Камеры, подобные Sony RX10, называют на западе «мостовыми». Имеется в виду, что подобные компактные фотоаппараты выступали своеобразным перекидным мостиком для фотолюбителя - от простой компактной цифровой камеры типа «мыльница» к начальной системной фотокамере с парой сменных объективов.
Сегодня такой класс камер практически отсутствует - у нас есть смышлёные смартфоны, удовлетворяющие потребности большинства обывателей. Есть самые разнообразные системные камеры для тех, кто хочет приобщиться к искусству фотографии (считает себя фотографом, так это на самом деле, или нет). Прослойки «мостовых» камер не существует, она не востребована.
Так обстоит дело сегодня и так обстояло дело уже в 2013 году, пусть «картинка» ещё не была такой «резкой» и определённой. Я бы взял на себя смелость и обозначил переломный момент в фотоиндустрии на уровне 2005 года, когда компанией Olympus было резко свернуто производство продвинутой компактной камеры Olympus C-7070 в пользу более простых «мыльниц» и беззеркальных камер начального уровня типа E-PL.
С другой стороны, в том же 2005 году, Sony немного будоражит рынок мостовых камер, создавая унылую поделку - Sony R1. Своеобразный «выкидыш» компании, которая никак не может «разродиться» цифровой зеркальной фотокамерой (и не смогла бы без участия Minolta).
Идею с крупной матрицей в компакте берут на заметку другие производители. Например, незадолго до выпуска RX10, в начале 2012 года, был представлен Canon PowerShot G1X с датчиком изображения, размером почти с APS-C (!) и ценой в 800 долларов. Однако, диапазон оптического зума фотокамеры был 4-кратным, а объектив откровенно темным - F5.8 на длинном конце. Кажется, тёмные унылые объективы - фишка Nikon.
Система Four Thirds System оснащена датчиком примерно на 35% больше, чем у RX10, но RX10 - одна из первых камер, использующих матрицу с обратной засветкой (Backside Illumination) для большей эффективности сбора света, поэтому фактическая разница в качестве изображения при более высокой чувствительности не так велика, как можно ожидать.
К моменту анонса RX10 уже были известны Sony RX100 и более производительная RX100 II. Последняя построена на точно таком же дюймовом датчике изображения, как и наш сегодняшний герой. Не нужно считать эти камеры в чём-то ещё схожими. Это разные машинки под разные задачи. И дело здесь не только в возможностях объектива RX10 (да, у последнего ещё и более широкий угол - 24 мм экв. против 28 мм). Если RX100 всё чаще позволяла людям не брать на фотопрогулку свои системные камеры, то RX10, кажется, отменила саму необходимость в системном фотоаппарате для подавляющего числа фотолюбителей.
Sony RX10 заходит на рынок с ценой в 1300 долларов США, что не просто много, а очень много. Рынок давно не знал подобных цен на компактные фотокамеры. Приходит на ум лишь Olympus E-10 (E-20), за которые в 2000-2001 годах просили 1900 долларов США. Опять же - Sony R1 - первый эксперимент компании с действительно крупным датчиком изображения, стоил на старте дорого, но цена быстро упала до обычных для Sony 1000 долларов. То же самое происходит и с RX10 - камерой несоизмеримо более способной, относительно R1. Уже скоро, на распродаже, ее можно взять много дешевле начальной цены.
За 800-900 долларов США Sony RX10 становится просто отличным предложением. Если, конечно, вас не останавливают её размеры и вес. Единственный сдерживающий фактор.
Многие обозреватели в 2013-2014 годах пишут много лестных слов о фотокамере RX10, но почти никто не акцентирует внимание на то, что это не просто первая мостовая камера, серьёзно конкурирующая с начальными системными камерами, оснащёнными китовыми стёклами.
Sony избавляет вас от большой сумки с парой системных камер, на которые установлены объективы различных диапазонов фокусных расстояний - чтобы не приходилось постоянно менять стёкла. Плюс к тому, в сумке есть ещё один-два фикс-объектива для особых условий. Sony RX10 старается «играть» за всех этих актёров. Игра, может быть, не тянет на Оскар - но каково облегчение. У вас нет этой сумки, которая вас тормозит. Ну, может быть, пара запасных аккумуляторов в кармане, да внешняя вспышка.
Окей, вы «облегчились» по полной. Об этом пишут все, но многие забывают, что RX10 не просто очередная «мостовая камера» - это фотовидеокомбайн. Ведь RX10 - первая фотокамера, в которой наличие функции видео не ограничивается блестящей кнопкой с красной точкой посередине. Здесь съёмка видео органически вплетена в «ткань» камеры - это отличает Sony RX10 от любой другой т.н. "мостовой камеры" и от камер-предшественниц - Sony R1 (где функции видео вообще нет - и это при CMOS-датчике!), Sony F828, Sony F717 и других.
RX10 имеет электронное кольцо зума на объективе и подпружиненный рычаг у кнопки спуска затвора. Кольцо диафрагмы на объективе имеет два режима работы - плавное и со щелчком. Диафрагма не изменяется при использовании оптического зума и может быть равной F2.8. Есть отдельные входы для микрофона, наушников, есть программная регуляция чувствительности микрофона. Монитор и ЭВИ имеют достаточное разрешение, чтобы судить о качестве автофокуса. Поддерживаются все прогрессивные видеокодеки на тот момент. Есть всякие полезные фишки для видеосъёмки, типа «зебры». Камера неплохо настраивается под нужды пользователя (можно запрограммировать пять физических кнопок и 12 кнопок быстрого меню).
Sony RX10 относится к другому классу устройств. Это не просто мостовая камера. Это фотовидеокомбайн, где впервые в истории фототехники не уделяется больше внимания одной функции, относительно другой. И программно и аппаратно - фото и видео для RX10 равные по значению функции. Именно в этом я вижу уникальность Sony RX10 Classic, представленной миру в 2013 году.
Совершенно недавно я снимал видео и фото с помощью RX10 на одном мероприятии - в обычном темном зале дворца культуры. Видео и фото удалось отснять с усилением сигнала эквивалентном ISO500. При этом, видео снималось на F2.8, групповые портреты - на F5.6. Я сам и люди остались довольны результатом. В аналогичных условиях, например, на Canon EOS 1D Mark III, имеющимся в моей коллекции, мне бы пришлось работать на F8.0 c усилением экв. ISO1600-3200. Не забудем про шевелёнку от работы зеркала. Для видео пришлось бы брать имеющийся в наличии светосильный Leica D-Lux 6. При этом помним, что фотоаппарат не имеет возможности корректировать запись звука и выводить звук для контроля на присоединяемые наушники. Более того, D-Lux 6 неаккуратно обрабатывает начало и конец видеоролика, что создаст сложности при монтаже.
Сегодня, Sony RX10 Classic, пожалуй, самый дешёвый способ получить хорошо работающее и управляемое устройство «2 в 1». Ограничением может стать вес и размеры устройства - как в 2013 году, так и сегодня.
Sony RX10 - не просто мостовая камера. Это универсальное устройство - фотокамера и видеокамера, оснащённая светосильным универсальным объективом. Именно этим уникальна самая первая версия RX10. Дальше были компромиссы...
Коллекция моих старых цифровых фотоаппаратов ЗДЕСЬ.
Буду благодарен любой помощи проекту: информационной, материальной, аппаратной и объективной :D Сотрудничество и связь - ВКонтакте или ovch@me.com