Если вы читаете эту статью, то, наверняка, были в ситуации, когда были уверены что подходите на должность и предложение о работе уже у вас в кармане, но в итоге получали отказ от работодателя или коронное "мы выбрали другого кандидата".
За 12 лет практики в HR я провела сотни собеседований, и в этой статье я поделюсь тремя ошибками, которые чаще всего совершают даже хорошие сильные кандидаты, профессионалы, когда приходят на собеседование. И почему даже хорошие кандидаты получают отказы. И это не только мой опыт, но и обобщенная обратная связь от руководителей, с которыми я работала и для которых мы нанимали сотрудников.
Поэтому дочитайте эту статью до конца - в конце для вас будет подарок, который поможет вам избежать этих ошибок, и я вам обещаю, будет очень ценным и для вашей дальнейшей карьеры.
Но до того, как будем сами ошибки разбирать, я хочу важную базу к обсуждению заложить: что вообще такое собеседование, с каким настроем к нему нужно готовиться и на него приходить. Потому что большинство ошибок, не только эти три, но и другие более мелкие, на мой взгляд, люди совершают из-за того, что они неправильно подходят к самому процессу интервью, неправильно его воспринимают. Нас же не учат в университете строить свою карьеру, качественно искать работу. Поэтому с самого начала карьеры, и дальше у многих это тянется, люди в основном делают это по наитию, как могут и учетом своих каких-то установок и представлений.
Что важно понимать про современный рынок труда и процесс найма сотрудников
Если работодатель выкладывает какую-то вакансию и начинает искать нового человека, то это значит, что у него уже есть какая-то проблема (Есть задача, которую внутренними силами решить не смогли. Не нашли нужного человека, не хватает рук. При этом новый человек - это всегда дополнительная сложность, головная боль, это очень затратный процесс, найти, адаптировать, вписать в коллектив). И больше всего работодатель хочет, чтобы пришел человек и эту проблему решил. а не добавил проблем. И он готов за это заплатить и платить и дальше, если этот человек будет и дальше решать какие-то уже другие проблемы.
При этом когда вас зовут на собеседование, то ваше резюме уже посмотрели, оценили, выбрали из десятка других, то есть работодатель базово уже заинтересовался в вашей кандидатуре. То есть что-то в вашем опыте и в вашей личности ему показалось ценным. И может еще в 10-15 кандидатах, которых он выбрал из 100 откликов. То есть у вас уже есть какой-то плюсик.
При этом на интервью он не только выбирает, кто подходит в компанию, но и кто подходит лучше всех. Поэтому, хотите вы или не хотите, собеседование - это всегда такая продажа себя. Потому что даже если вы подходите под вакансию, может быть человек, который подойдет под нее лучше. А ваша задача, если хотите получить работу, быть лучше других.
Я, может какие-то не очень приятные вещи говорю, но это правда. Сейчас на рынке топовых классных специалистов мало, и в этом огромный дефицит кадров, и работодатели готовы предлагать любые условия (это называется рынок кандидатов), но если берем просто хорошие какие-то позиции, не уникальные, то у работодателя обычно очень много откликов и среди них всегда есть несколько более менее подходящих.
При этом это обоюдный выбор и продажа: вы - свой опыт, компания - себя и свои прекрасные возможности для сотрудников.
Мы не говорим о ситуациях, когда вы топовый узкий эксперт и вас мечтает получить любая компания за любые деньги. А берем более такие земные ситуации. Кстати, если интересно узнать, как стать таким топовым желанным сотрудником, пишите в комментариях, если тема будет актуальна, сделаю отдельную публикацию
Итак, ключевое, что хочет узнать работодатель - это сможете ли вы решить его задачу, захотите ли ее решать, и будете ли вы лучшим выбором среди других хороших кандидатов, то есть не доставите ли вы ему дополнительных проблем.
Поэтому все ваши ответы, если вы хотите получить эту должность, должны быть направлены на эти цели.
Ошибки, которые совершают многие кандидаты
1. Говорите о себе, а не о боли компании и вашей пользе
Чаще всего это происходит от неподготовленности. Когда вы не потратили время и не подумали и не понимаете, какая проблема сейчас у работодателя. Когда вы не понимаете себя - что в вашем опыте самое ценное, какие ваши сильные стороны. И самое главное, что в вашем большом опыте совпадает с теми задачами, которые есть у компании. И какие примеры вы можете привести.
