Найти тему
Перо и Пыль Истории

Великая Александрийская библиотека: объяснение нерассказанной истории

Оглавление

Существует миф об Александрийской библиотеке и ее уничтожении пожаром. А реальность такова, что оно полностью исчезло и существует только в древних текстах. Что случилось?

Представьте ученых за работой в Великой Александрийской библиотеке. Изображения римского саркофага, живописи Помпеи и иллюстрации музея.
Представьте ученых за работой в Великой Александрийской библиотеке. Изображения римского саркофага, живописи Помпеи и иллюстрации музея.

При внимательном рассмотрении фактов об Александрийской библиотеке мы многого не знаем. Как она выглядела, ее точное местоположение, сколько именно в ней книг, сгорела ли она или кто ее уничтожил? Мы даже не знаем, была ли вообще Александрийская библиотека, и как она была уничтожена из-за противоречивых текстов и отсутствия действительных археологических находок. Это не единственное чудо исчезновения: были потеряны также гробницы Александра Великого и Клеопатры. Это нерассказанная история Александрийской библиотеки.

Александрийская библиотека: известные факты

К наиболее сохранившемуся зданию библиотеки древнего мира. Фасад библиотеки Цельса в Эфесе, построенной через 400 лет после Александрийской библиотеки.
К наиболее сохранившемуся зданию библиотеки древнего мира. Фасад библиотеки Цельса в Эфесе, построенной через 400 лет после Александрийской библиотеки.

Поскольку археологических находок не сохранилось, у нас есть только древние тексты, позволяющие попытаться восстановить ее историю.

Как выглядела Александрийская библиотека?

Из всех сохранившихся древних текстов существует только одно описание того, как могла выглядеть библиотека. Вот оно, написанное почти через 300 лет после ее создания:

«Музей является частью дворцов. В нем есть общественный портик, место, оборудованное сиденьями, а также большой зал, в котором ученые люди, принадлежащие музею, принимают совместную трапезу. Эта община обладает также общей собственностью; и председателем музея является жрец, ранее назначаемый царями, а в настоящее время Цезарем».

К сожалению, это не настоящее описание величественного здания, а только то, что ученые жили в месте, где они могли гулять и вместе обедать в большом зале. Также обратите внимание, что здесь нет ни единого упоминания о библиотеке или книгах. Здание, входящее в состав Царского дворцового квартала, вместо этого называлось Музеем.

Это был музей или библиотека?

Помпейская мозаика, изображающая группу философов, вероятно, Платона в центре, из Национального археологического музея Неаполя.
Помпейская мозаика, изображающая группу философов, вероятно, Платона в центре, из Национального археологического музея Неаполя.

Хотя ни один древний источник четко не утверждает, что Музей и Библиотека были одним и тем же, многие предполагают, что они должны были быть связаны. Либо внутри музея была библиотека, либо здание библиотеки рядом с ним.

Зачем называть это место музеем? Потому что это было святилище муз, называемое по-гречески «Мусион».

Музы были богинями музыки и поэзии. Это означало, что музей был религиозным учреждением и поэтому его директором был жрец. Его членами были литераторы, пользовавшиеся щедрым содержанием и бесплатным жильем.

Нужно подумать о хорошо финансируемом научном институте, концентрирующем лучших ученых того времени. А ученым нужны были книги. Поскольку Музей финансировался царями, его библиотека была одной из полнейших в древнем мире.

Когда была создана библиотека?

Птолемей I, преемник Александра Македонского. Музей-библиотека Александрии, вероятно, была создана во время его правления или его преемника Птолемея II.
Птолемей I, преемник Александра Македонского. Музей-библиотека Александрии, вероятно, была создана во время его правления или его преемника Птолемея II.

Точная дата ее создания неизвестна, но она была создана около 300 г. до н. э. по приказу Птолемея I или Птолемея II. Они были преемниками Александра Македонского, который вторгся в Египет и стал фараоном. Они правили страной из новой столицы, Александрии. Вот почему на протяжении 3 столетий фараоны Египта были греками, и поэтому язык, на котором писали в Библиотеке, был греческим.

