Найти в Дзене

Sony R1: возвращение к легенде

Оглавление

Sony Cyber-shot DSC-R1, анонсированная в 2005 году, стала одной из самых неоднозначных камер в моей коллекции. Сегодня мне камера снова нравится. Но выводы делать рано!

Встречайте: одна из самых оригинальных компактных фотокамер - Sony R1.

Sony Cyber-shot DSC-R1
Sony Cyber-shot DSC-R1

Провокация Sony

Sony регулярно устраивает такого рода "провокации" - помещает взрослый датчик изображения в просьюмер. Ещё помните о полнокадровом просьюмере Sony DSC-RX1? Идея забавная, но обратите внимание на объектив RX1. Фиксированные 35 мм! Кому в здравом уме нужен такой просьюмер?

Sony DSC-R1 - камера совсем другого рода. Здесь относительно крупный датчик изображения (чуть меньше APS-C), но на объектив не поскупились - экв. 24-120 мм. Это вполне годные значения для многих сценариев съёмки. А значит, в отличие от RX1 - это уже вполне адекватный вариант для постоянного использования.

Основные этапы моего общения с Sony Cyber-shot DSC-R1 отражены в следующих ключевых публикациях на канале (ознакомьтесь, если пропустили):

На канале есть перевод статьи Гордона Лэнга о фотокамере. Автор пожалел даже о тех 90 фунтах, которые отдал за Sony R1, оценивая её реальную стоимость на рынке подержанных камер - 75 фунтов и меньше.

Так ли всё плохо?

Sony Cyber-shot DSC-R1
Sony Cyber-shot DSC-R1

Большая и тяжёлая

Энтузиаст цифровой фотографии хочет действительно компактную фотокамеру с приемлемым диапазоном оптического зума и безупречным качеством изображения, которая влезет в карман и сильно его не оттянет. Есть только одна проблема. Такой фотокамеры ещё не изобрели.

Вот почему Sony Cyber-shot DSC-R1 - большая и тяжёлая. По размерам корпуса и весу она превосходит начальные цифрозеркалки своего времени. Конечно, её встроенный объектив может больше, чем экв. 28-88 мм стандартного сменного объектива на Canon или Nikon. С другой стороны, если мы добавим к системной фотокамере телеобъектив - это уже будет много больше, чем 120 мм.

Не забывайте о том, что R1 не имеет системы стабилизации изображения, а её датчик достаточно "шумный". Даже по меркам начальных APS-C-зеркалок времени анонса.

Вот почему размер и вес Sony R1 так важен. Если она больше и тяжелее любой начальной зеркалки, то единственным её "козырем" остаётся полноценный режим LiveView с откидывающимся монитором (что позволяет фотографировать из любого положения). Но это было уникально для камер с таким размером датчика только самый непродолжительный период. Уже в 2007 году LiveView становится обычной функцией на цифровых зеркалках.

В чём тогда уникальность Sony Cyber-shot DSC-R1 сегодня?

Sony Cyber-shot DSC-R1
Sony Cyber-shot DSC-R1

Корпус и сборка

Если сравнивать Sony Cyber-shot DSC-R1 с предшествовавшей ей моделью топового просьюмера - Sony F828 - это небо и земля. Корпус R1 выполнен целиком из пластика. Я снимал с фотоаппарата заднюю панель и подтверждаю - пластик очень тонкий. Крепится на достаточно хлипкий металлический каркас. Ничего удивительного, что некоторые камеры, оставленные на приборной панели автомобиля на прямом солнце просто текли. При падении фотоаппарата даже с небольшой высоты есть риск его повреждения.

Всё дело в цене предложения. Для Sony было важно остаться в рамках тысячедолларовой камеры, ведь миру уже давно был явлен Canon EOS 300D. Смысл выбирать просьюмер, если можно сразу купить системную фотокамеру? Теперь представьте R1 в металлическом корпусе. Каков будет вес и цена?

Итак, пластиковый корпус R1 очень тонок. Зато резинка на рукоятке идёт на рекорд - она чрезвычайно толста и обязательно потребует переклейки (что будет сделать не так то просто!). Пылезащищённость корпуса слабая. Понятно, что никакой защиты от непогоды нет.