От этого и получается, что вы рассказываете то, что приходит в голову. Часто вы волнуетесь еще и важные детали вылетают из головы. И вы начинаете рассказывать про какие-то процессные вещи "работаю с клиентами, делаю такие задачи, делаю сякие задачи". А на вопросы "Приведите пример" теряетесь, потому что у вас нет готовых сформулированных примеров.
Я очень часто на вопросы: "Приведите пример, когда вы что-то инициировали, или получили какие-то сверхрезультаты", слышу ответы: "Да какие результаты, я работаю и работаю". Какие-то очень неуверенные ответы.
И как я уже сказала, на собеседовании обе стороны как бы продают себя. А самые лучшие продажи - это когда вы понимаете потребность клиента. Когда находите его болевую точку, какую задачу ему нужно решить, и продаете ему решение этой задачи.
Очень старая присказка "Не продавайте человеку молоток, а продавайте забитые гвозди". не рассказывайте все что умеете и все, что делали на последних трех местах работы, а рассказывайте в первую очередь те задачи и проекты, которые совпадают с задачами и требованиями вакансии. И заранее до собеседования подготовьте несколько релевантных примеров.
Работодатели очень ценят людей, кто умеет брать ответственность, быть инициативным, кто ориентирован на результат и готов работать на результат, кто умеет договариваться и решать проблемные вопросы на своем уровне - это такие универсальные качества для любой должности. И ваша задача, понимая, что нужно компании, говорить в первую очередь о том, как вы эти задачи успешно решали и как вы сможете решить их в будущем.
Вот например случайная вакансия:
Очень наглядный пример, потому что на административных должностях люди как правило говорят "ну какие у меня достижения....."
А мне как нанимающей стороне хочется понять:
- Как вы будете регулировать проблемные ситуации и не добавите ли мне как руководителю головной боли.
- Перевод подразделения на электронный документооборот - вы умеете это делать? Если умеете, то как вы будете это делать? Это не будет моей дополнительной головной болью? Вы сможете лидировать этот процесс? И что еще вы сможете оптимизировать, может у вас есть какие- то успешные примеры, которые вы сможете повторить в моей компании?
- Тут выделена супервнимательность - значит это правда важно. А чем докажете, что вы супервнимательны? Как мне поверить, что вы не будете допускать ошибок по невнимательности?
То есть когда вы рассказываете о себе, вы на самом деле должны все время рассказывать о будущей компании, и о том, что важно для нее. Чем вы будете полезны и ценны для этой компании.
И я всегда за подготовку к собеседованиям, поэтому готовясь к интервью, ваша задача заранее подумать, что может быть полезно будущей компании, какие примеры у вас есть и как можете себя продать.
В каждой профессии есть ключевые 5-6-7 навыков, компетенций, которые вносят самый существенный вклад. И скорее всего вас о них и будут спрашивать. Очень много людей фокусируется на том, что они делали, но мало фокусируются на том, какие результаты это принесло и что из этого будет полезно будущей компании, а это очень важно.
2. Говорите обобщенно, а не о вас конкретно (а нанимают именно вас)
Я часто слышу от соискателей: «Мы за короткие сроки реализовали проект... Нам удалось… Мы проанализировали… Наши продажи выросли, наш проект успешно запустился...» …
Понятно, что часть работы вы выполняете совместно с коллегами, с командой, со свои подчиненными. Понятно, что в нашей культуре вообще не принято выставлять свое "Я" вперед. Но на собеседовании вам нужно забыть слово "мы" и стараться говорить только о себе.
И я даже говорю не о местоимениях "я" или "мы", это второй вопрос, а я говорю о содержании ваших ответов, когда непонятен ваш вклад и ваша роль. Когда вы прячетесь за каким-то общим результатом, хорошим или плохим, и непонятно, какая ценность именно вас. А нанимают-то вас, а не всю вашу команду.
Кто же эти загадочные «мы»?
Вы можете распознать, что совершаете эту ошибку, если на собеседовании рекрутер или руководитель вам задает уточняющие вопросы: «А какой Ваш личный вклад? А что делали именно Вы? Как Вы это делали? В чем заключалась именно Ваша роль в проекте?».
Это значит, что он пока не видит ВАС в тех примерах, которые вы приводите как иллюстрацию своих компетенций.