Это приводит нас к основным источникам о книгах в Библиотеке. Самый старый текст был написан где-то во II веке до н. э. В нем говорится:

«Деметрий Фалерский, глава царской библиотеки, получил огромные суммы денег для того, чтобы собрать, насколько это было возможно, все книги в мире. Посредством покупки и переписывания он выполнил, насколько это было в его силах, цель правителя.
«Его спросили: «Сколько тысяч книг в библиотеке?»
«И он ответил: «Более 200 тысяч, о царь, и я постараюсь в ближайшем будущем собрать и оставшиеся, так чтобы общая сумма достигла 500 тысяч».
Второй объяснил, как приобретались книги:
«Птолемей, царь Египта, так стремился собирать книги, что приказал привозить ему книги всем, кто приплывал туда. Затем книги переписывались в новые рукописи. Он отдавал новые копии владельцам, чьи книги были привезены ему после того, как они приплыли туда, но оригинальную копию он помещал в библиотеку».

Сколько книг хранилось в библиотеке?

Египтянин держит свиток папируса, окруженный Осирисом и Анубисом. В библиотеке хранилось от 40 000 до 700 000 свитков папируса, написанных на греческом языке.
Египтянин держит свиток папируса, окруженный Осирисом и Анубисом. В библиотеке хранилось от 40 000 до 700 000 свитков папируса, написанных на греческом языке.

Древние авторы дают нам совершенно разные оценки количества книг, хранящихся в библиотеке. Если расположить по размеру то, что нам говорят, то число книг составило либо 40 000; 54 800; 70 000; 200 000; 400 000; 490 000 или 700 000 книг.

А под книгой нужно понимать - свиток папируса. Что же нам говорят древние тексты о разрушении Александрийской библиотеки?

Сожжение библиотеки: доказательства

Сожжение книг, на иллюстрации XV века . В Александрии, как предполагается, сжигали не книги, а свитки папируса.
Сожжение книг, на иллюстрации XV века . В Александрии, как предполагается, сжигали не книги, а свитки папируса.

Миф заключается в том, что Библиотека была намеренно сожжена. Юлий Цезарь действительно атаковал порт Александрии. В то время текст сообщает нам, что «он сжег все те корабли и остальное, что было в доках».  Это означает, что деревянные лодки, связанные вместе в гавани, сгорели одна за другой, и что ветер распространил пламя на здания на набережной.

Юлий Цезарь сжег Александрийскую библиотеку?

Однако в ранее цитируемом тексте, описывающем музей , написанном 25 лет спустя, даже не упоминается ущерб от пожара. Как и трагическая потеря библиотеки.

Однако спустя 100 лет авторы начинают его обвинять. Мы читаем, что «в Александрии было сожжено 40 тысяч книг». Затем последовало очень четкое обвинение в том, что Цезарь «был вынужден отразить опасность с помощью огня, который распространился с верфей и разрушил великую библиотеку».

Последовали новые обвинения: «Пламя распространилось на часть города, и там сгорело 400 тысяч книг, хранившихся в здании, которое случайно оказалось неподалеку. Так погиб этот замечательный памятник литературной деятельности наших предков, собравших воедино столько великих произведений блестящих гениев».

Далее, «здесь находились бесценные библиотеки, и древние записи единогласно свидетельствуют, что 700 000 книг… были сожжены во время Александрийской войны, когда город был разграблен при диктаторе Цезаре».

И «огромное количество книг, около 700 тысяч томов… были сожжены во время разграбления города в нашу первую войну с Александрией».

Спустя 4 столетия после Цезаря в текстах все еще упоминается Александрийская библиотека

Стелла Тиберия Клавдия Бальбилла, префекта Египта с 55 по 59 г. н. э. В ней говорится, что он «отвечал за храмы… которые находятся в Александрии и во всем Египте, а также за Музей и, кроме того, за Александрийскую библиотеку».
Стелла Тиберия Клавдия Бальбилла, префекта Египта с 55 по 59 г. н. э. В ней говорится, что он «отвечал за храмы… которые находятся в Александрии и во всем Египте, а также за Музей и, кроме того, за Александрийскую библиотеку».

Вот почему уже древние тексты вносят больше путаницы, чем ясности. Если Великая библиотека сгорела, то почему император Клавдий «добавил к старому музею в Александрии новый, названный его именем»?

Затем в каменной надписи упоминается имя директора «Александринской библиотеки». Император Домициан полагался на Библиотеку для копирования текстов, утраченных в результате пожара, и посылал «писцов в Александрию, чтобы переписать и исправить их».

Другой автор даже сообщает нам, что император Адриан действительно посетил Музей в 130 году нашей эры: «В Музее в Александрии он задал учителям много вопросов».

Около 200 года нашей эры автор упоминает большую книжную коллекцию в Музее: «Что касается количества книг, создания библиотек и коллекции в Зале Муз (Музее), то зачем мне вообще говорить, ведь они находятся в все мужские воспоминания?. Хотя он не упоминает о каких-либо сожжениях, он говорит о книжной коллекции музея как об ушедшем в прошлое.

