Вчера на работе возникла интересная дискуссия. Спешу поделиться размышлениями на этот счет.
Как правило, считается, что руководитель отвечает практически за все. Плохие финансовые результаты – виноват руководитель. Компания добилась успеха, - ее привел к этому успеху руководитель. Все внимание сосредоточено на том, насколько хорошо руководитель управляет, мотивирует, делегирует, планирует, организует и прочее.
Но так ли это однозначно? Разве руководитель в одиночку работал? Сам продавал, сам производил, сам финансовые документы оформлял? Как в том бессмертном фильме: "Сама готовит, сама стирает, сама одежду шьет - и все одна?" Конечно нет.
Для выживания, роста и успешного развития компании важна не только целеустремленность и качественная работа менеджемента. Важно, чтобы к общей цели искренне стремились все сотрудники в целом и каждый из них в отдельности. Поэтому успех компании в равной степени зависит от руководства и персонала, - и особенно от взаимодействия между ними.
Посмотрим на то, как организована любая спортивная команда, - например, футбольная. Энергия каждого игрока направлена на победу, несмотря на то, что у разных игроков разные функции и задачи. Ведь цель игры – добиться максимального победного счета для команды: забить как можно больше голов и защитить свои ворота. То же самое можно сказать и о компании. Максимальных результатов можно добиться, только мобилизуя энергию всех сотрудников компании.
Корпоративную культуру, которая основана на этом принципе, Клаус Меллер, основатель компании TMI, (в которой я проработала чуть меньше 10 лет), назвал труднопереводимым на русский язык словом Employeeship. Employee - сотрудник, окончание -ship означает некое объединение (friendship/дружба = friend/друг + ship). В русском языке есть слово "сотрудничество", но оно не является производной от слова "сотрудник", они оба произошли от со- (совместный) и труд (работа), т.е. совместная работа.
Этот employeeship, дальний родственник сотрудничеству, не принцип, не норма, не компентенция, - скорее, образ жизни, который в успешной компании ведут все, кто может может и хочет внести вклад в ее развитие, - владельцы, менеджмент, все сотрудники. Именно совместная (т.е. равная) работа. Не бездумное выполнение распоряжений, а собственный вклад, если не административный, то творческий.
Но где та грань, за которой равное сотрудничество превращается в анархию?
Об этом следующий раз