Я много пишу и говорю о психологической травме, и регулярно получаю вопросы ー что можно травмой считать? Для некоторых людей проходят без следа какие-то жесткие события. Для кого-то было достаточно один раз увидеть, как мама с папой ругаются ー и у них уже травма.
Утрирую, конечно. Но то, что можно считать травмой, а что нет ー вопрос, который остается актуальным уже долгое время.
Адаптивность психики ー мы можем многое
Как психолог, я знаю: психика ー штука адаптивная. Взрослый человек может много чего выдержать ー и не сломаться.
Если вы оглянетесь на свою жизнь, на то, через что уже прошли, то удивитесь, что многие трудные вещи просто забылись, какие-то периоды жизни, когда было тяжело, совсем вылетели из головы, и вы вспомните, что вот тут было трудно, что там вот такой хороший человек подвел, а вот там расставались и думали, что конец света настал. А он не настал.
Психика может выдержать многое. И даже психика ребенка ー она тоже адаптивна, мало того, по-видимому, это ее основная цель: адаптироваться под существующие условия, выработав паттерны функционирования. Этакие шаблоны, на основе которых будут формироваться реакции на другие схожие события.
Удивительный механизм ー не просто нейрончики подстраиваются, но еще и себе на ус мотают: вот так мир устроен, вот эти пути и будем в дальнейшем использовать.
Мы эволюционировали в относительно однородных условиях: то, где жил младенец, с большой долей вероятности оставалось тем же местом жизни и для взрослого человека.
Ребенок может ко многому приспособиться ー но не ко всему. Видимо, чем младше человек, тем диапазон приспособления меньше. Диапазон того, что психика может адаптивно переварить.
Вероятно, индивидуальные особенности тоже играют свою роль. Какие-то детки могут пораньше справиться с трудными для нервной системы сигналами, а каким-то нужно достаточно созреть, чтобы иметь с ними дело.
Кстати, поэтому важно тестировать готовность ребенка к школе ー родителям на заметку.
Пример: изоляция и возраст
Давайте на примере: изоляция.
- Мамы знают: грудничка очень трудно оставить одного ー он быстро напомнит о том, что ему это не нравится. В первые несколько месяцев жизни человека возможность выдерживать изоляцию крайне мала. Я бы сказала, что она стремится к нулю. Когда ребенок до 3-4 месяцев бодрствует, он может оставаться один очень мало ー может, 10 минут.
- Тоддлеры значительно более стойки к изоляции ー спокойно занимаются своими очень важными делами и полчаса и час.
- Дети младшего школьного возраста могут выдерживать изоляцию в 3-5 часов без какого-либо ущерба для своей психики (конечно, если им достается близость и общение в остальное время).
- А мы с вами, взрослые, можем днями сидеть одни, “как сычи”. Но при этом одиночные камеры во многих странах мира используются как наказание ー а значит, и для взрослых этот фактор имеет свои пределы. Вернее, психика имеет пределы ー когда она еще справляется, а когда уже нет.
Индивидуальные особенности
Тоже играют не последнюю роль. Я считаю (и кто-то имеет святое право со мной поспорить), что человек не рождается “белым листом”. Что некоторые особенности нервной системы врожденные и, видимо, унаследованные.
Например, оскомину набившие типы темперамента основываются на 3 характеристиках нервной системы: силе, уравновешенности и подвижности. По крайней мере, такие характеристики озвучивал товарищ Павлов ー а кто мы, чтоб с ним спорить? И, видимо, эти характеристики врожденны, то есть взяты нами из генетического материала мамы и папы.
А значит, какие-то детки могут быть более адаптивны, а какие-то ー менее. Соответственно, и порог переносимости происходящего у кого-то будет выше, а у кого-то ниже, и психологическую травму при других равных условиях один ребенок получит, а другой нет.
Так что такое психологическая травма?
Это то, как психика справилась с событием в условиях, когда это событие было для нервной системы непереносимым. То есть это психический механизм ー и для тех тяжелых условий он был даже рабочим.
Мы называем этот механизм дезадаптивным, травматическим, потому что он:
- повлиял на другие функции психики негативным образом;
- не является адаптивным, рабочим для нормальных условий существования.
То есть в вопросе психологической травмы подход должен быть всегда индивидуальным. Как психолог, я отношусь к этому следующим образом: если дезадаптивный механизм есть ー значит, было событие или ряд событий, под воздействием которых он образовался. Психика ー умный товарищ, лишних функций не нарастит
Но если все так индивидуально ー что делать?
Не относится к травмам как к соревнованию. Мы не на конкурсе боли. Никому еще не помогла лишняя рана ー на теле или в душе. Если человек говорит, что у него психологическая травма, давайте принимать эти заявления всерьез.
Если вы сами считаете, что в каких-то сферах жизни что-то не работает ー лучше лишний раз предположить, что там есть дезадаптивный психический механизм. Что не с вами “что-то не так” или “вы делаете недостаточно и просто ленитесь”.
Давайте будем также насторожены к наличию психической травмы, как врачи ー к риску онкологии. Лучше лишний раз проверить, чем всю жизнь преодолевать непреодолимое. Вот, например, хороший опросник на "классические" травмирующие факторы. А ко мне можно записаться на индивидуальную консультацию - если подозреваете, что какие-то психические механизмы мешают вам жить полной жизнью.