Найти тему
Перо и Пыль Истории

Где находится могила Александра Македонского?

Оглавление

Описанная как «Святой Грааль» археологии, гробница Александра Великого соблазняла и разочаровывала поколения, которые пытались, но не смогли ее найти.

Когда Александр Великий умер в 323 г. до н. э. в молодом возрасте 32 лет, он, похоже, мало задумывался о том, что может случиться с его империей или его телом после его смерти. Именно Птолемеи Египта приобрели его тело и построили ему гробницу в Александрии, которая на протяжении веков стала достопримечательностью города. Однако могила завоевателя загадочным образом исчезла из исторических записей, и с тех пор поиски ее заново овладели бесчисленным количеством людей.

Так что же случилось с могилой Александра и что случилось с человеком, который был похоронен внутри?

Смерть Александра Македонского

Смерть Александра Великого , картина Карла Теодора фон Пилоти, ок. 1885-1886. Источник: Старая Пинакотека.
Смерть Александра Великого , картина Карла Теодора фон Пилоти, ок. 1885-1886. Источник: Старая Пинакотека.

После смерти Александра его могущественные друзья начали борьбу за остатки его империи. В конце концов, они разорвали его на части десятилетиями гражданских конфликтов и создали свои собственные королевства. Одним из этих друзей, наиболее важным для нашей истории, был Птолемей Сотер . Птолемей был относительно незначительной фигурой при дворе при жизни Александра — давним другом, но не человеком, обладающим большой властью. В поселении, созданном после смерти Александра, Птолемею был предоставлен контроль над Египтом, где он основал свою собственную династию Птолемеев, которая просуществовала до рокового союза Клеопатры с Марком Антонием почти 300 лет спустя.

Желания Александра относительно собственного захоронения неясны. Его преемник Пердикка в конце концов решил отправить его обратно в Македонию, но он так и не прибыл. Его похоронный поезд отправился из Вавилона в 321 г. до н. э., но войска Птолемея конфисковали тело в Сирии и перенаправили его в Египет.

Забытая гробница Александра в Мемфите

Рельеф с изображением Нектанеба II, приносящего подношение Осирису, IV век до нашей эры. Источник: Метрополитен-музей.
Рельеф с изображением Нектанеба II, приносящего подношение Осирису, IV век до нашей эры. Источник: Метрополитен-музей.

Когда Птолемей украл тело Александра, он правил из города Мемфис. Александрия все еще строилась, поэтому Александра поместили во временную гробницу недалеко от города.

Рядом с Серапеумом в Саккаре археологи XIX века нашли храм фараона Нектанеба II. Нектанебо был последним фараоном Египта , исчезнувшим после персидского вторжения в 340 г. до н.э. Археологи, такие как Эндрю Чагг, предположили, что этот храм Нектанебо в Саккаре был оригинальной мемфисской гробницей Александра. Храму было всего несколько десятилетий, когда Птолемей искал место захоронения, и, вероятно, это был самый последний крупный неперсидский памятник в Египте и, следовательно, идеальное место для упокоения Александра. Добавьте сюда неиспользованный царский саркофаг для Нектанеба II, и Птолемей получит прекрасно подготовленное царское захоронение прямо по соседству с его резиденцией власти, которое идеально подходит для временного интернирования Александра.

Обнаружение статуй времен правления Птолемея I в окрестностях этого храма подтверждает, что в это время этому месту уделялось некоторое королевское внимание. Интересно, что в апокрифической древней истории утверждалось, что Нектанеб бежал в Македонию и был истинным отцом Александра. Современные историки признают эту историю чепухой: Александр почти наверняка уже родился до того, как Нектанебо бежал из Египта, но эта история могла возникнуть из-за захоронения Александра в могиле первого.

Сома

Август перед гробницей Александра, Себастьен Бурдон, 1643 г. Источник: Meisterdrucke Fine Ar
Август перед гробницей Александра, Себастьен Бурдон, 1643 г. Источник: Meisterdrucke Fine Ar

После нескольких лет в Мемфисе Александр был перевезен в Александрию Птолемеем II. В городе была потерянная вторая гробница, но мы ничего о ней не знаем, кроме факта ее существования. Именно Птолемей IV наконец завершил строительство третьей и самой известной гробницы Александра под названием Сома.

Сома была мавзолеем, построенным для проживания Александра и царской семьи Птолемеев. Древние источники сообщают нам, что он стоял на перекрестке главных дорог города с севера на юг и с востока на запад. Гробница служила культовым центром обожествленного Александра на протяжении трех столетий правления Птолемеев. Позже, когда власть Птолемеев пришла в упадок, они разграбили гробницу в поисках золота и сокровищ, которые можно было переплавить или продать для удовлетворения своих нужд.

