Внимание! Ирония! Вдумчиво не читать! Шутки выделю жирным!
Я думал мы уже прошли уровень дна Мураками, но тут снизу постучало это произведение. Он, наконец, будто бы научился писать без прострации, но по наполнению это самое слабое из всего, что я, пока что, прочёл у этого автора (на мой скромный вкус). Встречайте шедевральный лесбо-мистический триллер "Moy lyubimiy спутник". Целевая аудитория: подростки, женщины, учителя. Тема: неразделенная однополая любовь и поиск себя. Жиже Норвежского леса, лучше Къюга-от-границы по написанию, но еще бредовее по наполнению. Самое удивительное и странное, что это человек написал в свои 50 лет...
Дорогие и уважаемые подписчики интересуются - зачем я читаю ЭТО, среди других весьма достойных книг? И правда, ЗАЧЕМ? Нужно не только создать цель - нужно цель оправдать перед читателем, иначе путешествие бесцельное (а оно экзистенциальному мне именно таким и нравится) , но если нужно - я не против. Сейчас придумаем мгновенную цель...
Так устроен современный PR, что если ты сам себя не похвалишь - никто тебя не похвалит. И я довольно часто вижу как художники сами о себе в журналах заказывают статьи, где сами о себе пишут в третьем лице "такой известный", "звезда мирового масштаба", "его произведения покорили интеллектуальный мир", "его популярность и спрос на его работы пробили все мыслимые прогнозы" и тому подобное. На самом же деле эта информация совершенно ничем не оправдана, кроме самомнения художника и желания продавать свой продукт. Одним словом, "Неуловимый Джо". А почему "неуловимый" сами знаете. И вот я нахожу где-то на бескрайних просторах статью о том, что Мураками собирается получить Нобеля по литературе. Бред, скажете. Конечно. И из того, что я прочитал пока ни одно произведение близко не подошло к Нобелю, наборот - он будто пишет всё хуже и хуже. Я будто весело качусь на санках от магической Овцы, в болото слюнявых эротических триллеров. А всё, что я читал из лауреатов Нобеля по литературе - отвал челюсти, причем верхней. Здесь же (конкретно в Спутнике) челюсти мои чуть не разомкнул навеки зловещий зевок скуки - так всё плоско и ожидаем и понятно и тривиально и где-то видел. Вот мне и стало интересно - какое же произведение автор и его пиарщики считают достойным Нобеля. С этой целью я решил изучить их все в хронологическом порядке. Я в пяти произведениях от финала...
Я обозначу, чтобы вы не утруждались переносом меня к "левым" или "правым", что ни там ни там меня нет. Я считаю что любая мысль, без географии, может быть как хорошей, так и неудачной (конечно, в контексте того, что я ищу). И тут меня поразило обилие этих странных мыслей. Слово "странный" тут неспроста, а означает "конфликтующий с реальностью". Местами это очень иронично. И, вдруг, "автор действительно хотел нас развеселить, придумывая такую умозрительную чушь, а на самом деле так совсем не считает", как однажды написал один из подписчиков. Вдруг...
Начинаем со Спутника собственной персоной. Харуки нам пишет, мол, летит он там, этот бесполезный кусок металла где-то в просторах космоса. И сразу думаешь, какой же умный человек, этот Харуки, и спутники запускает и книги пишет - во всём разбирается. Открываем раздел новостей по тематике "космическая программа Японии". Хи-хи. Так что это не "спутник летит где-то подобно бесполезному куску металла", а "писатель сидит где-то тарабаня на клавиатуре очередное своё произведение". Когда речь заходит о тирании, автор почему-то вспоминает Сталина, а не Гитлера или какого-нибудь одного из прекрасных японских императоров. Ах, да! Я совсем забыл, что японцы с Гитлером друзья навек, а с нами и товарищем Сталиным у них по-прежнему война идёт. "Моя любимая russofobia". Хи-хи-хи. Упомянуты даже мои любимые Керуак и Конрад, но исключительно чтобы показаться умным, никакой близости мысли или техники письма у Харуки к ним нет - примазался. Хотите немного эротики? Возьму фразу из книги: "хочешь я сделаю тебе ХОРОШО пальцами?". Именно ими я напечатал "ХОРОШО" на клавиатуре. Хи-хи. Или эта мысль! А вдруг, пока я сижу тут и пишу этот текст - другой я катается на чёртовом колесе и кушает вишнёвое варение с маслом? Хи-хи. Сцена в конце книги с Полицейским-Охранником, Учителем и Морковкой - просто апогей. А давайте отменим полицию! Намекает автор, даже не догадываясь, кто будет первым, кому сломают нос за длинный язык...
