Найти тему

Краткий обзор-инструкция видео-возможностей Sony RX10 от Алексадра Соурчакова.

Оглавление

Автор текста @Александр Соурчаков

Для кого эта камера?

В связи с тем что видеофайлы, снятые на Sony RX10, не имеют большого размера, и при этом обладают достаточным качеством, они хорошо подходят для домашней, семейной съёмки и хранения записей в архиве на оптических или жестких дисках.

Видеокамера из прошлого и гибрид Sony RX10 - видеокамера и фотоаппарат
Видеокамера из прошлого и гибрид Sony RX10 - видеокамера и фотоаппарат

Например, на карту памяти 32Гб, при качестве 25p FX войдет 3 часа 10 минут видео, при 50p PS - 2 часа 41 минута, при 25p FH (DVD) - 4 часа 20 минут. На диск BD войдёт 116 минут при 50p PS, 136 минут при 25p FX, а на диск DVD войдёт 35 минут при 25p FH, и камера предупреждает при переходе на AVCHD об этом.

Sony RX10
Sony RX10

Камера сконструирована так, что для съемки видео, она представляет из себя машину с максимальными возможностями в самом минимальном исполнении, способную создавать файлы для длительного хранения преимущественно на DVD, BD дисках.

Про эргономику

Камера создана так, что основными рабочим пальцами будут большой и указательный. Большой - крутить выдержку затвора, нажимать кнопку видео, иногда фиксировать экспозицию, и (реже) все кнопки что ниже. Указательный - включать, выключать камеру, (давить на кнопку спуска и делать снимки для фото), и очень важно, зуммировать рычажком видео.

Sony RX10
Sony RX10

Сочетание расположения кнопок зума и включения выключения видео указательным и большим пальцем, делает камеру очень удобной с использованием монопода для съёмки видео. Место под эти две кнопки, работающие в паре, продуманы очень хорошо.

Sony RX10
Sony RX10

Зум обязательно должен быть плавным, и желательно с постоянной диафрагмой. Поэтому моторизованный зум в объективе в процессе видео съёмки, это желательная необходимость.

Зум рычагом во время съемки видео, дает возможность исключить тряску и колебания объектива и, соответственно, получить стабилизированное видео, что невозможно с другими камерами аналогичного веса при ручном зуммировании, когда нужно держаться левой рукой за объектив и крутить его. Особенно это актуально при визировании через видоискатель при одновременной съёмке видео.

Для съёмки видео подвижно-статических сцен, лучше подходит монопод и включенный стабилизатор в камере, а для статических сцен - штатив. При этом, с целью экономии энергии батареи камеры на штативе, нужно отключить стабилизатор.

Про частоту кадров и битрейт

Возникает вопрос, какая частота кадров лучше? Так большинство телевизоров предпочитают по умолчанию 24-30 к/с, а предельная частота большинства мониторов и телевизоров, построенных на IPS-матрицах, 60 к/с, на современных мониторах с адаптивной частотой это до 165 к/с и более. На телевизорах с OLED матрицей подойдет любая частота кадров в секунду.

Sony RX10 - вариант экрана в режиме видеосъёмки с приоритетом диафрагмы
Sony RX10 - вариант экрана в режиме видеосъёмки с приоритетом диафрагмы

Так же возникает вопрос, что лучше: 50p или 50i (PAL). 50i, это почти те же 25p, но с программным переключением черезстрочности, и не все телевизоры и компьютерные плееры умеют его читать. Некоторые будут читать 50i как 50i, а некоторые (большинство устройств) будут читать его как 25p, поэтому, чтобы не заморачиваться, не снимайте на 50i, а снимайте на 50p либо на 25p.

Частота кадров 60 к/с (NTSC) применяется, если в видео редакторе смешиваются ролики с этой камеры и смартфона, так как смартфоны снимают 60 к/с (NTSC), потому что нельзя смешивать в редакторе ролики с разной частотой кадра во избежание брака.

Раскодировщик Sony AVCHD который служит для распаковки 264 кодека, более современный и примерно на 25% экономичнее MPEG-4/264 при FHD и рассчитан на поток 28 мегабит в секунду при 50 кадрах или 24 мегабит при 25 кадрах в секунду, и создавался для записи на BD диски, что необязательно. Кодировщик AVCHD использует пространство sRGB, и если применять AdobeRGB то цвет ухудшится. С другой стороны кодировщик XAVCS напротив создан для AdobeRGB, но может применять и пространство sRGB.

ЦП компьютера распаковывает H264 кодек по умолчанию, но можно установить кодеки в Windows так, что распаковывать H264 кодек будет видеокарта, через native D3D9 DXVA Decoder VLD, используя параллельные вычисления, и не затрагивая процессор, для этого например в кодировщике K- Lite_Codec_Pack_////_Mega, при инсталляции нужно поставить соответствующие галочки.

О диафрагме

Оптимальный результат достигается при f/2,8 - f/8. Объектив настолько хорош, что хроматические аберрации не видны совсем на всём диапазоне.