Мой экземпляр оказался настолько запылённым, насколько это возможно. Пришлось промывать спиртом кнопку спуска затвора, второе управляющее колесо (то, что с джойстиком). До кнопки спуска затвора добраться не так легко - пока промыл только снаружи. Немного приглючивает в положении полунажатия, но спуск затвора срабатывает всегда и выключатель питания полностью исправен. Второе управляющее колесо промыл, сняв этот блок с фотоаппарата. До него добраться проще. Немного подглючивает переключатель "Finder-Auto-LCD", но ничего критичного. Объектив внутри практически не запылён, так что можно говорить о том, что пылезащита объектива куда лучше пылезащиты корпуса. Пыль на датчике изображения пока не обнаружена.

Становится понятным, что практически весь бюджет, выделенный на Sony Cyber-shot DSC-R1 ушёл на объектив и датчик изображения. Нужно было уложиться в традиционные для компании тысячу долларов. Конкурирующие зеркальные фотокамеры начального уровня от Canon (и других производителей) уже не оставляли шансов на возможность запросить с потребителя больше тысячи долларов.

Если корпус и сборка на таком бюджетном уровне, то вновь возникает вопрос: в чём уникальность Sony R1?

Sony Cyber-shot DSC-R1
Sony Cyber-shot DSC-R1

Объектив

Позволю начать именно с объектива, т.к. именно он формирует картинку на датчике и от него зависит если не всё, то очень многое. Так уж сложилось, что сегодня просьюмеры оснащаются посредственными тёмными объективами, которые эффективно правятся программно (виньетирование, искажения, аберрации, потеря резкости и прочее).

Sony Cyber-shot DSC-R1 - тот редкий случай, когда на просьюмер ставят превосходное "стекло". На самом деле, не так много просьюмеров оснащались превосходными объективами. Я могу назвать только три аппарата: Olympus E-20 (E-10), Sony F707 (F717) и Leica Digilux 2 (Panasonic LC1). Благодаря тому, что датчик изображения на R1 куда больше, чем на перечисленных фотокамерах, это добавляет в кадр атмосферу. Мне нравится боке на этом объективе, хотя это уже субъективно.

Теперь, кажется, я начинаю понимать, что такого особенного в фотокамере Sony Cyber-shot DSC-R1. Для ответа на этот вопрос нужно задать себе другой вопрос: какой объектив на APS-C-системе Sony способен обеспечить вам экв. 24-120 мм F2.8-4.8? Сколько будет стоить такой объектив?

Ответ очевиден: стоить аналогичный объектив для APS-C-зеркалки будет предостаточно. Как в системе Sony, так и в других системах. Вместе с R1 вы получаете его вкупе с винтажным просьюмером за сумму в 4-6 тысяч рублей (цены Авито на момент написания статьи). По-моему - интересное предложение.

Кажется, я ответил для себя на вопрос об уникальности Sony Cyber-shot DSC-R1. Его уникальность заключается в используемом объективе. Пожалуй, это всё. Но, согласитесь, объектив - самое важное и очень приятно, когда он соответствует вашим ожиданиям.

Отмечу, что объективы большинства просьюмеров могли конкурировать только с китовыми стёклами цифровых зеркальных камер. Объектив Sony R1 вполне может конкурировать с объективами зеркальных камер более высокой ценовой категории. Конечно, речь идёт об объективах с переменным фокусным расстоянием, т.к. фикс-объективы - очевидная "тяжёлая артиллерия" системных фотокамер. Их не переплюнуть.

Объектив моего экземпляра R1 демонстрирует лучшую резкость на 24 мм (экв.), чем объектив моего экземпляра RX10 - следующей экспериментальной камеры от Sony. Сегодня у меня есть оба фотоаппарата и я могу сравнивать.

