Чтобы партнеры по бизнесу, члены команды и клиенты хотели слушать и прислушиваться, нужно знать и применять определенные техники ведения диалога.
Среди этих техник есть как универсальные, которые можно и нужно использовать в любой коммуникации, так и особенные: актуальные для конкретных ситуаций делового общения.
Диалог — одна из магистральных линий на рисунке каждой коммуникации. И это одна из плоскостей моей системы, которую я назвала «Тетраэдр коммуникации». Подробно о ней рассказала 👉🏼 здесь 👈🏼
От того, насколько геометрически безупречно построен диалог, зависит результат всей коммуникации.
Какие же универсальные приемы важно использовать в любом диалоге?
Вот 10 таких приемов:
1. Взаимная эмпатия сторон в любой, даже самой не простой, напряженной конфликтной ситуации
2. Располагающая к открытому диалогу психологически комфортная атмосфера
3. Максимальное доверие и откровенность всех сторон общения
4. Готовность высказать, выслушать и принять критику
5. Позиция готов взаимодействовать вместо буду продавливать свой интерес
6. Фокус на поиске взаимных компромиссов и решений, затрагивающих интересы всех сторон коммуникации
7. Конструктивность переговоров: без лишних эмоций, необоснованной критики, выяснения личных отношений и др.
8. Своевременная обратная связь в той форме и в те сроки, которые были заранее оговорены
9. Соблюдение всех договоренностей, к которым пришли по итогам встречи
10. Следование правилам ведения диалога, согласованных до его начала
Эти 10 правил универсальны для любого делового общения. Но есть особенные принципы ведения диалога, которые актуальны в отношениях отдельных групп участников коммуникации.
Так, в диалоге между партнерами по бизнесу имеет смысл:
— Держать фокус на деловых аспектах и холодных аргументах: данных аналитики, точных цифрах прогнозов и отчетов. Бизнес-партнеры ценят прагматичность, аргументированность и ориентацию на результат.
— Демонстрировать компетентность и прекрасное владение контекстом. Потенциальным инвесторам и действующим партнерам важно, насколько вы понимаете предмет и умеете предлагать дельные, перспективные идеи.
— Владеть как минимум базовыми знаниями в таких важных аспектах ведения дела, как финансовая и правовая составляющие. Без этого невозможно взросло обсуждать и согласовывать итоговые договоренности.
В диалоге с командой вкупе с универсальными приемами я рекомендую дополнительно использовать такие методы:
— Вовлекающий стиль общения и поощрение обратной связи. Сотрудники ценят, когда их мнение учитывается. Их развернутая обратная связь бывает очень ценной: она подсвечивает слабые точки бизнеса, которые часто у его владельца находятся в слепой зоне.
— Заинтересованность в профессиональном и личностном росте сотрудников. Выявляя подлинные мотиваторы людей работать в команде и быть ее частью, мы формируем эффективную систему мотивации и выращиваем dream team, о которой мечтает каждый предприниматель.
— Применение наставнического подхода. Важно стимулировать постоянный обмен опытом и знаниями. Старички будут чувствовать свою полезность, новобранцы не будут ощущать себя брошенными. Как результат: между специалистами, отделами и филиалами будет продуктивный, взаимообогащающий диалог, который положительно скажется на общем КПД.
В диалоге с клиентами я советую придерживаться этих принципов:
— Главный фокус на потребностях и ожиданиях клиента. Помним: клиент хочет слышать только о себе и своей проблеме. Ему не интересно, чем примечательны и чего достигли вы и ваш продукт. Он хочет знать, как вы сможете закрыть его потребность.
— Готовность к детальным объяснениям и ответам на вопросы. Клиент ценит прозрачность, аргументированность и обоснованность предлагаемого решения.
— Забота. Каждому клиенту важно знать: для вас он не просто источник денег в кассу, а партнер, об интересах и комфорте которого вы искренне заботитесь на каждом этапе каждого касания с ним.
Эти примеры ведения диалога в разных деловых группах, конечно, не все. Я рассказала о наиболее распространенных.
В бизнес-коучинге и медиации я сталкиваюсь с тем, что многие специалисты-фрилансеры и владельцы бизнеса довольно много знают о коммуникациях. О том, как строить диалог и вести себя с непростыми оппонентами. Но мне очевидно, что большинство этих знаний лежат запыленными томиками на полках памяти. Люди охотно наращивают свои знания в коммуникациях, но мало при этом практикуют. Без практики все самые актуальные, самые ценные инструменты и техники очень быстро обесцениваются. Поэтому нужно как можно чаще тренировать, обтачивать и полировать свои коммуникативные навыки в реальных ситуациях, вступая в непростой диалог с самыми неудобными, угловатыми собеседниками. Только так можно обучиться искусству эффективного диалога. Только так будет достигнут результат, когда твою точку зрения слушают, слышат и принимают.