Видео

Камера хороша тем, что позволяет в режиме ВИДЕО, М, настраивать выдержку вручную. Выдержка это не частота кадров, а выдержка в кадре!

При видео съёмке, в каждом кадре работает электронный затвор. Например , если частота кадров 50, в каждом кадре (за одну пятидесятую 1/50 секунду, срабатывает выдержка от 1/50, до 1/12500 сек) а если настроить выдержку больше частоты кадров 50 в видео режиме (больше чем 1/50), например 4 секунды в кадре, то выдержка превысит частоту кадра и все видео будет смазаным. В ручном режиме или режиме видео не понижайте выдержку меньше чем частота кадра. В автоматическом режиме камера сама выставляет выдержку и минимальная выдержка равна частоте кадров.

Нужно помнить, что при частоте кадров 25 чем ближе выдержка приближается к 1/25, тем медленнее нужно двигать обзор объектива во избежание межкадрового смаза.

Скорость записи видео в камере достигает 28 мегабит/сек, что соответствует 3,5 мегабайта/сек, поэтому важно подобрать карту памяти с такой же или большей скоростью именно на запись. Звук в режиме DOLBY 256 mb/sec, имеет свои особенности и при изменении уровня звука, чувствительность звука автоматически повышается или понижается. Этим достигается подавление аппаратных шумов. В режиме звука AAC этот эффект менее выражен, но и битрейт 128 mb/sec.

Sony RX10 - настраиваемое быстрое меню камеры (12 программируемых кнопок, вызов кнопкой Fn)
Sony RX10 - настраиваемое быстрое меню камеры (12 программируемых кнопок, вызов кнопкой Fn)

О цвете в режиме видео

Камера с завода, по умолчанию, не точно настроена на баланс белого. Камера при дневном свете некорректно отображает цвета, (добавляет фиолет — голубое заливается чернилами).

Решение 1. Для AVCHD в автоматическом балансе белого, сдвинуть точку цветового сдвига, баланс белого и баланс голубого A-B.-A2_G-M.-G1, получится неплохая настройка.

Решение 2. Для XAVCS в цветовом профиле вместо стандартного выбираем нейтральный.

Баланс белого, кроме авто AWB режима, имеет ещё три дополнительных пользовательских режима, для чего они?

На них можно поставить нужные для себя кельвины, для режимов AWB, чтобы не тратить время на настройку, главное запомнить для какой сцены применять. Например:

Пользовательский режим 1, 3900K для ночи, имеет дополнительную настройку, например A-B.-B3_G- M.-M3.

Пользовательскийрежим 2, 5500K A-B.-A1_G-M.-G1 при дневном освещении.

Пользовательский режим 3, 5500K A-B.-A2_G-M.-G2 для помещения.

После любых настроек и выключения камеры, прежде чем снять батарею, нужно подождать 10 сек, так как камера в это время сохраняет настройки.

Интересный вывод: Для AVCHD в дневное время баланс белого всегда на авто, при A-B.-A2_G-M.-G1, а в ночное время, для более красивого цвета, можно Пользовательский режим 1, 3900K и настройку, A-B.- B3_G-M.-M3, которая сохраняется в памяти камеры.

Фото

Диафрагма наилучшая при зуме 24-35 мм (экв.) это F2.8-4.5, а при зуме 35-200 мм (экв.) постепенно смещается к F4.5 до F8.0.

В какую дверь войти на видео?

Можно сразу нажимать на кнопку видео, предварительно выбрав фото режим P, A, S, M, на колесе, а можно, выбрав на колесе video, нажать Ок, и выбрать режим A, P, M, S. Так же можно писать видео в Авто­режиме. Коротко для чайников можно написать так: колесо-режим видео, далее клавиша ок.

Режим P. Програмный режим, камера снимает на автомате, но можно корректировать на выбор; выдержку, диафрагму, ISO.

Режим A. Камера снимает на автомате, но можно корректировать диафрагму.

Режим M. Ручной режим, камера не снимает на автомате, нужно корректировать всё; выдержку, диафрагму, ISO.

Режим S, самое желательное к применению, так как частота кадров не меняется и это важно.

Стоит отметить, что в режиме S, камера не поддерживает 50 к/с, только при 25к/с. Если нужно перейти на 50к/с и любую выдержку нужно перейти в режим M.

Во всех режимах поддерживается зебра, но диафрагму нельзя поставить ограничитель.

режим Авто, быстро применяется когда нет времени настроить камеру.

Режим Авто (зелёный на диске) усиливает тени. Единственно где это можно применить, при видео съёмке в темноте выделяя только силуэты, при этом достигается хорошее снижение шумов.

В режиме Video, выдержка электронного затвора доступна до 12500, а (для фото) в режиме M до 2000 . Так как режим M, имеет приоритет по фотосъёмке, то в этом режиме выдержка до 12500 доступна только в процессе видео съёмки. С другой стороны, в режиме Video недоступна фотосъёмка, но доступна регулировка записи уровня звука.