Sony Cyber-shot DSC-R1. 120 мм (экв.), F8, 1/250 сек., 160ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 120 мм (экв.), F8, 1/250 сек., 160ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 120 мм (экв.), F5.6, 1/250 сек., 160ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 120 мм (экв.), F5.6, 1/250 сек., 160ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 120 мм (экв.), F4.8, 1/160 сек., 200ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 120 мм (экв.), F4.8, 1/160 сек., 200ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 120 мм (экв.), F4.8, 1/160 сек., 250ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 120 мм (экв.), F4.8, 1/160 сек., 250ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 100 мм (экв.), F4.8, 1/250 сек., 160ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 100 мм (экв.), F4.8, 1/250 сек., 160ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 87 мм (экв.), F4.5, 1/125 сек., 160ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 87 мм (экв.), F4.5, 1/125 сек., 160ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 24 мм (экв.), F6.3, 1/250 сек., 160ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.
Sony Cyber-shot DSC-R1. 24 мм (экв.), F6.3, 1/250 сек., 160ISO. JPEG из RAW через CameraRAW.

Датчик изображения

Датчик Sony Cyber-shot DSC-R1 не хватает звёзд с небес. Для нас достаточно, что его размер 21,5x14,4 мм и на нём 10Мп. Т.е. датчик изображения R1 - не самая сильная его сторона, но для просьюмера уже достаточно того, что датчик большой и с неплохой плотностью изображения.

Кроп-фактор Sony R1 равен 1,67. Это означает эквивалентные минимальные цифровые значения диафрагмы объектива F4.8-8.0. Сравним с эквивалентными значениями объектива Sony F828 (кроп-фактор 3,93): F7.9-11.0. Но, т.к. F828 может 200 мм (экв.), то существенной разницы в глубине резкости на длинном конце вы можете и не увидеть. Просто придётся отойти чуть дальше вместе с F828.

Что касается разницы в 2Мп между плотностью изображения на датчиках F828 и R1, то эта разница не настолько существенна, чтобы быть темой обсуждения. Обе камеры формируют изображения с достаточно плотностью. Даже для современного использования в любительских целях.

Технология изготовления датчика - CMOS. Любопытно, т.к. это первый датчик Sony такого типа и, кажется, согласно старинной русской поговорке - первый блин получился комом. Не смотря на более прогрессивную технологию, датчик оказался ощутимо шумнее датчиков Canon, установленных на их начальные зеркалки.

Интересно и то, что собственную первую зеркальную фотокамеру Sony A100 в компании оснастят CCD-датчиком. Что говорит о явном провале в разработке CMOS-системы. Теперь уже становится абсолютно понятно, что первый блин вышел комом.

Мы могли бы ожидать от просьюмера Sony на CMOS-датчике интересного видеорежима, ведь даже цифровые Mavica на дискетах могли писать видео со звуком. Однако, видео на Sony Cyber-shot DSC-R1 отсутствует принципиально. Никем этот феномен не объясняется, но, вероятнее всего, дело в общей бюджетности проекта. Для видео требуется куда более производительный процессор, больше оперативной памяти, более эффективное теплоотведение. Всего этого в жидком корпусе R1 просто нет. Много позже Sony восстановит свою репутацию вместе с Sony RX10, но в данном случае - это полный провал.

Sony Cyber-shot DSC-R1
Sony Cyber-shot DSC-R1

Особенности управления

Знаю, что многие любят старые цифровые фотокамеры за возможности полноценного управления важнейшими параметрами съёмки прямо с корпуса. Любят старые просьюмеры за систему лаконичного меню, а не тот удивительный трэш, который мы видим во многих современных фотокамерах.

Сегодня у нас стало в 100500 раз больше функций и в 100500 раз неудобнее пользоваться основными из них :D

Такое впечатление, что в компаниях сменилось не одно поколение дизайнеров и инженеров даже близко не являющихся фотолюбителями. Кто все эти люди, что проектируют дизайн современной цифровой фотокамеры? Инопланетяне?)

Sony Cyber-shot DSC-R1
Sony Cyber-shot DSC-R1

Сейчас у меня на столе две фотокамеры: Sony R1 и Nikon D3100 из 2010 года. Давайте попробуем изменить настройку экспозамера. На D3100 нужно идти в меню или напрячь мозг, догадавшись использовать кнопку "i", а затем кнопками стрелками выбрать необходимый пункт и через "OK" выбрать нужную настройку. Конечно, на каждом этапе вы всегда можете получить от камеры подробное объяснение через вызов экранной справки...

