Ну обещала же себе не превращаться в курицу-наседку с уроками и не накладывать свой всевидящий гиперконтроль на учебный процесс ребенка. Но нет. Режим «автопофигизм» не включается. Заклинило на «автотревожности».
Привет! Я Ксения, мама сына (Леонид, 8 лет) с ЗПР с аутичными чертами и эпиактивностью. Пять лет интенсивной реабилитации. Здесь размышления о детском и взрослом ментальном здоровье, обзор коррекционных занятий и тренировок. Анализ достигнутых результатов и текущих проблем.
Напомню, что в этом году Лёня пошел в первый класс коррекционной школы (программа 7.2) в Санкт-Петербурге. Подробнее о самой школе я писала здесь
о непростом периоде адаптации здесь
Домашние задания пока задают крайне редко (пару раз в неделю). В основном это одно-два задания на укрепление пройденного материала в школе.
Первые недели сентября я даже ухмылялась этим заданиям — раскрасить картинки, обвести по контуру, написать прописи. Казалось, что можно расслабиться, ведь с такими заданиями Леонид справлялся на раз-два.
Но раскрашивания стремительно закончились и переросли в фонетический разбор слов, определение гласных, согласных, мягких, твердых, звонких, глухих звуков, разбор слов по слогам, ударение.
Первое серьезное домашнее задание с таким разбором и я понимаю, что верните обратно разукрашивания мой товарищ совсем плавает во всех этих понятиях, если не сказать хуже.
Буквы то он знает все, и читать умеет, но вот эти тонкости со звуками — совершенно новая история, которую ребенку с задержкой развития надо разжевывать куда более подробно. Такой вывод сделала я и очень деликатно попросила учителя сказать мне по какому учебнику они занимаются в классе, чтобы я в рамках такой же программы объясняла дома и закрепляла с ним пройденный материал.
Учительница пригласила меня на встречу. Мило побеседовали об успехах Леонида, особенностях учебной программы, обсудили сами звуки, их обозначение в тетради.
Итогом встречи и нашей домашней работы, в ходе которой я увидела все пробелы Леонида в освоении фонетического разбора слова, стал всплеск моей активности и попытки начать СРОЧНО СПАСАТЬ ребенка от тотальной неуспеваемости😅
Для того, чтобы уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог, искать звонкие, глухие, мягкие звуки, надо сначала окончательно и бесповоротно объяснить ребенку разницу между гласными и согласными звуками. Это база, на которой всё строится.
Будучи слегка приболевши и даже температуривши, я с лихорадочным азартом и нездоровым блеском в глазах уселась за создание пособий, которые помогли бы Леониду разобраться в этом гласно-согласном вопросе наконец.
Нарисовала два домика. Один с красной крышей (для гласных), другой с синей (для согласных). В домике для гласных 10 пустых окошек, в домике для согласных — 21. Нарезала 31 квадратик, вписала туда все буквы, вложила квадратики с гласными в один конвертик, с согласными — в другой.
Потом поняла, что это пособие-задание — скорее для закрепления материала, но для наглядности нужна какая-то база с теорией так сказать. Чтобы в любой момент туда можно было посмотреть и проверить себя.
Нарисовала большой гараж с двумя отделениями: для гласных и согласных. В отделении для гласных — 10 красных машинок с вписанными в них гласными звуками. В отделении для согласных — 21 синяя машинка с согласными.
Леониду идея с машинками и гаражом очень понравилась (еще бы). Сначала хорошенько изучили это теоретическое гаражное пособие.
Потом перешли к домикам. В игровой форме я доставала любой квадратик со звуком и предлагала ему поселить его в нужный домик.
Домашнее занятие прошло на ура! Вроде как что-то уложилось в его светлой головушке. После гаражно-домиковых развлечений проверили себя на серьезном разборе слов с определением гласных и согласных. Уже лучше. Конечно еще будем повторять и закреплять.
А дальше надо придумать финт ушами, чтобы объяснить звонкие, глухие, мягкие звуки. Но это чуть позже. Пока порадуемся гласно-согласному успешному этапу.