Юлий Цезарь посетил гробницу в 48 г. до н.э. Позже Клеопатра лишила гробницу многих оставшихся сокровищ, чтобы собрать деньги для нее и Марка Антония, обреченных на войну против Октавиана . После своей победы Октавиан сам посетил гробницу, чтобы отдать дань уважения Александру. Когда Октавиана спросили, желает ли он увидеть тела царей Птолемеев, он ответил: «Я пришел увидеть царя, а не трупы».

Исчезающая гробница

Мозаика Иоанна Златоуста в соборе Святой Софии, VI век нашей эры. Источник: Викисклад.
Мозаика Иоанна Златоуста в соборе Святой Софии, VI век нашей эры. Источник: Викисклад.

Сома была достопримечательностью города, и ее слава привлекала посетителей со всего мира. Это только делает его исчезновение еще более странным.

Последнее зарегистрированное посещение гробницы произошло в 215 году нашей эры, когда ее посетил римский император Каракалла во время своего пребывания в Египте. Каракалла приказал убрать часть погребального инвентаря, но предположительно добавил к погребению некоторые из своих подарков в качестве компенсации. После этого о могиле и теле Александра упоминаются лишь вскользь.

Писатель Либаний предлагает последние упоминания о мумии Александра, которая все еще выставлялась незадолго до 390 г. н.э. Хронология этого последнего упоминания совпадает с указами Феодосия между 389 и 391 годами, в которых император Феодосий приказал закрыть языческие храмы по всей империи. Гробница, являвшаяся культовым центром обожествленного короля, должно быть, нарушала эти законы. Святитель Кирилл Александрийский упоминает, что по приказу Феодосия культовые центры Александра были лишены своих сокровищ, хотя о гробнице прямо не упоминается. Затем, к началу 400-х гг. н.э., святой Иоанн Златоуст писал, что местонахождение тела и гробницы Александра утеряно.

Проблемы с охотой за гробницами

Маяк, Жан Голвин. Источник: JeanClaudeGolvin.com.
Маяк, Жан Голвин. Источник: JeanClaudeGolvin.com.

Охота за гробницей сопряжена со многими трудностями. Тот факт, что Александрия является шумным обитаемым городом, означает, что раскопки на большей части территории практически невозможны. Постоянное заселение Александрии также повышает вероятность того, что гробница была просто разрушена и больше ничего не осталось. Проседание земли и изменение уровня моря также затопили многие старые районы города и, возможно, повредили гробницу.

Также остается вопрос, будет ли найден Александр вместе со своей знаменитой гробницей. Обычно тела перемещают спустя долгое время после их захоронения – в самом Египте нет недостатка в таких примерах в других царских захоронениях – и есть вероятность, что Александра вытащили из Сомы и перезахоронили где-то еще. Хотя некоторые археологи настаивают на поиске самой Сомы, поиск Александра может оказаться совсем другим делом. Поэтому «поиски могилы Александра» для разных людей могут означать совершенно разные вещи.

Поиски в Александрии

Британская фотография мечети Неби-Даниил, ок. 1914-1918. Источник: Британский музей.
Британская фотография мечети Неби-Даниил, ок. 1914-1918. Источник: Британский музей.

Очевидная отправная точка — найти старый перекресток Александрии где-нибудь в современном городе. Текущая планировка не соответствует старой, поскольку структура расселения в Александрии со временем значительно изменилась. Раскопки, проведенные под руководством Махмуда-бея в 1895 году, дали некоторое представление о старой планировке и поместили перекресток где-то в районе пересечения современных дорог Эль-Хорея и Неби-Даниэль.

Этот вывод убедительно подтверждается местными традициями, утверждающими, что могила находилась где-то неподалеку. Хотя никаких надежных свидетельств существования настоящей гробницы после IV века не существует, несколько более поздних авторов утверждали, что могила Александра все еще существовала в городе, хотя ни один из них не описал ни одной гробницы, соответствующей древним источникам. Скорее всего, местная память сохранила приблизительное местоположение могилы Александра, и со временем различные места утверждали, что находятся на вершине этого места, или выдавали себя за подлинную могилу.

Мечеть Неби Даниэль является одним из таких претендентов. Мечеть, расположенная всего в 100 метрах от перекрестка Хорея-Неби-Даниэль, уже давно утверждает, что находится на могиле Александра. В 1850 году Генрих Шлиман, который прославился своей работой на месте Трои, безуспешно добивался разрешения на раскопки, чтобы решить этот вопрос раз и навсегда. Современные ученые, такие как профессор Фаузи Фахарани, изучили мечеть и отвергли ее буквальные претензии на то, что она является местом потерянной Сомы, но ее утверждения, вероятно, отражают подлинную историческую память о существовании гробницы где-то поблизости.

