Найти тему
Перо и Пыль Истории

Уникальный проект по сбору всех доступных знаний: Александрийский центр знаний

Оглавление
Гравюра Александрийского маяка; с римской статуей философа, конец I века до н.э.
Гравюра Александрийского маяка; с римской статуей философа, конец I века до н.э.

Основание города древней Александрии было одним из самых прочных наследий Александра Великого. Мастерским стратегическим ходом он разместил город между озером Мареотис и Эгейским морем, создав огромную естественную гавань для торговли и обороны.

После его смерти греческий Египет стал богатым и могущественным международным игроком под руководством его преемника Птолемея I. В то время как звезда Афин закатилась, древний город Александрия возвысился и стал интеллектуальной столицей древнего мира, не имевшей себе равных вплоть до Средних веков.

Вот десять причин, по которым древняя Александрия была левиафаном знаний.

1. Долг древней Александрии Аристотелю

Офорт «Аристотель» Рафаэля, коллекция Уэллкома, Лондон
Офорт «Аристотель» Рафаэля, коллекция Уэллкома, Лондон

С самого начала Александрия была пронизана духом любознательности.

Птолемей I Сотер, правивший древней Александрией в III веке до нашей эры, скорее всего, смог на практике реализовать идеи Аристотеля о добродетельном монархе и государстве, в котором граждане ведут созерцательную жизнь (развиваются, учатся, познают окружающее - интеллектуальная деятельность). Правление Птолемея I полностью соответствовало представлениям Аристотеля о неограниченной монархии. Миссией всей жизни Аристотеля было собрать все человеческие знания и передать их будущим поколениям. Он основал Лицей в Афинах, который был настоящим университетом в современном понимании.

Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету

В лицее он построил большую частную библиотеку, а также музей предметов, многие из которых были отправлены ему обратно Александром Македонским. Но Афины были приходящей в упадок державой, и именно преемники Александра привлекли к себе великие умы своего времени. Птолемей приступил к реализации собственного аристотелевского проекта, собирая предметы и книги.

Этот интеллектуальный идеал, независимо от того, перешел он непосредственно от Аристотеля или нет, стал этосом династии Птолемеев, а Птолемея II обучал один из преемников Аристотеля, философ Стратон из Лампсака.

Огромное значение Аристотеля как основополагающего человека невозможно переоценить. Его философия была основана на наблюдениях и сборе данных, а также на логических рассуждениях — другими словами, на ранней попытке разработать научный метод.

Образовательная культура Александрии была далека от безнадежно абстрактных философских размышлений других интеллектуальных центров древнего мира. Культура строгого эмпирического исследования впервые возникла в больших масштабах.

2. Великая Александрийская библиотека

Папирус Птолемея , 265–64 гг. до н.э., Британский музей, Лондон.
Папирус Птолемея , 265–64 гг. до н.э., Британский музей, Лондон.

Проект Птолемея начался с попытки создать большую библиотеку. Он призвал Деметрия Фалерона, афинского политика и ученика Аристотеля, и начал проект, не похожий ни на один другой. В отличие от Аристотеля, Птолемей имел за собой бюджет богатой нации. Деметрию дали большую сумму денег и приказали найти все книги на свете.

Все преемники Птолемея следовали его примеру, отправляя ученых во все известные уголки земли, чтобы копировать тексты за счет государства. В дополнение к великим произведениям греческой античности, в Александрию попадали книги из отдаленных мест. Среди более экзотического содержимого в библиотеку отправлялись трактаты по зороастризму, составленные в Иране.

По закону каждый корабль, заходивший в огромную александрийскую гавань, должен был сдать свои книги. Затем книги были скопированы, и копия была возвращена владельцу. Споры о том, сколько книг было в коллекции, до сих пор не утихают, но типичная оценка — полмиллиона.

3. Торговля и разнообразие в древнем городе

Розеттский камень, 196 г. до н.э., Британский музей, Лондон
Розеттский камень, 196 г. до н.э., Британский музей, Лондон

Частично успех библиотечного проекта стал результатом плавильного котла, из которого образовалась древняя Александрия. Три различные, но высокограмотные культуры составляли большую часть населения с момента его основания.

Это были: а) грекоязычные народы, привезенные Птолемеем, б) коренное египетское население и в) огромная еврейская диаспора, переселившаяся в Александрию после завоевания Иерусалима.

Эти три культуры на данном этапе истории были непревзойденными по богатству знаний и истории тщательной записи. Основная коллекция библиотеки была в основном греческой, с огромным количеством египетских текстов и греческими переводами еврейских писаний. Текст, очень похожий на знаменитый Розеттский камень, происходит из древней Александрии, работы переводчиков, работающих на нескольких языках.

Александрия продолжала оставаться ярким многокультурным центром в римский период. Ее огромная гавань стала важным торговым центром. Египет был житницей мира с периода Птолемеев до падения Рима. Все, кто хотел торговать с ней, просачивались через большую гавань. Древний город стал феноменально богатым и космополитичным.

Помимо зерна, Александрия экспортировала книги, не только потому, что она была центром учености, но и потому, что Египет контролировал торговлю бумагой, сделанной из папируса. Это само по себе привлекало все больше людей из разных уголков земли, искавших утраченные знания.

