Да, когнитивные искажения есть, их очень много. Но есть люди, находящиеся в стрессе, которые держатся за эти мысли, как за соломинку, и им становится легче.
Лучше быть уверенным в своей правоте, пусть ошибочной, и делать так, как диктует тебе искажение логики, но не подвергать сомнению свою адекватность.
Могу привести пример работы с женщиной, которая недавно потеряла маму, за которой долго ухаживала. Вся её жизнь была подчинена режиму этого ухода. До маминой смерти клиентка проявляла высокий уровень ответственности, работая учителем и репетитором, вырастила двоих сыновей, была хозяйкой в частном доме.
После потери мамы она заболела – была апатия, депрессия, лечение в психоневрологическом стационаре. В момент обращения жаловалась на панические атаки, невозможность пользоваться в одиночку общественным транспортом.
Женщину обуревали тревожные мысли о своей хрупкости и беспомощности. Отношение к себе тоже оставляло желать лучшего.
Была проведена большая работа по преодолению посттравматического стрессового расстройства с помощью ДПДГ, а также по самопомощи в панике. Наступило значительное улучшение состояния. Но сохранялась самооценочная тревожность, сопровождавшаяся жестокой самокритикой (можно считать это детской привычкой «работать на оценку» и бояться любого отдыха, как пути в никуда, к провалу).
Для преодоления самооценочной тревожности мы применили метод когнитивно-поведенческой терапии «Спор с мыслью».
Основой упражнения послужила категоричная фраза: «Я – бесполезна!»
Можно сказать, что это утверждение соответствует когнитивным искажениям «черно-белое мышление», «всё, или ничего», «негативный фильтр», «сверхобобщение».
Наблюдались иррациональные убеждения, сопутствующие тревожной мысли:
Название типа искажения
Сопутствующие иррациональные убеждения
1
«черно-белое мышление»
тот, кто не «прекрасен», тот «ужасен»
2
«всё, или ничего»
если я не идеально полезна в данный момент, значит, я вообще бесполезна
3
«негативный фильтр»
Лучше я буду замечать свои недостатки, чем успехи, ведь именно критицизм ведет к развитию
4
«сверхобобщение»
В данный момент я не работаю, а такие люди - плохие люди, лентяи, поэтому все должны считать меня бесполезной
В процессе выполнения упражнения был составлен список фактов, соответствующих самоообвинению:
- она не работает;
- тратит деньги на лекарства;
- никак не разберет вещи в маминой комнате;
- не выставила на продажу кровать;
- мало делает по дому;
- могла бы горы свернуть (здесь проявилось еще одно когнитивное искажение: «персонализация», которому соответствует убеждение «я отвечаю за всё»).
Мы проговорили, что эти факты и идеи важно учитывать, чтобы не возникло ощущение, что мысль о своей бесполезности – совершенно глупая. Какие-то основания для неё всё же были.
Но, по законам диалектического мышления, важно учитывать и те факты, которые говорят в пользу «обвиняемой»:
- состояние улучшилось помощью терапии: тревога стала меньше и возможностей действовать – больше;
- уже может прибраться и приготовить еду;
- может почистить снег;
- может пообщаться с людьми;
- читает книжки;
- приступила к занятиям репетиторством – начала снова зарабатывать;
- планирует поездки;
- может сама поехать в город;
- до болезни очень много работала;
- за мамой преданно ухаживала;
- все планировала и выполняла;
- брала всю доступную ответственность, даже слишком много.
Если на начало упражнения субъективная оценка клиенткой реалистичности мысли «Я - бесполезна» составляла около 70 процентов от вероятного, то после столь убедительного спора с этой мыслью реалистичность стала ощущаться ею лишь на 25 процентов. Можно считать это серьёзным вкладом в работу клиентки над своими тревожными мыслями. Освоив этот метод, она приобрела надёжный инструмент для контроля над своей тревогой.
Дополнительно был освоен метод «Диалог с внутренним критиком», где тренируется умение отделить свою личность от «критика», подвергнуть самокритичные мысли диспуту и прийти к реалистичному, гуманному отношению к себе.
Даже та простая мысль, что категоричным словам в свой адрес можно не поверить на сто процентов, а подвергнуть их спору и собрать доказательства, уже даёт мощный целительный эффект.
В стрессе многие умные люди утрачивают доступ к формальной логике. Терапевт, помогая клиентам вернуться к разумным рассуждениям, создает условия для восстановления их самоконтроля и самоуважения.
Автор: Ольга Егорова
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru