Как считаете, что больше всего влияет на динамику роста бизнеса? Финансовая грамотность? Стратегическое мышление? Способность чувствовать время и видеть перспективу? Яркие лидерские качества? А, может, мощные организаторские и управленческие способности?
Я убеждена, главный элемент двигателя в бизнесе — зрелые коммуникативные навыки предпринимателя.
Не спорю, финансовая подкованность лидера, умение мыслить стратегически, прокаченные management-skills, амбициозность и харизматичность тоже важны.
Но.
Все эти нужные и важные компетенции обнуляются, если владелец бизнеса нулевой (sorry за сленг) в коммуникации.
Почему я так считаю? Потому что 10 лет назад прошла урок под названием «Нет коммуникации — нет бизнеса». За него я заплатила 50 🍋🍋🍋.
Вот как это было.
Тогда я была в успешном бизнес-партнерстве. Проект был очень перспективным: стремительный старт, быстрый выход на безубыточность и уже через год уверенный плюс.
Год от года финансовые показатели стабильно росли. Но в какой-то момент я почувствовала, что в роли, которую играю в проекте, и в задачах, которые решаю, мне стало тесно. Еще я поняла, что на каком-то этапе разошлось наше видение с партнером по развитию компании. Находясь в решении рутинных бизнес-задач, мы не находили времени для диалога. Точнее, на тот момент мы еще не осознавали, насколько важен диалог между партнерами. Когда я поняла, что мой внутренний импульс в этом проекте полностью погас, я приняла решение продать долю и выйти из бизнеса. Это решение стоило мне 50 миллионов: примерно столько я потеряла на продаже своей доли.
Позже, когда с холодной головой я разобрала ситуацию по молекулам и дала взвешенную оценку этому опыту, я осознала: главная причина, почему все так вышло, была именно в том, что между нами не было качественного диалога. Благодаря этому я поняла: прозрачная, открытая и регулярная коммуникация это краеугольный камень в большой системе бизнеса. Без этого элемента все шестеренки системы начинают скрипеть, бизнес-процессы замедляются, а потом неизбежно происходит остановка.
В безупречности аксиомы — коммуникация это главный драйвер роста в бизнесе — я многократно убедилась в проектах, которые запускала после, и продолжаю убеждаться в своих сегодняшних бизнесах.
Свои знания о коммуникациях (этому предмету я обучилась профессионально у лучших мастеров по коммуникациям) и свои наблюдения по использованию коммуникативных методов в бизнесе я собрала в систему «Тетраэдр коммуникации».
Расскажу об этом простом, но очень эффективном инструменте.
Тетраэдр коммуникации: что это и как работает?
Тетраэдр — это многогранник (небольшой экскурс в урок геометрии🙂), объединенный четырьмя треугольниками с равными сторонами.
Эта фигура идеально подошла, чтобы отразить мою мысль о системе деловых коммуникаций. Итак, все грани и стороны у этой фигуры равны. Точно так же равны (то есть, равнозначны, равноценны) четыре грани деловой коммуникации. Во взаимодействие между собой могут вступить партнеры по проекту, менеджмент, линейный персонал, специалисты по работе с клиентами, сами клиенты, подрядчики и т.д. Каждый раз между ними возникают (точнее, должны возникать) четыре плоскости коммуникации:
1. Договоренности
2. Интересы
3. Роли и функции
4. Диалог
Только при условии, что все эти плоскости есть в коммуникации, высока вероятность того, что ее результат удовлетворит каждого участника взаимодействия. Стороны обязательно должны согласоваться в интересах, ролях и функциях, договоренностях и особенностях ведения диалога.
Чтобы было понятнее, продемонстрирую принцип работы тетраэдра коммуникации на конкретном примере.
Типичная ситуация:
Предприниматели решают создать общий бизнес. Они синхронизируются в интересах, договариваются о ролях и функциях каждого партнера, согласовывают другие важные вещи. Затем они закрепляют свои решения в договоренностях. Как вариант, в партнерском соглашении. Происходит запуск общего дела. Потом по какой-то причине партнеры расходятся в представлении о приоритетных целях в развитии бизнеса. Кому-то становится тесно в своей роли, кому-то кажется, что он вкладывается в проект больше. Об этом оба партнера не говорят друг другу. Диалог между ними сначала становится все напряженнее, а потом и вовсе сходит на нет. Начинает зреть взаимное недовольство и раздражение. Учащаются конфликты, больше уже из-за личных обид. Такая ситуация может дойти до острого противостояния и закончиться обоюдным решением забрать свои доли и закрыть общий бизнес.
Какую ошибку совершают партнеры? Они пропускают важную грань коммуникации: «Диалог». Если вовремя активировать эту грань и начать честно, обстоятельно и уважительно друг к другу обсуждать триггерные моменты, как личные, так и рабочие, точка невозврата между партнерами не случится.
По такому же принципу действует тетраэдр коммуникации и в других деловых отношениях (и, кстати, не только в деловых).
О том, что важно обсудить, согласовать и зафиксировать в плоскостях тетраэдра «Договоренности», «Роли и функции» и «Интересы» расскажу в следующих материалах.
Поделитесь в комментариях, на сколько баллов из 5 вы оцениваете свои коммуникативные навыки 😉Часто испытываете трудности в деловом общении с людьми?