4. Музей

Серебряная монета с изображением Птолемея I , Британский музей, Лондон
Серебряная монета с изображением Птолемея I , Британский музей, Лондон

Рукописи были не единственным, чего хотели Птолемеи; они также хотели сохранить среди себя великих ученых. Сама библиотека была частью гораздо более крупного комплекса, известного как Мусеум или Мусион, «святилище муз». Хотя именно от музея мы получили современное слово «музей», это было нечто большее, чем просто интересная коллекция артефактов.

Состоя из общей столовой и учебной зоны с колоннадными проходами, ученые останавливались здесь, чтобы заниматься различными интересами от математики до астрономии, географии и литературы. Талантливые мыслители получали плату от государства Птолемеев, а позднее от римских императоров, за пребывание в музее. В разумных пределах поощрялись свободомыслие и интеллектуальные исследования с помощью первоклассных удобств.

Что именно было в коллекции музея, неизвестно, хотя мы знаем, что Птолемеи содержали прекрасный зоопарк. Вероятно, там также были экзотические артефакты со всего мира, как и в коллекции Аристотеля.

Число великих мыслителей древности, о которых мы знаем, которые работали в Александрии, обширно. Не будет преувеличением сказать, что богатство Птолемея создало величайший интеллектуальный центр на земле.

5. Медицина на свободе

Греческое медицинское оборудование, Британский музей, Лондон.
Греческое медицинское оборудование, Британский музей, Лондон.

Древняя медицина достигла своего пика при царях Птолемеях в Египте. Греческие врачи в классический период прошли определенный путь в изучении анатомии, но больше времени они тратили на разработку обширных теоретических моделей работы человеческого тела.

С другой стороны, египтяне гораздо лучше разбирались в практической анатомии благодаря долгой истории мумификации.

Древняя религия была существенным препятствием на пути медицинского прогресса в древнем мире. Чтобы по-настоящему понять тело, требовалось вскрытие, или даже лучше — вивисекция — вскрытие с живым субъектом. Религиозные запреты в греческом и римском мире делали это невозможным для большей части античности, но Птолемеи были больше заинтересованы в медицинских знаниях, чем в религиозной чистоте, и они делали перерывы. Заключенных передавали начинающим ученым для вивисекции.

Несмотря на жестокость, александрийцы добились огромных успехов в медицинских знаниях благодаря этой практике. В частности , знаменитый медицинский дуэт Герофил и Эрасистрат написали важные тексты, передаваемые из поколения в поколение. Вместе они впервые смогли описать двигательную и сенсорную нервную систему, большинство органов, мозг и зрительный нерв. Они также внесли огромный вклад в понимание работы сердца и кровообращения. Работы Герофила над сердцем не имели аналогов до Уильяма Харви в 19 веке.

6. Математические гении и инженерные триумфы

Гравюра Александрийского маяка из коллекции Wellcome, Лондон.
Гравюра Александрийского маяка из коллекции Wellcome, Лондон.

Акцент на практическом использовании математики не всегда был очевиден для людей досовременной эпохи, даже в эрудированном древнем мире. Не так было в Александрии. Дух соперничества в эллинистических греческих государствах привел к ряду чудес и архитектурных чудес, подпитываемых скачками, достигнутыми в математике и инженерии.

Самым известным математиком древней Александрии был блестящий Евклид. Его новаторский учебник по математике «Элементы» используется до сих пор.

Величайшим инженером из всех был Архимед, прославившийся своей дурной славой. Помимо того, что Архимед был одним из первых разработчиков исчисления, он активно участвовал в сложной политической ситуации своего времени, и его регулярно отправляли для решения различных технологических проблем для своих королевских хозяев в Сиракузах. Помимо того, что он нашел способ перекачивать воду в гору и создал ранние краны из системы шкивов, он, похоже, использовал свои знания математики для создания ранней формы часового механизма.

Самым впечатляющим проектом, подпитываемым математическими знаниями Александрии, был Большой маяк, одно из семи чудес света. Маяк был построен знаменитым архитектором Состратом Книдским с помощью армии математиков Александрии. Построенный на острове Фарос для защиты лодок от рифов Александрии, он, как полагают, имел высоту 400 футов, с огромным латунным диском наверху, который отражал свет в море.

7. Музыка и машины в древней Александрии

Реплика древнего парового двигателя Героя, выставленная в Группе музеев науки, Лондон.
Реплика древнего парового двигателя Героя, выставленная в Группе музеев науки, Лондон.

Другой большой искрой, которая способствовала развитию физики, в частности, было использование механических устройств для подпитки творческих проектов, таких как празднества и пьесы. Машины использовались для создания иллюзий на празднествах в глубоко религиозном древнем городе. Птолемеи особенно любили автоматы, и эта тенденция, похоже, продолжалась и в римский период.

Герой Александрийский менее известен, чем его предшественник Архимед, но ему приписывают некоторые удивительные достижения. Его главным интересом была гидравлика, и он создавал машины, которые использовали воду для приведения в действие движущихся частей. Как и Леонардо да Винчи после него, большая часть его работ фактически использовалась для создания театральных представлений для развлечения богатых вельмож в древней Александрии.

