В прошлых статьях мы рассмотрели, по каким причинам и на каком основании банки блокируют, казалось бы, самые обыкновенные переводы. Но если уже приостановление состоялось и больше никаких операций совершить нельзя,что делать в таком случае?
Разобраться в этом вопросе нам поможет профессор кафедры банковского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Диана Алексеева.
Какие последствия?
Новый антифрод-механизм Банка России направлен на обеспечение сохранности денежных средств клиента. Максимум, чем рискует в случае ее применения клиент – тем, что его платеж не будет проведен, и денежные средства останутся на его банковском счете (карте).
Банк обязан уведомить клиента о том, что оплата не была произведена, и проинформировать о возможности подтверждения платежа, тем самым клиент получает необходимую информацию о возможности подтверждения платежа (совершения платежной операции повторно по тем же реквизитам, на ту же сумму).
Соответственно, клиент вправе дать согласие на проведение операции не позднее одного дня, следующего за днем его приостановления, или совершить повторную операцию на те же реквизиты и аналогичную сумму (если только получатель платежа не будет включен в специальную базу Банка России).
Что делать?
Кроме того, как сам клиент, так и оператор вправе подать мотивированное заявление об исключении сведений из антифрод-базы Банка России в порядке, установленном Указанием Банка России от 13.06.2024 N 6748-У, которое будет рассмотрено в течение 15 рабочих дней.
Если же банк проведет несанкционированную операцию без согласия клиента, банк обязан возместить сумму операции, совершенной по карте (иному электронному средству платежа) клиента в 30-дневный срок.
В случае, если по мнению клиента банк поступил неправомерно или недобросовестно, его действия всегда можно обжаловать в Банк России, направив соответствующее обращение по официальному адресу ЦБ РФ в сети интернет в интернет-приемную по адресу: https://www.cbr.ru/reception/ - отметила Диана Алексеева.