В последний раз мы находим упоминание о музее или библиотеке примерно в 380 году нашей эры, то есть более чем через 400 лет после того, как Юлий Цезарь предположительно разрушил его. Ученым был Теон, «человек из Мусейона, египтянин, философ».

Александрия неоднократно подвергалась нападениям римских императоров

И любое из этих нападений могло бы ознаменовать конец Библиотеки. Император Каракалла вырезал население Александрии. Аврелиан разрушил дворцовую территорию. Диоклетиан «поджег город и сжег его полностью». Он также хотел вырезать жителей, пока их кровь не достигнет колен его коня.

Помимо человеческой глупости, к разрушениям добавилась и природа, вызвавшая цунами и многочисленные землетрясения.

Еще больше путаницы: было две библиотеки

Руины храма Серапеум, место «дочерней» библиотеки, через Институт изучения древнего мира .
Руины храма Серапеум, место «дочерней» библиотеки, через Институт изучения древнего мира .

Если понимание истории Александрии еще не сбивало с толку, то в Александрии было несколько библиотек, две из них «великие». Первой была библиотека, входившая в состав музея. Вторая, также известная как «дочерняя» библиотека, была главной библиотечной частью храма Серапеум.

Это известно из истории, когда Еврейские Писания были переведены на греческий язык. Их «поместили в первую библиотеку, которая была построена в Бручионе. И в дополнение к этой библиотеке в Серапеуме возникла вторая, названная ее дочерью». В нем было 42 800 книг.

С конца 4 века нашей эры у нас есть описания Серапеума. Он был настолько впечатляющим, что, за исключением Капитолия в Риме, «весь мир не видит ничего более великолепного». И на этот раз у нас есть описание его библиотеки:

«Внутри колоннад были построены ограждения, некоторые из которых стали хранилищами книг, доступных для усердного изучения, тем самым побуждая целый город к овладению учением. Для колоннад есть крыша, украшенная золотом, и капители колонн сделаны из бронзы, покрытой золотом. Действительно, красота не поддается описанию».

К сожалению, вторую библиотеку также мог постигнуть трагический конец.

Возможное сожжение книг после разрушения Серапеума

Единственное известное изображение, связанное с разрушением Серапеумского храма, Феофил, архиепископ Александрийский, стоящий на святилище после его разрушения в 391 году нашей эры, хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Единственное известное изображение, связанное с разрушением Серапеумского храма, Феофил, архиепископ Александрийский, стоящий на святилище после его разрушения в 391 году нашей эры, хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.

После антиязыческих указов 391 года нашей эры храм Серапеум был разрушен.

«Правитель Александрии и главнокомандующий войсками в Египте помогли Феофилу разрушить языческие храмы. Поэтому они были сравнены с землей, а изображения их богов перелиты в горшки и другую удобную утварь для использования Александрийской церковью».

Мы не знаем, существовала ли библиотека Серапеума на момент разрушения храма, но два автора упоминают о потере книг.

«В некоторых храмах до сих пор сохранились книжные сундуки, которые мы сами видели, и которые, как нам говорят, были опустошены нашими людьми в наши дни, когда эти храмы были разграблены».

Написано 3 века спустя: «В те дни православные жители Александрии исполнились ревности и собрали большое количество дров и сожгли дом языческих философов».

Была ли библиотека сожжена во время арабского вторжения?

Александрийский маяк, изображенный в «Китаб аль-Булхан», «Книге чудес», около 1400 г., из Бодлианской библиотеки Оксфордского университета.
Александрийский маяк, изображенный в «Китаб аль-Булхан», «Книге чудес», около 1400 г., из Бодлианской библиотеки Оксфордского университета.

В 642 году мусульманские войска захватили Египет. Литератор-христианин рассказал генералу-завоевателю о необходимости защиты книг. Он объяснил: «Когда Птолемей Филадельф взошел на трон, он стал искателем знаний и человеком некоторой учености. Он искал книги независимо от затрат, предлагая книготорговцам самые лучшие условия, чтобы убедить их привезти сюда свои товары. Он достиг своей цели: вскоре было приобретено около пятидесяти четырех тысяч книг».

Завоеватель был впечатлен, но спросил халифа, что делать с этими книгами. Ответ был такой: «Если их содержание соответствует книге Аллаха, мы можем обойтись без них, ибо в этом случае книги Аллаха более чем достаточно. Если же они содержат вещества, не соответствующие Книге Аллаха, то нет необходимости сохранять их. Тогда продолжайте и уничтожьте их».