Интересный вывод: при видео съёмке удобнее использовать режим P или режим S.

Про фокусировку

Режим фокусировки S - фокусировка происходит при нажатии наполовину кнопки спуск, в этом режиме доступна фото и видео съемка, но видео съёмка автоматически становится режимом C.

Режим C, фокусировка происходит постоянно и автоматически без нажатия на кнопку спуск, в этом режиме доступна фото и видео съемка.

Режим DMF, фото съёмка - при нажатии на кнопку спуска наполовину, происходит фокусировка по режиму S, при этом зум на кольце объектива отключается, но включается пикинг, (который можно и выключить через меню, цвет подсветки пикинга на выбор), удобно, если нужно перевести фокус в другое место, покрутить кольцо на объективе.

В режиме DMF доступна и видео съёмка, но для видео, фокусировка происходит по режиму C.

Режим MF полностью ручной и доступен как для фото, так и для видео съёмки.

Фото съёмка MF - при нажатии на кнопку спуска наполовину, фокусировки по режиму S не происходит, фокусировка только от кольца объектива, при этом зум на кольце объектива отключается, но включается пикинг и добавляется цифровое увеличение(пикинг и цифровое увеличение можно выключить через меню если не нравится), это удобно, если нужно перевести фокус в другое место и перевести очень точно (например в темноте).

Видео съёмка MF ;

Для видео, режим MF работает, и фокусировка происходит только при вращении кольца объектива, не работает только цифровое увеличение, но пикинг работает.

Интересный вывод:

При видеосъемке работает либо режим C, либо режим MF, которые на переключателе режимов фокусировки расположены по краям, в самом верху C и в самом низу MF, соответственно средние режимы нет необходимости включать.

Если же хочется снимать и фото и видео, с ручным смещением фокуса только для фото, то подойдёт режим DMF

Sony RX10
Sony RX10

Про объектив

Пыле- и брызгозащищен, и при авто зуме держит фокус в точке. Постоянная светосила при зуме позволит не менять настройки в ручном режиме, особенно при видеосъемке. В камере присутствует точная фокусировка и плавное удержание фокуса для видеосъемки. Еще к плюсам можно отнести постоянную светосилу (она важна прежде всего в режиме ВИДЕО, где затруднительно плавно менять с ходу выдержку и диафрагму), плавный и тихий зум в режиме видео.

Детализация в объективе практически не отличается на диафрагмах от 2,8 до 5,6.

Про оптимизатор динамического диапазона

Отсчет начинается с DRO_LV1 а заканчивается DRO_LV5. Чем выше DRO_LV, тем выше шум в тенях при слабом освещении. Чем выше освещенность, тем больше можно ставить DRO_LV, тем лучше будут проработаны тени. Интересный вывод: Оптимально и наименьшими шумами DRO_ Авто.

Sony RX10 - режим стабилизации
Sony RX10 - режим стабилизации

Про стабилизацию

Стабилизация идет через объектив и программно.

В стандартном режиме стабилизация идёт через объектив, работает вся площадь матрицы.

В режиме стабилизации активная, к стандартной стабилизации добавляется программная и возникает примерно 20% кроп по сторонам матрицы, соответственно в темноте усиливается шум, а днем сужается динамический диапазон.

Про ночную видео съёмку

На ISO в диапазоне 125-3200, освещение сцены на видеозаписи будет очень близко совпадать к естественному освещению сцены на глаз, при этом шумы выходят вполне приемлемые. При частоте кадров 50, для достижения наименьших шумов, нужно выставить минимальную выдержку так же 50, а при частоте кадров 25 можно и до 25 подвинутся, в результате шум еще падает, и становится еще более приемлемым.

Ночью снимать сложно, матрица мала, камере не хватает освещения, поэтому ужимаем настройки до максимума ISO 3200 (режим ISO 125 — 3200 dr авто) и частота кадров 25! А если в темноте яркие окна, светящиеся рекламные баннеры будут размазаны, крутите в минус экспозицию (примерно до единицы). При съёмке ночью обязательно отключите режим стабилизации-активная и перейдите в режим стандартная, стабилизация идет через объектив, работает вся площадь матрицы.

Баланс белого для ночи по умолчанию 3900K , пользовательский режим 1, имеет дополнительную настройку и оптимально A-B.-B3_G-M.-M3.

Sony RX10 - настройка зебры
Sony RX10 - настройка зебры

Про зебру

Зебра показывает степень засвета экспозиции, как на фото так и на видео. Ставим степень зебры на 95% и видим за зеброй этот засвет. Видео и фото удобно снимать с помощью зебры и регулируя при этом колесо экспозиции впритык так, чтобы зебра полностью исчезла. Зебра не работает в автоматическом режиме.

Текст предоставлен Александром Соурчаковым, за что ему большое спасибо. Думаю, вы можете задать вопросы автору в комментариях.