И опять же, все понятно, в нашей культуре МЫ превалирует над Я, но часто, если покопать поглубже, оказывается, что за МЫ человек просто прячет попытку уйти от ответственности, отсутствие лидерских качеств, даже какое-то лукавство, когда рассказывает ситуации, к которым он вообще мало имеет отношение.
На мой взгляд, нет смысла слишком зацикливаться на том, какие обороты вы будете употреблять на интервью. Гораздо важнее, чтобы в ваших ответах и ваших примерах можно было легко увидеть именно ваш вклад, ваши качества.
3. Уходите в несущественные детали, отходите от сути ответов
Это вообще ключевое, когда вы продаете себя. Вы можете быть сколь угодно хорошим специалистом с релеватным опытом, но если вы не можете про это четко и внятно, интересно рассказать, то вы скорее всего проиграете другим кандидатам.
И хорошее содержательное интервью всегда строится на примерах, когда вы приводите кейсы задач, которые решали, примеры результатов, которые получали. И ваша задача заранее продумать эти примеры, выделить, что в них важно, а что второстепенно. Интервью длится минут 40, и ваши ответы должны быть короткими, чтобы вы успели поговорить о чем-то содержательном, а не 15 минут рассказывали одну историю, за которой непонятно сути.
Всегда имейте в голове структуру ответа: ситуация - задача - действия - результат. На английском этот подход называется STAR.
Это когда вы отсекая лишнее кратко описываете ситуацию, задачу, которая стояла, что вы сделали, и какой результат получили.
Мы разбирали вакансию руководителя документооборота.
Давайте пример для этого же кандидата: например, оптимизация документооборота.
Вас спрашивают:
"Расскажите про ваш опыт автоматизации документооборота".
Нормальный вопрос, если в будущей компании этот проект на повестке и вам предстоит его лидировать.
И кандидат говорит:
"На предыдущем месте работы как раз был такой проект. Я работал над автоматизацией документооборота. Это была очень сложная задача, тогда как раз сменился директор, и пришел новый директор не из этой сферы. Мне приходилось много над этой задачей работать, но в итоге я успешно справился с задачей: все были довольны, руководители дали положительную обратную связь и выплатили премию".
Как вам такой ответ? Очень близкий к тому, что любой рекрутер часто слышит на собеседовании.
Вообще непонятно: чья были инициатива, что вы сделали конкретно, какой реальный ощутимый результат, как вы вообще видите решение этой задачи.
Помним, что работодателю лишь интересно, справитесь ли с задачей и не добавите ли головной боли?
Друзья, не хочу давать вам готовый шаблон правильного ответа на этот вопрос, но предлагаю вместе подумать: напишите в комментариях, как бы вы на него ответили по методике STAR, а я на каждый ответ дам обратную связь как рекрутер.
К сожалению, часто даже высокоуровневые сотрудники не могут грамотно презентовать свой опыт. А, повторюсь, на собеседовании это намного важнее, чем то, в чем вы пришли на интервью или насколько объемный этот опыт. Даже с небольшим опытом можно стать самым лучшим кандидатом и получить приглашение на работу, если грамотно его презентовать.
В качестве упражнения я рекомендую вам выписать 10 вопросов, актуальных для вашей профессии, которые вы слышали на собеседовании или думаете, что вам их могут задать, и ответить на них самому себе под диктофон. И потом послушать. Проанализируйте, можете ли вы сократить этот ответ не потеряв сути, что можно убрать, какие несущественные детали вы говорите. После нескольких тренировок ваши ответы будут звучать намного четче и увереннее.
Я обещала подарок
В комментарии к этой статье вы можете скачать гайд с полезными упражнениями, которые помогут вам избежать этих трех ошибок. Помогут понимать боли компании, говорить о главном в своем опыте без лишних деталей и выгодно презентовать ваш опыт.
А этот навык вам всегда пригодится - и при подведении итогов года, и при разговоре о повышении, и при защите ваших проектов перед начальством. Презентовать результаты - один из ключевых навыков для тех, кто хочет построить карьеру.
Спасибо, что дочитали до конца, я желаю вам удачи и найти ту самую работу мечты именно для вас.
Если вам нужна помощь в том, что связано с поиском работы и карьерой, вы можете найти меня в Телеграм-канале "Лена про карьеру" и на моём сайте. Ссылки я оставила в шапке профиля.