В статье расскажу о первых впечатлениях от короткой фотопрогулки с Sony R1 и дам ссылку на оригинальные внутрикамерный JPEG и RAW-файлы. Сравню вывод RAW через фирменную программу Imaging Edge Desktop и через CameraRAW14.1.
Камера не лучшим образом отработала на выставке ёлочных игрушек. Нет атмосферы. Посмотрим, что она сможет на улице. Хотя на улице сегодня "сможет" самый распоследний смартфон. Этим никого уже не удивишь.
Уже на Sony Cyber-shot DSC-R1 фотографирую всю ту же пристанционную церковь, здание ЖД вокзала, близлежащий ТЦ. Зимой эти объекты, кажется, становятся эталонными, кочуя из одной моей публикации в другую. Зато и мне, и внимательному читателю есть возможность сравнить. Недавно фотографировал всё это на Canon EOS 1D Mark III и Nokia 808 PureView. Теперь пришла очередь R1.
Фотоаппарат удобно использовать без наплечного ремня в фотосумке Sony LSC-AMB. Терпеть не могу наплечные / нашейные ремни. Крышку объектива сразу снял и убрал во внешний карман. Там же лежат две сменные батареи NP-FM50 (не пригодились). В отсеке для карт памяти установлены CF и MemoryStick (в моём случае 2Гб+2Гб). Фотоаппарат отлично извлекается из сумки за узкий "мост" между основным корпусом и рукояткой и, без крышки объектива, сразу готов к использованию.
Бленду с собой не беру. Но помним - с правильной блендой ваши снимки получаются в 100500 раз лучше :D
Монитор я сразу повернул и установил вниз крышкой - крутить туда-сюда из транспортировочного положения его не очень удобно. Для некоторой защиты поверх стекла была наклеена плёнка. Переключатель "Finder-Auto-LCD" достаточно удобен - часто им пользовался в крайних положениях. Датчик глаза немного подбешивает. В моей мавике FD95 сделано куда лучше. Но об этом - позже.
24 мм (экв.) на широком конце - выгодное приобретение. Становятся возможными ракурсы, как на снимке выше, т.к. уже с 28 мм сложно сделать такой снимок.
Ярким солнечным днём на мониторе фотоаппарата всё читаемо. Это при среднем уровне подсветки, а можно сделать ещё ярче. Изображение на мониторе понравилось больше, чем в видоискателе.
Включается камера быстро, но фокусируется очень неторопливо. Например, Olympus E-20 быстрее, я уже не говорю про системные фотокамеры с фазовым автофокусом. Возможны ошибки фокусировки. В этом отношении R1 - примитивная фотокамера.
Зато джойстиком очень просто выбирать точку фокусировки, а вспомогательным командным диском вводить экспокоррекцию (зебра хорошо помогает увидеть опасно переэкспонированные участки - годная функция из мира видео). Настройки выдержки, диафрагмы и светочувствительности легко меняются с корпуса - тут всё очень удобно.
Управляется камера хорошо - мне неожиданно понравилось.
К вопросу о фокусировке: обратите внимание, что на камере есть любопытный переключатель, назначение которого становится понятным не сразу - "MONITOR".
В позиции FRAMING фотоаппарат фокусируется при максимально возможной открытой диафрагме. Уже потом диафрагмирует объектив до установленного значения и делает снимок (задержка затвора увеличивается). В позиции PREVIEW фотоаппарат сразу диафрагмирует объектив, фокусируясь на прикрытой диафрагме (может быть сложнее сфокусироваться, но предполагается, что вы видите изменение глубины резкости, фотоаппарат точнее моделирует будущее изображение плюс задержка затвора будет меньше).
Теперь становится понятным, что будущий Sony RX10 просто взяли и лишили возможности работы в режиме FRAMING - там всегда PREVIEW. Вероятно, датчик и более современные мозги уже позволяют фокусироваться без проблем с зажатой диафрагмой.
Очень жаль, что R1 лишён системы лазерной фокусировки, установленной, например, на Sony F828. Это небыстрая, но достаточно эффективная штука. Работает даже в полной темноте. Жалкая оранжевая лампа R1 с трудом выполняет свою роль, хоть и светит точно в центр кадра.
Объектив кажется неплохим и резким от края до края. Вроде бы нет замыливаний углов на коротком конце 24 мм экв., как на Sony RX10. Слава богу, маркетологи, в погоне за низкой себестоимостью, дали камере мозги из соломы. Поэтому
камера оснащена объективом, который по старой доброй традиции делает всю работу сам (не требуя программной коррекции).
Не нужно забывать, что мы работаем с относительно крупным датчиком, а объектив, пусть и неплох, но не всесилен. Поэтому, я закрывал диафрагму до F5.6 или F8.0. На открытых как-то пока мне неуверенно.
Как фотоаппарат для съёмки пейзажей и архитектуры R1 выглядит куда интересней, чем RX10 вместе со всеми его 20Мп. Углы там кошмарны. А это куда важнее 20Мп :D
Внутрикамерный JPEG на Sony Cyber-shot DSC-R1 пока мне не нравится. Камера всегда записывает вместе с RAW копию файла в JPEG - куриные мозги не могут открыть RAW файл, вот почему он при просмотре подменяется JPEG-копией. Конечно, можно поколдовать с настройками внутрикамерного JPEG, но кому это нужно, если есть RAW. На Sony F828 RAW был абсолютно бесполезен, но здесь только через RAW можно увидеть максимум работы объектива.
Читатель канала "х" подсказывает, что удобнее выбрать JPEG-стандарт (без параллельной записи RAW) с настройками резкости минус 1. Нужно попробовать, т.к. JPEG вместе с RAW выводится ущербный.