Sony R1 просто предлагает отдельную кнопку выбора способа экспозамера.

Теперь давайте выберем на Nikon D3100 определённую точку фокусировки. Я знаю, что у Сanon есть отдельная кнопка для этого. Ок, тут используют напрямую кнопки-стрелки, хотя джойстик на R1 вне конкуренции.

Конечно, Sony Cyber-shot DSC-R1 не является образцом дизайна просьюмера. Тот же Olympus C-8080 предлагает ещё больше кнопок для прямого управления с корпуса. Но на R1 есть всё необходимое для требовательного пользователя (загибайте пальцы):

  • механический зум для плавного приближения картинки
  • широкое кольцо ручной фокусировки (по проводам)
  • диск выбора режимов съёмки (автомат, PASM-режимы и сюжетные режимы съёмки)
  • два управляющих диска под большой палец правой руки (два!)
  • откидывающийся монитор (естественно, полноценный LiveView включён в сделку)
  • кнопка выбора ISO
  • кнопка выбора способа экспозамера
  • кнопка фиксации экспозиции (AE LOCK, лучше удерживать при использовании)
  • возможность зафиксировать фокус (в режиме ручной фокусировки при использовании кнопки активации автофокуса - слева на корпусе)
  • кнопка активации встроенной вспышки (она же совмещена с выбором режима срабатывания вспышки, что очень удобно)
  • кнопка настройки баланса белого
  • кнопка просмотра изображений (как её не хватает но многих предыдущих просьюмерах Sony, обеспечивает приоритет съёмки)

Остальные базовые функции реализованы через традиционное быстрое меню Sony, ведущее своё начало ещё со времён Mavica: качество записи, выбор цветового пространства, насыщенность, контраст, резкость. Отклоните джойстик ещё правее и выведите на экран лаконичное дополнительное меню Sony R1, где все оставшиеся параметры даны на нескольких вкладках без необходимости прокручивать списки. Использование джойстика максимально облегчает навигацию по меню.

Теперь вернёмся снова к Nikon D3100 и посмотрим, как реализовано основное меню там. Сделано отвратно. У меня есть куда более современные камеры Sony, типа RX10 - там та же самая "каша". Но на RX10 можно очень гибко настроить имеющиеся физические и наэкранные кнопки. Так что - терпимо. D3100 такой возможности не предоставляет. Помню, как сильно меня в своё время поразила бестолковость меню Olympus E-PL1 (2009 год). Даже куда больший трэш, чем на D3100. Вот они - фотокамеры нового времени.

Sony Cyber-shot DSC-R1 предлагает фотографу все самые необходимые настройки. Здесь нет никакого "жира". Всё только по делу.

Люблю старые просьюмеры за это.

Sony Cyber-shot DSC-R1
Sony Cyber-shot DSC-R1

Видоискатель и монитор

Монитор фотокамеры имеет совершенно уникальное расположение для просьюмера. Наряду с такими камерами как Olympus C-7070 и Panasonic FZ50, Sony R1 демонстрирует один из лучших дизайнов в этом отношении.

Монитор R1 установлен на подвижном шарнире сверху и на dpreview.com пишут, что эта первая камера с таким расположением монитора. Это не совсем так, т.к. на Samsung Pro815 анонсированном чуть раньше (в июне 2005 года) также имеется сверху небольшой монитор высокой чёткости, который можно использовать для построения кадра.

Монитор R1 не является уникальным по яркости и разрешению. Вполне приятный монитор для 2005 года. Если верить инструкции, здесь 134000 точек (560х240 точек). Диагональ небольшая - всего 2 дюйма. Практически тот же монитор, что установлен на F828. Чуть больше по диагонали, но разрешение то же.

Монитор может быть установлен экраном вниз. Транспортировочное положение. На его спинке указан тип и разрешающая способность датчика изображения и наименование модели.