Мечеть Аттарин

Мечеть Аттарин в 2005 году. Источник: Wikimedia Commons.
Мечеть Аттарин в 2005 году. Источник: Wikimedia Commons.

Всего в 300 метрах от мечети Неби Даниэль находится мечеть Аттарин, еще один исторический претендент на место захоронения Александра. Эти утверждения были достаточно убедительными, чтобы привлечь внимание французских археологов Наполеона в 1795 году.

Французы не нашли там гробницу или Александра, но они нашли старый саркофаг, переоборудованный мечетью в ритуальную ванну. Однако, не умея читать иероглифы, они отмахнулись от него как от старой египетской диковинки, но, естественно, все равно приняли его. Британцы приобрели саркофаг после победы над Наполеоном в Египте и со временем расшифровали иероглифы.

Саркофаг принадлежал Нектанебо II.

Саркофаг Нектанеба II. Источник: Британский музей.
Саркофаг Нектанеба II. Источник: Британский музей.

Простое совпадение кажется недостаточным объяснением того, как мечеть Аттарин правильно связала этот саркофаг из тысяч в Египте с захоронением Александра и сделала это примерно в правильном месте в городе.

Мечеть Аттарин не была Сомой. Однако то, что саркофаг принадлежит ей, и близость к современным оценкам его местоположения являются обнадеживающими признаками.

Сива

Александр Македонский на коленях перед первосвященником Аммона, картина Франческо Сальвиати, ок. 1530-1535. Источник: Британский музей.
Александр Македонский на коленях перед первосвященником Аммона, картина Франческо Сальвиати, ок. 1530-1535. Источник: Британский музей.

Однако сам Александр так и не появился. Пока одни продолжают поиски в Александрии, другие задаются вопросом, находятся ли его останки где-нибудь еще.

Одной из альтернатив был оазис Сива, где оракул бога объявил Александра сыном Зевса-Аммона. Ни один из наших источников не предполагает наличие гробницы Сивы, и нет убедительных доказательств ее существования. Заявления о его открытии говорят скорее о ловушке для туристов, чем об археологическом прогрессе, как, например, недавнее заявление о его открытии в 2021 году, сделанное директором местного управления по туризму. Сенсационные заявления греческого археолога-любителя Лианы Сувальци об открытии там памятника, который оказался более поздним памятником, который ученые уже неоднократно описывали, привлекли большое внимание средств массовой информации к идее о гробнице Сивы, но эти утверждения были категорически отвергнуты Египтологи.

Айгай

Вход в гробницу Филиппа II, Вергина, Греция. Изображение взято с Wikimedia Commons.
Вход в гробницу Филиппа II, Вергина, Греция. Изображение взято с Wikimedia Commons.

Еще одно место, заслуживающее некоторого внимания, — это родина Александра Македония. Похоже, что Македония была предполагаемым пунктом назначения, когда похоронный поезд Александра отправился из Вавилона в 321 году до нашей эры, поэтому небезосновательно задаться вопросом, оказался ли он там каким-то образом или, по крайней мере, для него была приготовлена ​​гробница, которая никогда не использовалась.

Один из предполагаемых кандидатов был обнаружен на древнем месте Эгай (современная Вергина) в 1977 году. Артефакты, относящиеся к периоду жизни Александра, породили предположения о том, что завоеватель все-таки вернулся домой. К чести этих спекулянтов, гробница оказалась максимально приближенной к могиле Александра, хотя и не являлась настоящей: могилой его отца Филиппа II. С тех пор археологи пришли к выводу, что гробница практически наверняка принадлежит Филиппу, и нет никаких свидетельств того, что там готовились какие-либо захоронения Александра, не говоря уже об их использовании. Подобный шквал волнений вызвал открытие гробницы Каста в Амфиполе в 2012 году, но ни один из человеческих останков не соответствовал останкам Александра, а артефакты не позволяли идентифицировать его с его захоронением.

Казалось бы, Египет по-прежнему остается лучшим местом для поиска останков Александра… или нет?

Александр Евангелист?

Спутниковый снимок, показывающий расположение нескольких важных мест в поисках могилы Александра. Источник: Google Планета Земля.
Спутниковый снимок, показывающий расположение нескольких важных мест в поисках могилы Александра. Источник: Google Планета Земля.

Археолог Эндрю Чагг провел последние несколько лет, представляя радикальную теорию: Александр находится в Венеции под ложным впечатлением, что его тело принадлежит евангелисту Марку.

На первый взгляд это предложение кажется абсурдным, но его доказательства на удивление убедительны.

Св. Марку приписывают написание Евангелия от Марка, и он был замучен в Александрии в 60-х годах нашей эры. В течение первых 350 лет после его смерти христианские источники утверждали, что его тело было сожжено и уничтожено. Один текст IV века, который противоречил этому, позже оказался подделкой VI века. Однако в 392 году писания святого Иеронима сообщают нам, что тело святого Марка находилось в Александрии.

