Найти тему
Филиал Карамзина

Постыдная любовь крестьян царской России: 10 исторических фото

Жизнь крестьян во все времена была куда трудней, чем в городах, а в дореволюционной России эта разница чувствовалась особенно. Это отразило свой отпечаток на все ее стороны, включая отношение к любви и созданию семьи. Говоря проще, оно было насквозь прагматичным - семейство являлось основой выживания и жизнь вне брака вела к фактической социальной изоляции. А потому на внебрачные отношения до свадьбы в деревне конца XIX - начала ХХ века смотрели очень косо и более того, всячески боролись с ними. Поскольку такая вот постыдная любовь сильно мешала будущей жизни в официальном браке.

1900-е годы, крестьянка Кинешемского уезда Костромской губернии у ткацкого станка
1900-е годы, крестьянка Кинешемского уезда Костромской губернии у ткацкого станка

Более того, досвадебные любовные «приключения» резко отрицательно сказывались на репутации молодых людей, особенно девушек. Их называли «порченными» и найти нормального жениха становилось практически невозможно, а потому им приходилось искать самостоятельные пути заработка себе на жизнь. Ведь в те времена не было никаких социальных пособий и пенсий – что заработаешь, на то и будешь жить.

Крестьянская девочка, 1900-е годы
Крестьянская девочка, 1900-е годы

Кстати, это же относилось и к парням – если кто был уличен в «хождениях налево» до свадьбы, ему впоследствии было сложно найти невесту из приличной семьи. Поскольку окружающие не были уверены в его серьезности и ответственности.

Состоятельные крестьяне Василий Никитич и Анна Дмитриевна Киселевы с детьми Михаилом и Марией. 1 января 1902 года, Ивановская губерния, хутор Ширяево.
Состоятельные крестьяне Василий Никитич и Анна Дмитриевна Киселевы с детьми Михаилом и Марией. 1 января 1902 года, Ивановская губерния, хутор Ширяево.

Создавать семьи в деревне старались пораньше, до 20 лет, хотя парни могли оставаться неженатыми и чуть дольше. Тут все просто – в молодом возрасте легче налаживать хозяйство, рожать и поднимать детей, которых обычно бывало десяток и даже больше. Хотя конечно же, далеко не все из них доживали до совершеннолетия.

Молодожены сибирской деревни, вторая половина 1910-х годов. Невесте -14 лет, жениху – на пару лет больше.
Молодожены сибирской деревни, вторая половина 1910-х годов. Невесте -14 лет, жениху – на пару лет больше.

Поскольку удачный брак для крестьян был жизненно важным, и сами молодые старались как можно скорее найти себе пару, и их родители как могли помогали им в этом. Причем, искали они свою «вторую половинку» не только в своей деревне, но и в соседних. Обычно это происходило на праздниках и прочих гуляньях, благо их в крестьянской жизни было не так уж и мало.

Молодые русские крестьянки в деревне Горицы. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 год
Молодые русские крестьянки в деревне Горицы. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 год

Если в крестьянской семье было несколько дочерей, их старались выдать замуж по возрасту – то есть, в первую очередь самых старших. И даже если будущие жених и невеста знакомились самостоятельно, предложение родителям девушки делалось через сватов. Да, ее согласия часто не спрашивали, хотя конечно же, бывало всякое. Причем, за ухаживаниями молодого человека пристально следили родственники – чтобы они не заходили слишком далеко.

Крестьянки с Алтая, Шебалинский район, 1910-е годы
Крестьянки с Алтая, Шебалинский район, 1910-е годы

По сути сватовство являлось обычным торгом, когда семья невесту старалась «продать» ее как можно выгодней. И сразу никогда не давала своего согласия, а договаривалась об ответном визите, чтобы посмотреть, как обстоят дела у потенциального родственника. Как он работает, есть ли в доме достаток – именно это интересовало в первую очередь, а вовсе не какая-то там «любовь-морковь».

Невеста встречает родителей жениха и подносит им по чарке
Невеста встречает родителей жениха и подносит им по чарке

Ну а если родители сторон договаривались, то назначался день свадьбы и обговаривались связанные с ней вопросы. То есть, кто из родственников и гостей приходит на нее, кто за что платит и какое приданое дается за невесту. Гулянья на деревенской свадьбе могли продолжаться несколько дней, но это уже зависело от достатка породнившихся семейств.

Деревенские гулянья на Алтае, Шебалинский р-он, 1910-е годы
Деревенские гулянья на Алтае, Шебалинский р-он, 1910-е годы

Ну а после свадьбы наступали суровые трудовые будни и повседневность – в семье начинали появляться дети и работать приходилось каждый день. Неудивительно, что крестьяне быстро старели и выглядели хуже, чем их городские ровесницы – а особенно это касалось женщин.

Крестьянские дети, 1906 год. Фото Сергея Прокудина-Горского.
Крестьянские дети, 1906 год. Фото Сергея Прокудина-Горского.

Тем же, кому не удавалось найти себе пару или же за ним (либо тем более за ней) закреплялась слава «гулящего» («гулящей»), обычно приходилось уезжать из деревни и искать счастья в чужом по стилю жизни городе. И получалось это по-разному – кому-то удавалось устроиться на постоянную работу на завод или фабрику, ну а кто то быстро начинал катиться вниз по социальной лестнице. И если парни могли докатиться до криминального дна жизни, то оступившиеся девушки как правило попадали в цепкие лапы сутенеров и владельцев домов терпимости. Которые в «потерянной России» были совершенно легальным явлением.

«Жрицы любви» Нижегородской ярмарки 1903 года. Это была официальная профессия, на которую власти давали ее «труженицам» удостоверения и взимали налог
«Жрицы любви» Нижегородской ярмарки 1903 года. Это была официальная профессия, на которую власти давали ее «труженицам» удостоверения и взимали налог

В общем, никакой романтикой в дореволюционной деревне и не пахло – там царил чистый расчет и прагматизм. Это не плохо и не хорошо – это просто факт того непростого времени.