Sony Cyber-shot DSC-R1
Sony Cyber-shot DSC-R1

Видоискатель на Sony R1 вообще не впечатляет. Картинка на нём выглядит хуже, чем на основном мониторе. Не смотря на то, что согласно технической документации, здесь в два раза больше точек по горизонтали (235200 точек, 980х240 точек, 0,44 дюйма). Кстати, достаточно любопытно, на что расходуются эти дополнительные точки, если изображения выглядит ещё хуже, чем на мониторе?

Да, видоискатель имеет хороший вынос и вашему носу будет свободно. Но, с другой стороны, резиновый наглазник никакой, оптика плохая. Обязательно будут боковые засветы и придётся прикрываться рукой от солнца. Откровенно плохая работа.

ЭВИ может стать главным разочарованием при общении с Sony Cyber-shot DSC-R1 - никакого сравнения даже с самыми плохонькими видоискателями начальных зеркальных камер. Как мне кажется, создателям R1, проектирующим камеру в условиях жесточайшей экономии, следовало обратиться к историческому опыту Sony F505 и создать фотокамеру без встроенного ЭВИ. Сделав ставку на более яркий и чёткий основной монитор.

Не можете сделать нормально - не делайте вообще. Вот основное правило дизайна :)

Под видоискателем вы обнаружите переключатель "FINDER-AUTO-LCD", который позволяет переключиться в автоматический режим (есть датчик глаза) или включить определённый монитор. Из глупостей: если переключатель установлен в положение "LCD", а монитор - в транспортировочном положении (экраном вниз), в видоискатель вы увидите сообщение "Откройте экран ЖКД". Это вместо того, чтобы просто транслировать изображение в ЭВИ.

RAW и JPEG

Камера может снимать как в RAW (всегда с JPEG-копией), так и сразу в JPEG (тогда качество обработанного и сжатого файла может быть лучше). В любом случае, на Sony Cyber-shot DSC-R1 лучше снимать в RAW. Т.к. только в этом случае вы получите максимум от связки объектив-датчик. Напоминаю о слабом процессоре в фотокамере. Ваш условный CameraRAW или Imaging Edge Desktop обработают исходные данные лучше.

Вывод дневных снимков RAW через фирменную утилиту Imaging Edge Desktop может понравится больше из-за более грамотного антиалиасинга, но фотографии предлагаются с несколько иным балансом белого (на любителя). Программа лучше работает с переэкспонированными участками и шумами.

CameraRAW14.1 даёт более яркую и грубо резкую картинку с настройками по умолчанию. С другой стороны, с этой программой удобнее работать и можно проще получить "красивый" результат.

При выводе вечерних снимков Imaging Edge Desktop с настройками по умолчанию безбожно режет полутона. В этом случае CameraRAW14.1 справляется лучше.

Промежуточный вывод

Фотокамера Sony Cyber-shot DSC-R1 у меня меньше года, но я регулярно беру её на фотопрогулки. В целом, мне нравится тот результат, что я получаю с неё. Не смотря на некоторые "косяки" моего экземпляра (проблема с полунажатием кнопки спуска затвора), мне хочется продолжать использовать R1. Ограничивает меня в этом только размер и вес фотокамеры.

Всё вышеперечисленное может означать только одно: камера у Sony удалась! Она куда интереснее в работе, чем их первая зеркалка Sony A100. Пусть даже мы сможем собрать аналогичный комплект из тушки и объектива Carl Zeiss.

Таким образом, я прошёл большую часть пути от заочного отрицания этой модели просьюмера (подробно изложенном в материале "Sony R1: хорошо или плохо?), через первые восторги (что типично для первого контакта с новой для тебя камерой) к взвешенному критическому анализу.

Безусловно, камера стоит тех денег, что сегодня за неё просят на Авито. Интересный экземпляр старой цифровой фотокамеры по цене китового объектива к системе Canon или Nikon.

Как помочь проекту "История цифровой фотографии"?

Присылайте в дар рабочую, но ненужную вам цифровую фототехнику и объективы. Пишите для канала о своих любимых старых цифровых камерах и присылайте на публикацию. Рассказывайте о проекте в соцмедиа и СМИ.

Мои старые цифровые фотокамеры
История цифровой фотографии23 апреля 2022