Каким-то образом тело Марка чудесным образом появилось через год после указов Феодосия и сразу после исчезновения тела Александра. Возможно, это любопытное совпадение, но город — это большое место.

Однако место предполагаемой могилы святого Марка находится вокруг современного коптского православного собора святого Марка — всего в 200 метрах к северу от перекрестка Хорея-Неби-Даниил и в пределах приблизительного района обнаружения могилы Александра.

Таким образом, тело Александра в последний раз видели не позднее 390 года, как раз тогда, когда Феодосиевы указы вынудили языческие поселения закрыться и переименоваться в христианские. Затем, к 392 году, тело Марка появилось в том же месте в городе, несмотря на многовековую традицию, утверждающую его уничтожение.

Александр в базилике Сан-Марко?

Фрагмент каменного рельефа, обнаруженный в базилике Сан-Марко. Источник: Эндрю Чагг из Ancient Origins.
Фрагмент каменного рельефа, обнаруженный в базилике Сан-Марко. Источник: Эндрю Чагг из Ancient Origins.

Чагг предложил переименовать могилу и останки Александра в могилу Святого Марка, чтобы избежать преследований во время указов Феодосия. Именно эти останки венецианские купцы, как известно, украли в 892 году, контрабандой вывезя их из Александрии вместе со свининой. Их доставили в Венецию, где для них построили церковь на месте современной базилики Сан-Марко.

Время и место появления и исчезновения двух тел достаточно убедительны, но во время работ над Венецианской базиликой в ​​1960-х годах был обнаружен любопытный фрагмент резьбы по камню. Тип камня был из Восточного Средиземноморья, а рисунки на нем были явно македонско-греческими и изображали щит со звездой царского дома Александра и характерное копье сарисса , которым владели армии Александра.

Недавние исследования рельефа пришли к выводу, что он был частью корпуса саркофага. Однако его размер не соответствовал ни саркофагам в базилике, ни каким-либо известным македонским артефактам. Чагг заметил, что он с точностью до миллиметров соответствует одному конкретному саркофагу: саркофагу Нектанебо II.

Чагг утверждает, что эта оболочка является доказательством того, что гробница, из которой украли венецианцы, на самом деле принадлежала Александру Великому, и они вытащили этот кусок из гробницы в то же время, когда украли тело предполагаемого святого.

Реконструкция гробницы и тела Александра Македонского

Мозаика, изображающая возвращение тела святого Марка венецианцами на западном фасаде базилики, Пьетро делла Веккья, 17 век. Источник: Викисклад.
Мозаика, изображающая возвращение тела святого Марка венецианцами на западном фасаде базилики, Пьетро делла Веккья, 17 век. Источник: Викисклад.

При рассмотрении доказательств кажущаяся диковинной теория Чагга оказывается на удивление убедительной и связывает воедино многие нити, которые озадачивали тех, кто искал могилу Александра.

Согласно теории Чагга, Александр был похоронен в саркофаге Нектанеба II в Мемфисе, когда его впервые привезли в Египет. И человек, и саркофаг позже были перенесены в Сому, руины которой лежат где-то под городом, недалеко от пересечения дорог Эль-Хорея и Неби-Даниил. Птолемеи также построили для его саркофага подходящий кожух, который сохранит его в целости и сохранности более тысячи лет.

Гробница пролежала там более 700 лет, пока Феодосийские указы не вынудили переименовать ее в христианский памятник Святого Марка, чтобы избежать преследований со стороны властей. Тело Александра исчезло в то же время и в том же месте, что и Марк, и, несмотря на следующую историю Марка, местные воспоминания о могиле Александра, находящейся в этом районе, также сохранились.

Столетия спустя венецианцы украли тело, полагая, что это тело их святого покровителя, и взяли с собой кусок оболочки саркофага Птолемея. В Венеции останки почитались как законные мощи святого Марка. Вернувшись в Александрию, теперь уже пустой саркофаг оказался в мечети Аттарин, где его правильно запомнили как часть захоронения Александра.

По всей вероятности, знаменитая могила Александра все еще находится под улицами, рядом с тем местом, где ее обнаружили местные традиции и археологические исследования. Однако тело Александра, вероятно, не чувствовало себя дома уже более тысячи лет. Знаменитый завоеватель, вполне вероятно, покоится внутри базилики Сан-Марко, которого принимают за святого. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию, потребовалось бы лишь повторное исследование останков, но, учитывая нежелание католической церкви и города Венеции разоблачить ошибку, надежды на разрешение спора вряд ли оправдаются в ближайшее время. .

Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора 👍 :)

#history #story #история #рассказы #общество #голосвремен