Книги были разосланы в 4000 бань Александрии. Там «говорят, что на то, чтобы сжечь всю эту массу материала, ушло шесть месяцев».

Эта история была написана 600 спустя. Человеку, который пытался спасти книги, было бы 150 лет. Хотя генерал подробно описал завоеванный им город, в нем нет ни одного упоминания о библиотеке.

От Великой Александрийской библиотеки не осталось никаких археологических свидетельств

Александрия под водой. Контур сфинкса со статуей жреца, несущего кувшин Осириса. © Франк Годдио/Hilti Foundation, фото: Кристоф Геригк.
Александрия под водой. Контур сфинкса со статуей жреца, несущего кувшин Осириса. © Франк Годдио/Hilti Foundation, фото: Кристоф Геригк.

Старая Александрия погребена глубоко под сегодняшней Александрией. Мы даже не знаем точно, где находился Музей. Ни одного камня от здания Библиотеки не найдено. Ни один из ее папирусных свитков не сохранился.

Тем не менее, несколько артефактов можно связать с философами, а значит, потенциальными членами Музея. Камень с надписью «Диоскорид, 3 тома». Неясно, была ли это папирусная коробка или основание статуи. А на основании статуи частично стертое посвящение члену Музея, около 150-200 гг. н.э.

Библиотека находилась внутри Царского квартала. Среди чудес была гробница завоевателя, давшего имя городу, Александра Великого. Также там была гробница последнего фараона Египта, Клеопатры.

Даже могилы Александра Македонского и Клеопатры исчезли

Мозаика из Помпеи с изображением Александра Македонского в бою. Изображение Национальный археологический музей Неаполя .
Мозаика из Помпеи с изображением Александра Македонского в бою. Изображение Национальный археологический музей Неаполя .

Александрия, один из величайших городов древнего мира, был домом для одного из семи чудес света — Маяка. К этому списку можно добавить Библиотеку и гробницы Александра и Клеопатры. Вот древнее описание гробницы Александра:

«Птолемей вывез тело Александра и похоронил его в Александрии, где оно и поныне лежит, но не в том же саркофаге. Нынешний саркофаг сделан из стекла, тогда как Птолемей поместил его в саркофаг из золота».

Как почти всем фараонам, Александру пришлось пережить разграбление его золотого сокровища. Но от Юлия Цезаря до Каракаллы на могилу Александра приезжали престижные гости. Последний фараон, Клеопатра, был похоронен вместе с Антонием, «забальзамирован и похоронен в одной гробнице».

Однако тексты IV века нашей эры сообщают нам, что Царский квартал был разрушен: «Стены были разрушены, и город потерял большую часть квартала, называемого Брукхион».

Другой источник говорит о могиле Александра как о давно ушедшей вещи: «Скажите мне, где находится могила Александра? Показать его мне».

Большая часть древней Александрии потеряна. Три чуда: Библиотека, гробницы Александра и Клеопатры исчезли без следа.

Александрийская библиотека возродилась как Александрийская библиотека

Внутри читального зала Александрийской библиотеки .
Внутри читального зала Александрийской библиотеки .

Спустя два тысячелетия после своего создания Александрийская библиотека возродилась. Сначала в XVIII веке, когда музеи стали современными преемниками Александрийского музея. Затем, в 2002 году, когда новая библиотека, Bibliotheca Alexandrina, открылась как наследница утраченной как «центр передового опыта в производстве и распространении знаний, а также место встречи для диалога народов и культур».

Огромный разрыв между мифом и реальностью, о котором мы так мало знаем, трудно постичь. Именно потому, что Великая Библиотека бесследно исчезла, этот миф раздулся на протяжении веков. В результате единственным ограничением чудес Александрии является наше воображение. Кроме того, отсутствие ясности относительно того, когда исчезла библиотека и кто за это несет ответственность, означает, что мы обвиняем в ее утрате выбранного нами злодея.

Узнаем ли мы когда-нибудь о судьбе Александрийской библиотеки? Узнаем ли мы наконец, что произошло? Маловероятно, но под городом или на дне залива все еще могут быть подсказки. Мраморная статуя, потенциально изображающая Александра, была найдена глубоко под общественным садом в 2009 году. Однажды, возможно, будет построена система метро или подземная парковка, что откроет древний город под ней.

В любом случае, мы все еще можем отдать дань уважения величайшей библиотеке древнего мира, сделав так, чтобы человечество никогда больше не столкнулось с такой масштабной потерей знаний.

Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!