Найти в Дзене

С 2025 года аутизм будут лечить физкультурой

Оглавление

С нового года для лечения таких детей в силу вступят новые клинические рекомендации. Минздравом России предложено:

  • расширить спектр врачей-специалистов, осматривающих детей с таким диагнозом или подозрением на него
  • расширить спектр применяемых специально разработанных и проверенные методик, направленных на развитие моторики, речи, письма, коррекцию поведения
  • по прежнему оставить только те лекарственные препараты, которые используются для терапии сопутствующих нарушений (повышенная тревожность, раздражительность и агрессия и т.п.), т.к. препараты с доказанным действием, влияющие на "корень" проблемы, так пока и не найдены.

Эксперты говорят о том, что новые рекомендации позволят точнее диагностировать аутизм у детей и подбирать более эффективные методы лечения в индивидуальном формате.

Таких детей становится всё больше

Аутизм описывается как расстройство психического развития, которое может начинать проявляться у детей в раннем возрасте. Обычно диагноз «ранний детский аутизм» ставят детям в возрасте от двух до трех лет.

Основные признаки этого расстройства включают:
- трудности в общении с окружающими
- отсутствие использования жестов и мимики
- ограниченные интересы
- постоянное повторение одних и тех же действий или слов

В конце прошлого века заболевших детей стали называть «детьми дождя» после выхода фильма «Человек дождя» в 1988 году, в котором главный герой Рэймонд живет в своем собственном мире, не в состоянии выражать свои мысли и чувства, но обладает выдающимися математическими навыками.

В последние же годы в России наблюдается рост числа людей и в частности детей с диагнозом «аутизм». Однако, по данным Минздрава, это число все еще на 40 раз ниже мирового среднестатистического значения.

В связи с цифрами статистики вынесли предположение, что в России многим детям диагноз не ставится, и они остаются без квалифицированной помощи.

В то же время, за последние пять лет количество выявленных расстройств аутистического спектра увеличилось более чем в 2,5 раза.

Предполагается, что это связано с тем, что:

  • количество врачей-психиатров и детских психологов, прошедших специальное обучение в области диагностики и терапии аутизма, продолжает расти
  • клинические рекомендации в этой области на уровне Минздрава России постоянно обновляются

Новое в диагностике и лечении

С 1 января 2025 года вступят в действие новые клинические рекомендации по лечению детей с аутизмом.

В отличие от версии 2020 года, в обновлённом документе относительно ДИАГНОСТИКИ детского аутизма:

  • расширен список специалистов, которые должны осматривать таких детей — теперь в него входят ещё и окулист, гастроэнтеролог и невролог
  • добавлены исследования для диагностики: предполагается выполнять анализы крови на уровень креатинкиназы, тиреотропного гормона, молочной и мочевой кислоты, гомоцистеина, витамина B12 и других показателей для лучшего понимания причин расстройства
  • всем детям до трёх лет рекомендуется проводить скрининг для выявления возможного аутизма

Ещё большее внимание стало уделяется ЛЕЧЕНИЮ сопутствующих расстройств.

  • Для детей и подростков с аутизмом, испытывающих повышенную раздражительность, агрессию и склонность к самоповреждению, разработаны и рекомендованы к использованию новые препараты.
  • Рекомендуются занятия АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ для формирования на этапах раннего развития и позднее улучшения моторных, физических и социальных навыков.
  • Так же и музыкальная терапия может помочь улучшить общее состояние и уменьшить выраженность симптомов.
  • Для развития способности к обработке сенсорной информации у детей в возрасте от 4 до 12 лет предлагается методика сенсорной интеграции по Айрес.

Руководитель департамента коммуникаций и связей со СМИ ассоциации «Аутизм-Регионы» Екатерина Заломова относительно применения для детей с аутизмом музыкальной терапии, методик физической культуры и сенсорной интеграции для газеты "Парламентский вестник" высказалась так:

«Врач теперь может их рекомендовать своим пациентам в качестве доказанных методик психолого-педагогической абилитации для детей с расстройствами аутичного спектра»

-2

🤓 На мой взгляд детского реабилитолога

будет совершенно замечательно выстраивать методику работы по профилактике и коррекции детского аутизма так, чтобы в одном занятии объединялись:

  • и упражнения адаптивной физической культуры
  • и упражнения из методик нейрокоррекции
  • и элементы музыкальной терапии

В моей практике объединение этих методик приносит хорошие результаты, начиная от детей с самого раннего возраста. Хотя, арсенал инструментов музыкальной терапии у меня не особо велик, т.к. больше специализируюсь на адаптивной физической культуре и нейрокоррекции. Но и его часто хватает для усиления результативности работы.

🤔 Единственное, меня часто тревожат 2 вопроса:

Что же такое происходит в нашем мире, что так неуклонно растёт количество детей с расстройствами аутичного спектра?
А может это и правда какая-то новая раса нарождается?
Которую мы современные люди и специалисты просто не понимаем и не можем найти верный контакт.

Ведь есть разные формы аутизма, и по статистике:

  • значительно реже он протекает с разной степенью умственной отсталости
  • очень часто среди аутистов есть много талантливых до гениальности детей, к которым нужен особый подход и масса любви и терпения от родителей

❓А что вы думаете по этому поводу?

Поделитесь в КОММЕНТАРИЯХ 👇

-3