В любом случае я расцениваю это не как минус, а как прикол. Ведь я тоже в принципе могу сесть, как Кафка, отключить своё "нормальное" понимание мира и начать строчить отпетую ересь (как я в принципе иногда и делаю) - почему бы и нет. Кто-то будет вчитываться на серьезе, кто-то "вкурит" и будет хихикать со мной. А потом начнется "битва" между читающими - "о чем книга". А она вот о чём...
Есть побочная тема, которой давно хочу коснуться - а Спутником Мураками меня спровоцировал. Искусство и Шовинизм. Сейчас я прочёл достаточно плохое произведение (и читательские рейтинги это подтверждают, деля последнее место между Спутником и Къюгу), но плохим его на самом деле не считаю. Это путешествие подобно походу в магазин напротив, за молоком и хлебом - ничего нового не увидел, открытий не сделал, мир не перевернул - но вроде как попутешествовал и чего-то принёс. Мне об этом просто говорить, потому что в широком сравнении у меня нет вкуса - не люблю заостряться на одном - тошнит от избытка сладости или горечи, люблю контрастно перескакивать между темами. Меня одинаково впечатляет и классическое искусство и современное, пейзажи с медведями и Мадонны или абстрактные квадраты или рабочие с крестьянками, Шуберты с Шопенами и дес-металл или царапание металлом по стеклу под вопли кота, бульварное чтиво в мягкой обложке и древние легенды или неимоверно сложные интеллектуальные и красивые произведения литературы. При этом я прекрасно осознаю, что у всех произведений разное влияние, уровень, значимость, воздействие и проч. Только на меня это не влияет как будто бы никак в плане выбора позиции - категорически отказываюсь делить мир на чёрное и белое, хорошее и плохое, доброе и злое. Откуда мне знать, что может пригодиться в дальнейшем. Поэтому, по принципу "китайского фермера" я могу сказать только одно - "посмотрим". Потому что я считаю, что искусства созданы для того, чтобы людей объединять, а не разделять. Наблюдения за разборками "за гаражами" среди взрослых людей делящих себя на "интеллектуалов и быдло", "рэперов, металлистов и консерваторию", "классиков и современников", "левых и правых", "богатых и красивых" кажутся мне искренне смешными. Когда таким начинает в своих произведениях страдать автор (например Мураками) - прямой аналог. И в этом произведении нет исключений - мы читаем только Керуака и Конрада, слушаем только классику, все такие изысканные, такие интеллектуальные в белом костюме, едим только рыбу без костей и пьем вино с виноделен на которые ездим лично проверять созревание винограда. Только возникает один вопросик... Почему тогда произведение - такая плоская искромётная бессмыслица, пытающая заделаться очень умной!? Видимо, потому что то, как ты живешь, где, что ешь, читаешь и слушаешь никак не влияет на твой уровень таланта. Так же как не влияет твоя родословная, национальность, статус, разрез глаз, цвет кожи, ориентация и политические взгляды. А может причина и в чём-то другом. В том что это никак не влияет на саму жизнь - никто не знает её смысла. А может причина и в чём-то другом. В том что все люди счастливы одинаково, но несчастен каждый по-своему. А может причина и в чём-то другом...
Словом, такая книга, прочтя которую можно много всего к ней приделать, чего автор не имел ввиду, потому что она как всегда ни о чём...
Следующим будет "Кафка на пляже", книга имеющая самый высокий читательский рейтинг. Видимо претендент на Нобеля и наконец выход автора из затянувшегося творческого кризиса среднего возраста.
Харуки Мураками: