своего могущества и богатства среди всех завоеванных Александром государств. Однако спустя примерно столетие внутренние династические конфликты и внешние угрозы ослабили государство, вынудив его полагаться на Римскую республику. При правлении Клеопатры VII, последней из Птолемеев, Египет вступил в войну с Римом, что в конечном итоге привело к его падению. Египет стал одной из богатейших римских провинций, а Александрия продолжала оставаться важным культурным центром вплоть до Средневековья.

Администрация и общество

Бюст фараона, 304-246 гг. до н.э., происхождение неизвестно, MFA Boston
Бюст фараона, 304-246 гг. до н.э., происхождение неизвестно, MFA Boston

Хотя греки составляли меньшинство в Египте, они занимали привилегированное положение в обществе. Их влияние распространилось по всей стране, формируя образованный греко-египетский класс, который оставался отделенным от коренного египетского населения. Только греческие граждане имели право занимать ключевые позиции в правительстве и обществе, а также получали традиционное греческое образование, заключали браки внутри своей общины и жили по греческим законам. Ассимиляции греков в египетскую культуру практически не происходило. Тем не менее, некоторые египтяне, овладевшие греческим языком, смогли добиться успеха. Интересно, что многие люди, идентифицировавшие себя как греки, фактически были египетского происхождения, что привело к появлению двуязычного и многокультурного класса. Однако подавляющее большинство египтян не имело доступа к привилегиям, поскольку богатство, власть и влияние оставались преимущественно в руках греков..

Династия Птолемеев также сталкивалась с внешними угрозами, в частности, со стороны империи Селевкидов на востоке. Эти конфликты требовали огромных затрат, и Птолемеи начали привлекать египтян к службе в своей армии. Для египтян, которые уже чувствовали себя гражданами второго сорта в собственной стране, принудительное участие в войнах за интересы иностранной династии и высокие налоги для финансирования военных кампаний вызвали недовольство. Это недовольство порой выливалось в восстания. Одно из наиболее значительных проявлений египетского национализма произошло при правлении Птолемея IV Филопатора (221–205 гг. до н. э.), когда Хорвеннефер, самопровозглашенный фараон, поднял восстание и захватил контроль над одним из номов. Он правил там несколько лет до своей смерти в 199 году до н. э., а его сын Анхвеннефер продолжил сопротивление до тех пор, пока не был побежден Птолемеем V Эпифаном около 186 года до н. э. Однако недовольство египтян оставалось нерешенным, что стало основой для будущих восстаний в эпоху правления Птолемеев.

Религия Птолемея

Книга мертвых жреца Гора Имхотепа, ок. 332-200 гг. до н. э., Меир, Музей Метрополитен
Книга мертвых жреца Гора Имхотепа, ок. 332-200 гг. до н. э., Меир, Музей Метрополитен

Несмотря на масштабные административные и культурные преобразования, династия Птолемеев не принуждала египтян отказываться от своих традиций и верований. Наоборот, они активно поддерживали и поощряли сохранение египетских религиозных практик и культурных форм. В первые годы их правления многие строительные проекты, инициированные новыми царями и чиновниками, строго следовали традиционным египетским архитектурным стилям. В более поздние периоды Птолемеи занимались украшением уже существующих храмов, и именно по этой причине большинство сохранившихся храмов на территории Египта технически относятся к птолемеевскому периоду. Благодаря поддержке Птолемеев эти храмы стали не только религиозными центрами, но и местами обучения и просвещения. В это время можно заметить рост культа таких богов, как Осирис, Изида и Гор. Распространились ритуалы подношения мумий животных, создание храмовых статуй, рельефов, бюстов, а также широкое празднование религиозных фестивалей.

Статуэтка Анубиса, 332-30 гг. до н.э., происхождение неизвестно, Музей Метрополитен
Статуэтка Анубиса, 332-30 гг. до н.э., происхождение неизвестно, Музей Метрополитен

Когда две культуры сталкиваются, неизбежно происходят взаимные заимствования. Так было и с Птолемеями, которые привнесли в Египет свои собственные религиозные практики. Птолемей I создал нового бога — Сераписа, который представлял собой синтез египетских и греческих божеств. Этот шаг был нацелен на объединение двух культур и укрепление авторитета Птолемеев как правителей. В стремлении утвердить свое господство они также переняли египетскую традицию объявлять себя живыми богами..

Женщины династии Птолемеев играли не менее важную роль в религиозной и политической жизни. Например, Арсиноя II, жена Птолемея II, изображалась как греческая богиня Афродита, но носила корону Нижнего Египта и атрибуты египетской власти, такие как рога барана и страусиные перья. Клеопатра VII, последняя правительница династии, часто изображалась с элементами, напоминающими Исиду, включая головной убор с троном или солнечным диском между рогами.

Активная роль женщин в религиозной жизни династии Птолемеев свидетельствует о доступе к образованию, особенно у женщин высших классов. Им было необходимо уметь читать, разбираться в музыке и текстах. Некоторые женщины вне аристократии, особенно из семей торговцев, также обучались наукам, письму и живописи. Царицы Птолемеев обладали значительной властью, порой равной царской. Браки между братьями и сестрами, возродившиеся в династии, позволяли совместное правление, как это было в случае Птолемея II и Арсинои II, которые оба были фараонами и управляли империей наравне.

Искусство и культура

Древняя Александрийская библиотека, О. фон Корвен, литография XIX века, из библиотеки Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле
Древняя Александрийская библиотека, О. фон Корвен, литография XIX века, из библиотеки Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле

Александрийская библиотека, основанная Птолемеем I около 300–290 гг. до н. э., изначально была посвящена девяти музам — греческим богиням искусств и наук, играющим важную роль в древнегреческой культуре. Этот уникальный центр знаний быстро превратился в ведущий академический и научный институт, привлекая лучших ученых со всего эллинистического мира..

Однако история исчезновения библиотеки остается загадочной, поскольку нет достоверных источников, точно описывающих ее разрушение. Это породило множество теорий о том, что стало причиной ее конца. Одни предполагают, что библиотека сгорела в результате пожара, вызванного Юлием Цезарем в 48 г. до н. э. во время осады Александрии, когда был подожжен египетский флот. Другие считают, что уничтожение произошло позже — в VII веке, когда халиф Омейядов мог приказать сжечь библиотеку. Также есть версия, что император Феодосий мог распорядиться о ее уничтожении, или же библиотека была разрушена в 269 г. н. э. при захвате города римским императором Аврелианом во время подавления восстания царицы Зенобии из Пальмиры. В конечном счете, точная судьба Александрийской библиотеки до сих пор остается одной из самых больших тайн истории.

Голова, приписываемая Арсиное II, 278-270 гг. до н.э., происхождение неизвестно, музей Метрополитен
Голова, приписываемая Арсиное II, 278-270 гг. до н.э., происхождение неизвестно, музей Метрополитен

Изначально греческие и египетские иконографические стили сохраняли свою автономию, но со временем эти художественные направления начали взаимодействовать и сливаться. Устойчивость традиционного египетского стиля искусства подчеркивает стремление Птолемеев уважать местные обычаи, что было необходимо для укрепления их легитимности и создания положительного восприятия их правления среди египтян..

Примером этого слияния культур служат два бюста, которые наглядно демонстрируют различия между греческим и египетским искусством. На изображении выше показана небольшая голова, созданная в эпоху Птолемеев, предположительно изображающая Арсиною II. Её головной убор и двойной урей являются классическими атрибутами египетской символики власти. Кроме того, брови и форма глаз напоминают стилистику 30-й династии — последней династии фараонов. Птолемеи прилагали значительные усилия, чтобы ассоциировать себя с этой династией, продолжая создавать архитектурные и художественные произведения в аналогичном стиле, стремясь утвердиться как естественные преемники трона. Однако стоит отметить, что царицы 30-й династии редко играли заметную роль в истории, в то время как царицы династии Птолемеев, начиная с Арсинои II, занимали куда более видное место в правлении, что подчеркивает изменение их политической и социальной роли по сравнению с предыдущими эпохами.

Мраморная голова царицы Птолемеев, 270-250 гг. до н. э., из Метрополитен-музея
Мраморная голова царицы Птолемеев, 270-250 гг. до н. э., из Метрополитен-музея

Следующий пример — мраморный бюст царицы из династии Птолемеев, вероятно, также изображающий Арсиною II. Характерные черты этого портрета, такие как идеализированные линии лица и классическая прическа, выполнены в духе традиционного греческого искусства. Считается, что бюст мог быть вдохновлен классическими изображениями богинь, таких как Гера и Деметра, что свидетельствует о попытках Птолемеев придать Арсиное образ божественности. Таким образом, Арсиноя была почитаема не только как царица, но и как богиня..

Этот бюст — яркий пример того, как греко-египетское искусство сочетало элементы двух культур. В египетских изображениях Арсинои можно увидеть её шагающую позу, колонну за спиной и рог изобилия в руке, что символизировало её роль в египетской традиции. Однако такие элементы, как её прическа и более мягкие, округлые черты лица, демонстрируют явное греческое влияние.

Художественное слияние двух культур в изображениях женщин часто делало их молодыми и идеализированными, в то время как образы мужчин могли варьироваться от классической идеализации до реализма. Влияние греческой культуры проявлялось в акценте на индивидуальные черты, такие как овальное лицо, округлые глаза, небольшие губы и сложные прически, которые стали характерными для греко-египетского портретного искусства.

Упадок и падение династии Птолемеев

Встреча Антония и Клеопатры, Джованни Баттиста Тьеполо, ок. 1745–1747, Метрополитен-музей.
Встреча Антония и Клеопатры, Джованни Баттиста Тьеполо, ок. 1745–1747, Метрополитен-музей.

Конец правления династии Птолемеев совпал с ростом влияния Римской республики. К этому моменту положение Птолемеев значительно ослабло из-за внешних конфликтов, в том числе с Селевкидами, а также из-за внутренних интриг и постоянных заговоров внутри династии, направленных на свержение или убийство правящих членов семьи. В условиях таких нестабильных обстоятельств Птолемеи были вынуждены искать союз с Римом..

Спустя примерно полтора столетия, во времена правления Птолемея XII, влияние Рима в Египте стало доминирующим. Римская республика настолько сильно контролировала политику и ресурсы Египта, что сенат фактически взял опеку над династией Птолемеев. В условиях постоянных попыток переворотов Птолемей XII в своем завещании выразил желание, чтобы его дочь Клеопатра VII вышла замуж за своего брата Птолемея XIII, и чтобы они правили Египтом совместно. Более того, он назначил римский сенат исполнителем своего завещания, тем самым предоставив Риму еще больший контроль над династией и страной в целом.

После смерти Птолемея XII Клеопатра VII и Птолемей XIII действительно взошли на трон и вступили в брак. Однако вскоре между ними возник конфликт, который привел к тому, что Клеопатра была отстранена от власти и вынуждена бежать в изгнание. Именно тогда она начала разрабатывать планы по возвращению на трон, заручившись поддержкой Юлия Цезаря, что стало ключевым моментом в истории как Птолемеев, так и Египта.

Рельеф с изображением Клеопатры VII и Цезариона в роли фараона, I в. до н. э., храм в Дендере, из библиотеки Пенсильванского университета
Рельеф с изображением Клеопатры VII и Цезариона в роли фараона, I в. до н. э., храм в Дендере, из библиотеки Пенсильванского университета

В 48 году до н. э. Юлий Цезарь прибыл в Александрию, чтобы подавить националистическое восстание, которое угрожало Египту и его стабильности. Для Рима Египет был жизненно важным поставщиком зерна и других товаров, и война в регионе могла бы серьезно подорвать экономику Римской республики. Клеопатра, стремившаяся вернуть себе власть, была тайно доставлена к Цезарю. Пленённый её умом и харизмой, он согласился поддержать её претензии на египетский трон.!

Птолемей XIII и его сторонники, осознав угрозу, бежали из дворца, и настроили стражу против Клеопатры, вынудив её укрыться в стенах дворца в ожидании римских подкреплений. После того как Птолемей XIII был побежден, Клеопатра вышла замуж за своего младшего брата Птолемея XIV и официально приняла титул фараона.

Клеопатра и Цезарь стали любовниками, и у них родился сын, которого назвали Цезарионом. Однако, в 44 году до н. э. Цезарь был убит, и Рим оказался в состоянии гражданской войны. Стороны разделились на тех, кто поддерживал Марка Антония, и тех, кто встал на сторону Октавиана. Клеопатра выбрала союз с Марком Антонием, и вскоре их отношения переросли в романтические. В 32 году до н. э. они поженились, и у них родилось трое детей. Однако их брак не был признан в Риме, поскольку Марк Антоний был уже женат на Октавии Младшей, сестре Октавиана. Естественно, это вызвало возмущение Октавиана, что лишь усугубило политическое напряжение между ними.

Смерть Клеопатры, вырезанная Эдмонией Льюис, 1876 г., Смитсоновский музей американского искусства
Смерть Клеопатры, вырезанная Эдмонией Льюис, 1876 г., Смитсоновский музей американского искусства

Римская культура никогда не отличалась равным отношением к женщинам, которые считались гражданами второго сорта. Поэтому, когда римские лидеры начали обвинять Клеопатру в том, что она якобы соблазнила Марка Антония для захвата власти над Римом, их поддержка среди народа стремительно упала. Воспользовавшись этим, Октавиан объявил войну своим соперникам, и в 31 году до н. э. одержал решающую победу над ними в битве при Акциуме. После этого он выждал год, прежде чем официально объявить Египет римской провинцией, а затем вошел в Александрию, чтобы покончить с Марком Антонием и Клеопатрой.

Осознав неизбежность своей казни, Марк Антоний решил покончить жизнь самоубийством, упав на свой меч. В древнем мире это не считалось постыдным поступком — лишь с приходом христианства самоубийство стало рассматриваться как грех.

Клеопатра, понимая, что её судьба — быть показанной в Риме как трофей Октавиана, тоже решила покончить с собой 12 августа 30 года до н. э. Легенда гласит, что она умерла от укуса ядовитой змеи, но у историков нет достаточных доказательств, чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию. После её смерти Октавиан приказал убить её сына и наследника, Цезариона, который пытался бежать, но был схвачен римскими солдатами и казнен.

С гибелью Клеопатры и её сына завершилась история династии Птолемеев и эпоха фараонов в Египте. Александрия осталась столицей, но Египет стал римской провинцией. Октавиан, принявший имя Цезарь Август, стал единоличным правителем Рима. Этот момент ознаменовал собой начало превращения Римской республики в могущественную Римскую империю.

#история #птолемеи #клеопатра #август #цезарь #империя #египет #октавиан #пенсильвания