Кнопка спуска затвора иногда немного подтупливает - нужно почистить. На корпусе фотоаппарата было много въедливой пыли. Иногда тупит переключатель мониторов при переводе его в положение LCD - та же причина. Но проблем с фокусировкой нет - это главное.
Записывает RAW камера достаточно быстро, иной раз подвисая на обработку и иногда выдавая некое сообщение "Доступ".
Снимать серию RAW-файлов Sony R1 не в состоянии, ведь здесь сэкономили на мозгах и памяти - всё досталось старшему брату - Sony A100. Можно быстро снять два RAW-файла один за другим, после чего обязательно придётся ждать, пока кадры запишутся. Даже снимая в JPEG, вы получите серию из трёх (!) кадров и ни кадром больше :(
Отсутствие серийной съёмки в RAW с буфером хотя бы на пять кадров - большая печаль. Тот же Olympus C-5050 отлично справляется с серийной съёмкой в RAW. На хорошей карте памяти и для своего времени - он просто ветер, легко обгоняя C-8080. А здесь - совершенная импотенция.
Давать камере хороший объектив, крупный датчик и порезать объём оперативной памяти - это преступление.
Сделали бы специальный отсек для установки модуля расширения и продавали бы оперативку аксессуаром за хорошие деньги...
Отсутствие серийной съёмки в формате RAW делает невозможным получение чёткой фотографии в серии из 3-5 кадров, снятых одним нажатием кнопки. А ведь никакой стабилизации изображения здесь нет...
Луч гнева в сторону Sony :(
Просматривать снимки в целом комфортно. R1, в отличие от Olympus или Panasonic, корректно увеличивает файл фотографии - огрехи системы фокусировки видны достаточно хорошо. С другой стороны, вы не можете просмотреть увеличенный фрагмент нескольких снимков подряд - это плохо. Плохо и то, что сэкономили на датчике ориентации и снимки придётся поворачивать вручную на камере или компьютере. Опять печаль :(
Фотокамера Sony R1 без ориентации... Какое-то особое японское извращение тех лет? Или в Sony работают ещё большие жмоты, чем в Canon? :D
Впрочем A100, кажется, тоже не переворачивала снимок. Точно не переворачивает снимок Konica Minolta Dynax 7D, хотя понимает положение в пространстве и переворачивает данные на информационном дисплее. Чудеса да и только :)
Датчик Sony, не смотря на его тип и размер, шумит неожиданно сильно. Не помню, как обстояло дело с Sony A100 (там датчик CCD) - нужно поднять старые фотографии с неё. Сама камера R1 в автоматическом режиме выбирает максимум ISO400, не доверяя более высоким значениям. Объектив тёмный, никакой стабилизации нет, так что камера не очень удобна для работы с рук в условиях недостаточного освещения. Ожидать здесь многого не нужно. Если камера показывает значок предупреждения о вибрации - используйте штатив или вручную вводите более высокое значение усиления сигнала с датчика. Максимальное значение настройки ISO3200, но это будет кошмарное качество. Я снимал на компромиссных ISO400. Можно использовать ISO800.
Кстати, на более высоких значениях ISO (200 или 400) картинка может получиться более атмосферной за счёт "зерна". Это же я наблюдаю на Sony RX10.
Промежуточный вывод
Неоднозначная фотокамера. Не могу пока определиться, нравится она мне или нет. В целом, самые первые снимки с фотокамеры Sony R1 оказались приятными, пусть был брак выше среднего (автофокус, шевелёнка). Объектив хорошо сопротивляется контровому свету, бликам и стабильно даёт совершенно замечательные "звёздочки". Это тёмное, но неплохое стекло. Тёмное, конечно, по меркам продвинутых просьюмеров с меньшим размером датчика изображения. Здесь датчик крупный, что осложняет задачу инженерам. Поэтому F4.8 вполне объяснимо. Помним, опять же, про бюджет и вес фотокамеры ;)
После сравнений вывод дневных снимков RAW через Imaging Edge Desktop мне понравился больше. Imaging Edge Desktop знает о проблеме R1 с "лесенками" на изображении (предлагает более грамотный антиалиасинг?). Кроме того, IDE лучше контролирует вывод переэкспонированных участков. Фотографии предлагаются с несколько иным балансом белого (на любителя). Важно и то, что программа лучше работает с шумами, которые в теневых участках могут просматриваться уже на ISO160. Всё смотрите по прилагаемой в конце статьи ссылке.
CameraRAW14.1 даёт более яркую и грубо резкую картинку с настройками по умолчанию. Это изображение получается немного пресным, выхолощенным, стандартно красивым. Без изюминки.
А вот при выводе вечерних снимков всё кажется иначе. Нужно корректировать автоматические настройки вывода для программы Imaging Edge Desktop, т.к. она безбожно режет полутона. CameraRAW14.1 лучше справляется с настройками по умолчанию.
Пишите свои впечатления от вывода через Imaging Edge Desktop и CameraRAW.
В папке на Яндекс-диске вы обнаружите:
- файл внутрикамерного JPEG из пары с RAW (например, DSC00067.JPG) - качество файла может быть ухудшено в сравнении с отдельно записываемым JPEG;
- файл, выведенный через Imaging Edge Desktop с настройками по умолчанию (например, DSC00067-20231222-115114.JPG);
- файл, выведенный через CameraRAW14.1 с настройками по умолчанию (например, DSC00067_CameraRAW14.1.JPG);
- исходный файл RAW (например, DSC00067.SR2).
Больше по теме
Больше замечательных фотографий со старых цифровых камер.
Все старые цифровые фотокамеры из моей коллекции одним списком.