Жили же так хорошо 8 лет (вернее 20, если считать с момента окончания моей школы), чё началось то? Хорошо же сидели.
Привет! Я Ксения, мама сына (Леонид, 8 лет) с ЗПР с аутичными чертами и эпиактивностью. Пять лет интенсивной реабилитации. Здесь размышления о детском и взрослом ментальном здоровье, обзор коррекционных занятий и тренировок. Анализ достигнутых результатов и текущих проблем.
А если серьезно, то я настолько грузанулась впечатлилась началом школьной жизни, что немножко провалилась в уже привычную мне тревожно-депрессивную яму. Но ничего, и не из таких вылезали.
Напомню, Леонид пошел в школу в 8 лет. Дополнительный год в саду был уже использован. Прохождения ПМПК для продления детского сада с нас не требовали (хотя в целом по России это известная практика).
Школа коррекционная (7 вид). Программа 7.2. Всё это указано в нашем заключении ПМПК.
Чтобы попасть в эту школу я немножко (множко) погрызла землю зубами. Школа рядом с нашим домом (2-3 минуты ходьбы). Квартиру покупали специально в перспективе на эту школу. Но брать нас туда никто не горел желанием, так как мы не посещали детские сады, которые закреплены за этой школой. А еще у нас тут крайне перенаселенный район, проблемных детей много, так что не надейтесь особо, мамочка. Таков был «радужный посыл» от школы после того, как 1 апреля я подала заявление на госуслугах в эту школу.
Но варианта не пойти туда я не рассматривала (да их особо и не было, разве только ехать 40 минут на автобусе в подобную школу соседнего района). Дотошно звонила директору, секретарю, заведующим, напоминала о себе чуть ли не каждые пару недель после 1 апреля.
В итоге в июне нас пригласили с сыном на собеседование. Самый большой финт ушами пришлось сделать с документами, потому что школа начала требовать с нас «то, не знаю что, там, не знаю где». По сути им вполне должно было быть достаточно заключения ПМПК, но я боялась спорить и отправилась на поиски Священного Грааля тех самых непонятно каких документов.
Комиссия ПМПК напрочь отказалась их выдавать, мотивируя это тем, что школа не имеет права это требовать и точка. А наш детский психиатр оказалась более сговорчивой и под грифом супер секретно распечатала нам какие-то бумажки со страшным диагнозом ОНР (вот так секрет, вот так диагноз!).
Документы сданы, собеседование пройдено. Нашлось драгоценное местечко для Леонида. Нас ждёт 1 В класс. Ура!
И вот оно начало первого класса. Я даже не удивилась, что сей исторический момент был торжественно омыт утренним сильнейшим ливнем с грозой. Моя мама написала: «Это к добру!».
Нарядные и немного подмоченные погодным добром мы втиснулись в битком набитый холл школы. Леонид уверенно подошел к учителю с табличкой «1 В», взял за руку одноклассника, а потом вполне жизнерадостно оборвал почти все лепестки у своего букета гербер.
После торжественной линейки, в спешке перенесенной из школьного двора в актовый зал, детей забрали на занятия. Со следующего дня началась продленка. Она подразумевает наличие дневного сна, но в классе пока нет кроватей, поэтому в тихий час дети шумно и весело гуляют на специально оборудованной детской площадке во дворе школы.
Из обязательных уроков русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, занятия с психологом, изо, физкультура, плавание. Внеурочная деятельность во время продленки включает коррекционные занятия (дефектолог и логопед), ритмику, занятия «юный петербуржец», хореографию.
В классе 12 детей. Один учитель, один воспитатель и пара тьюторов (назначенных по решению ПМПК определенным детям).
Леонид был настроен весьма оптимистично. Он еще не понимал глобальной разницы между садиком и школой, хотя пахать на занятиях парень давно привык.
А вот меня в первый же день, как только оставила его там после линейки, накрыла сильная тревога. Совершенно иррациональная. Мне казалось… даже стыдно такое писать… что он там хуже всех будет, что вдруг он не справится даже с такой упрощенной программой, вдруг нежелательное поведение будет настолько нежелательным, что нам в первый же день покажут на дверь и отправят на домашнее обучение.
Учитель и воспитель создали чат в телеграме со множеством разных тем, в том числе рубрикой «фото». Когда я каждый день стала получать фотографии Леонида, увлеченно что-то рисующего, разукрашивающего, играющего на музыкальных инструментах, уплетающего в столовой обед за обе щеки, меня постепенно стало отпускать. Привыкнем, адаптируемся, справимся.
В школе действует антитеррористический режим, что, помимо самой безопасности, очень на руку родителям. Ребенка забирают буквально в дверях школы и выдают обратно также на самом пороге. Никаких переодеваний, переобуваний, раскланиваний/расшаркиваний, никаких личных душевных бесед с педагогами. Такой вот школьный олл инклюзив.
Несмотря на обилие взрослых на один класс детей, их сразу приучают к самостоятельности. Никто не няньчит так, как в садике, не следит за их вещами, за чистотой и внешним видом. Итогом такого дебюта взрослой жизни стали несколько потерянных вещей, часть из которых нашлись к концу недели, а с чем-то я уже мысленно попрощалась. В этой связи пришлось подписать абсолютно всё.
Атмосфера в классе очень доброжелательная. Учитель с воспитателем несколько раз постарались подбодрить родителей в чате, написав о том, что все дети — большие молодцы, все стараются, все в той или иной степени пока проходят процесс адаптации, что вполне нормально.
Мне понравилась информационная поддержка от школы. Предоставили доступ к разным платформам с психологической поддержкой для родителей и детей, полезным контентом от нейропсихолога, логопеда и дефектолога.
Горячее питание (завтрак и обед) бесплатное, нахождение в группе продленного дня тоже бесплатное. Учебники, рабочие тетради и прописи школа предоставляет свои.
Я очень довольна текущей картиной дня. Все возможности для специализированного образовательного маршрута предоставлены. Наша задача — рационально ими воспользоваться.