Он сделал автоматические двери для храмов, поющие фонтаны, использующие сжатый воздух и воду, и духовой орган, работающий от ветра. Он был очарован физикой и движением, и его величайшим изобретением была ранняя форма парового двигателя, значение которого, похоже, прошло мимо древних.

8. Картирование звезд в обсерватории

Армиллярная сфера XVI века модели Птолемея, предоставленная Группой музеев науки, Лондон.
Армиллярная сфера XVI века модели Птолемея, предоставленная Группой музеев науки, Лондон.

В великом музее была собственная астрономическая обсерватория. Самым известным его обитателем был блестящий астроном Птолемей, работавший в музее в римский период (II век нашей эры). Достижения Птолемея были значительны: он каталогизировал звезды и сделал ряд блестящих математических открытий. Его настолько уважали, что его модель Солнечной системы использовалась до тех пор, пока Коперник не заменил ее в 16 веке.

Удивительно, но менее известный звездочет, работавший в Александрии, на самом деле предвосхитил Коперника. Аристарх с Самоса выдвинул гелиоцентрическую модель Солнечной системы намного раньше всех остальных, правильно сделав вывод, что Вселенная должна быть намного больше, чем казалось древним глазам.

Достижения астрономов Александрии были достигнуты с использованием достижений оборудования, разработанного в обсерватории на протяжении сотен лет. В древнем мире не было телескопов, но была разработана последовательность астролябий, диоптр и армиллярных сфер (шаровидных моделей неба) для создания все более точных наблюдательных моделей звезд.

9. Сумерки философов

Римская статуя философа, конец I века до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Римская статуя философа, конец I века до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

К концу античности Александрия пережила последний расцвет. При римлянах Александрия, конкурируя с Афинами, стала последним крупным центром философских знаний.

В IV веке нашей эры мировое настроение становилось все более религиозным, и александрийское обучение начало отражать это. В позднеримский период Платон и Пифагор снова были в моде, и многие приезжали в Александрию, чтобы изучать эти философские традиции. Неоплатоники и неопифагорейцы, как их теперь называют, имели мистические наклонности и квазирелигиозное математическое понимание вселенной. Новая тенденция к более религиозной философии была чрезвычайно популярна в Александрии, на которую повлияли столетия египетской религии.

Главы неоплатонической школы в Александрии считались частью «золотой нити» подобных мудрецам сверхчеловеческих мудрецов, которые передавали эстафету философских знаний своим ученикам. Свет греческой философии продолжался в Александрии вплоть до VII века.

10. Возвышение теологов

Святой Антоний Аббат в пустыне, мастер Оссерванца, 1435 г., предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк
Святой Антоний Аббат в пустыне, мастер Оссерванца, 1435 г., предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк

Смешение культур и дух оживленных споров, которые характеризовали древний город, приняли более мрачный оборот в более позднюю античность, с возникновением католической церкви. Египет был столь же плодородным, сколь и проблематичным для новой веры.

Религии здесь имели глубокие корни, некоторые из них стали интересной отправной точкой для ранних христианских мыслителей, поскольку они унаследовали медитативные практики и аскетические наклонности египетской религии. Египетская пустыня родила некоторых из величайших монашеских деятелей в истории, таких как святой Антоний и святой Пахомий.

Жития ранних египетских святых изображают языческих философов, спорящих на улицах с христианскими монахами. Обычно святые демонстрируют толпе, что философия – это не что иное, как риторика и софистика. Этот опасный антиинтеллектуальный климат стал тревожным событием, которое привело к масштабному конфликту, в частности, в древнем городе Александрии. Кульминацией которого стало убийство Гипатии, великой женщины-философа и математика.

За пределами воинствующих течений более мягкая сторона христианства извлекла огромную пользу из александрийского учения. Некоторые из величайших мыслителей христианства родились в александрийской среде. Такие великие писатели, как Ориген и святой Климент, стали уважаемыми отцами Церкви. Поздний александрийский пыл к Платону развивался в тандеме с христианской философией, оказав на нее большое влияние.

Загробная жизнь древней Александрии

Археологические находки римского амфитеатра в Александрии , 4 век нашей эры, из Энциклопедии древней истории.
Археологические находки римского амфитеатра в Александрии , 4 век нашей эры, из Энциклопедии древней истории.

В 641 году Александрия пала перед арабскими захватчиками. Его основное население было настолько предано своей собственной версии христианства, что коптские христиане остались под властью мусульман и до сих пор составляют важную группу в Египте. Центр глобального обучения резко сместился с возникновением исламских империй, и городом света в этот период стал прекрасный город Дамаск, а позже город Багдад.

Великий город древней Александрии в конечном итоге был поглощен океаном. Великая библиотека была сожжена в неизвестную дату, которая до сих пор является предметом жарких споров среди ученых. Маяк и другие чудеса Александрии были уничтожены войной и упадком или погребены под песком. Однако влияние Александрии продолжало жить; тексты, созданные там, стали движущей силой Ренессанса и исламского золотого века.