Думаете, большое количество разборок – признак бедности населения или старого автопарка страны? Как бы не так! Хром для винтажного Jaguar, которое приобретает на eBay личный помощник коллекционера из Швейцарии, берется с той же разборки, на которой польский работяга скручивает коробку передач для продления жизни своему ветхому Ford Escort. Старым автомобилям необходимы старые запчасти.
Отслужившие машины – один из крупнейших источников мусора на планете. Поэтому чем меньше автомобилей досрочно отправляется на свалку, тем меньше генерируется мусора. А поддерживать в строю старые тачки помогают другие такие же тачки, выступающие в качестве доноров. Они оказываются на свалках разными способами: будучи брошенными, сданными на утилизацию или в результате аварии.
И мало какая свалка отправит под пресс машину в состоянии «как есть» – при каждой обязательно функционирует авторазборка, чтобы прежде демонтировать всё ценное. Во-первых, потому что это бизнес: перед отправкой автомобиля в последний путь с него можно поиметь прибыль за счет снятых деталей. У свежих автомобилей это каталитический нейтрализатор, колёса с дисками, оптика, основные агрегаты. У более старых – все подряд, тут как повезет и ценное варьируется в зависимости от модели.
А во-вторых, переработка автомобилей заложена в их жизненный цикл изначально. Один из пунктов Европейской директивы по отслужившим автомобилям гласит: «Транспортные средства должны быть спроектированы таким образом, чтобы облегчить их надлежащий разбор и обеспечить возможность повторного использования, переработки и/или восстановления компонентов и материалов».
Существует даже специальная электронная информационная система IDIS, которая состоит из руководств по безопасному и эффективному разбору отслуживших автомобилей более 70 марок для 40 с лишним рынков. Там указано, как правильно демонтировать подушки безопасности, пиропатроны и высоковольтные батареи; безопасно слить опасные жидкости и собрать опасные металлы; а также какие элементы могут быть потенциально переработаны, а какие нет.
При этом использование опасных веществ (свинец, кадмий, шестивалентный хром, использовавшаяся особенно активно до 2003 года ртуть) строго регламентировано международным законодательством – где, в каком качестве и количестве применять эти компоненты, а также как их маркировать для утилизирующих организаций. Также автопроизводителям предписано более обширно использовать переработанные материалы в производстве новой продукции.
Авторазбор – это один из обязательных этапов процесса утилизации автомобиля. Он позволяет не только заработать на продаже запчастей тем организациям, которые этим занимаются, но и облегчить сортировку и переработку остатков машины. Демонтированные детали продолжают находиться в обороте вместо того, чтобы потребовать ресурсов на утилизацию и захоронение. А также освобождают планету от нового выпущенного редуктора или двигателя (и сопутствующей этому экологической нагрузке), так как человек покупает старый с разборки и таким образом не создает спрос на одну лишнюю единицу нового товара.
Продленный жизненный цикл деталей означает не только отсутствие необходимости производить новую деталь, но и удлинение срока службы самого автомобиля. На первый взгляд, что в этом хорошего? Но вот пример: в 2009 году правительство США запустило кампанию по утилизации прожорливых старых машин со слоганом «деньги за драндулеты». Ее целью было омолодить автопарк и целью сделать его более экономичным с точки зрения расхода топлива – ваучеры на покупку новых автомобилей с расходом топлива не более 10,7 л на 100 км давали за сдачу старых машин с расходом больше 13,1 л (кстати, чаще всего сдавали Ford Explorer).
Но позже подсчитали, что экономия на выбросах вредных веществ из двигателей автомобилей нивелируется дополнительными выбросами от автозаводов при выпуске каждого нового автомобиля, который замещает собой отправившийся на утилизацию. И окупается эта затея в среднем за 5,5 лет, за которые старый автомобиль и так с большой вероятностью отправился бы на свалку, безо всякого стимулирования из бюджета. А сэкономленные средства можно было бы направить на другие, более конструктивные экологические инициативы.
Это еще один аргумент в пользу сохранения на дорогах старых машин, поддерживать которые в исправном состоянии помогают именно авторазборки. Конечно, есть вопросы с безопасностью, а также чистотой выхлопа и другими нюансами эксплуатации древнего автопарка. Но не нужно забывать об одной важной вещи: большая часть владельцев старых автомобилей просто не может позволить себе новую машину. Поэтому стимулирование их программами утилизации часто загоняет таких людей в кредитные обязательства со всеми вытекающими последствиями для индивидуумов и экономики в целом.
Есть что возразить или дополнить? Добро пожаловать в комментарии!